Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовые права и свободы






Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает:

свободу труда;

право на труд и на защиту от безработицы;

право на забастовку;

право на отдых.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреп­ленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наем­ного труда, которые составляют основную часть работающего на­селения. Эти права распространяются на значительное число на­ходящихся в России иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность от­стаивать свое достоинство и интересы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое положе­ние работников. При административно-командной экономике они были на словах полноправными, но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к излишкам ра­бочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплине. Как результат — низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в результатах труда при «полной занятости» и «неуклонном росте благосостоя­ния трудящихся». Но жизненный уровень, организация труда все более и более отставали от общемировых стандартов, широкове­щательные права и свободы часто оставались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по-другому. Он стремится сократить ненужный персонал, заста­вить работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически об­щество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которо­го способно привести к крупным социальным потрясениям (ре­волюции, трудовым конфликтам, массовому недовольству). За­щите интересов человека на производстве служат трудовое и со­циальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллек­тивные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые дого­воры и контракты).

Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым ко­дексом. Целями трудового законодательства являются установле­ние государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс закрепляет основные прин­ципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запре­щение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей ра­ботников, обеспечение права каждого работника на своевремен­ную выплату справедливой заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привле­чении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Консти­туционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивиду­альную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Та­ким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы прину­ждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считает­ся принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекаю­щих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией МОТ № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РФ (ст. 2).

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпри­нимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основ­ном определяется договором с работодателем. Но наемный работ­ник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установлен­ного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здо­ровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный орган принимать за­коны о минимальном размере оплаты труда, а работодателя вы­плачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем са­мым предполагается, что по договору (коллективному или инди­видуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным госу­дарственными органами для предприятий и учреждений, находя­щихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные ста­тьи Трудового кодекса и других актов развивают и детально рег­ламентируют указанные конституционные положения.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствую­щую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно по­могать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Ко­декс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется воз­можность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом РФ «О занятости населения в Россий­ской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2006 г.). Реализацию целей Закона осуществляет Федеральная служба по труду и заня­тости России, имеющая отделения во всех субъектах Федерации, городах и районах страны.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто рабо­тает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конститу­ция гарантирует установление федеральным законом продолжи­тельности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оп­лачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 91) устанавливает максимальную продолжительность рабочего вре­мени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотрен­ные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и со­глашения часто вводят и более высокие стандарты.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. За­бастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда. Право на забас­товку — демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений. В России оно за­креплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.

В мировой практике встречаются различные виды забасто­вок — «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Весьма часто (и особенно в современной России) экономические требования работников сочетаются с политическими — в адрес главы государства, правительства, местных органов власти. Не­редко скрытым инициатором остановки работы выступает сам работодатель (с целью получения от правительства денежной по­мощи или оплаты за выполненную работу). Крупные и особенно всеобщие забастовки, обычно организуемые сильными профсою­зами, в состоянии серьезно дестабилизировать социально-поли­тическую обстановку в стране, нанести серьезный ущерб эконо­мике. Западная конституционная теория и судебная практика рассматривают незаконные забастовки как нарушение права соб­ственности предпринимателя и свободы предпринимательства. Забастовочное движение в западных странах, ныне весьма скром­ное, в прошлом нередко сотрясало экономику и порождало по­литические кризисы.

Право на забастовку признается международным правом, кон­ституциями и законами большинства стран мира как одно из ос­новных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. с целью разрешения коллективного трудового спора, поэто­му не гарантируется право на проведение забастовок солидарно­сти, забастовок с требованием изменения социально-экономиче­ской политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Регламентация осуществления права на забастовку содержится в Трудовом кодексе (гл. 61). Объявить забастовку вправе только работники, выступающие стороной коллективного трудового спо­ра, поэтому не гарантируется право на забастовки солидарности, забастовки с требованием изменения социально-экономической политики правительства. Забастовки правомерны только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению кол­лективного трудового спора. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 дней.

Ограничение права на забастовку не противоречит и обще­признанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку до­пустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократи­ческом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод дру­гих. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутрен­него законодательства. Но это законодательство не должно выхо­дить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Ус­танавливать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими международно-правовыми нормами Трудовой кодекс (ст. 413) вводит перечень незаконных забасто­вок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Являются незаконными и не допускаются забастовки в пе­риоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычай­ном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представитель­ствах или иных обособленных структурных подразделениях), не­посредственно ведающих вопросами обеспечения обороны стра­ны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поиско­во-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, пред­ставительствах или иных обособленных структурных подразделе­ниях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотлож­ной медицинской помощи.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным за­коном.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной облас­ти, автономных округов по заявлению работодателя или проку­рора. Решение суда доводится до сведения работников через ор­ган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Ре­шение суда, вступившее в законную силу, подлежит немедленно­му исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забас­товку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоро­вью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных терри­торий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней. В случаях, когда забастовка признается не­законной, решение по коллективному трудовому спору в десяти­дневный срок принимает Правительство РФ.

Ограничения права на забастовку содержатся в ряде федераль­ных законов. Так, Федеральным законом «О федеральном желез­нодорожном транспорте» прекращение работы как средство раз­решения коллективных споров не только запрещено, но и влечет наложение дисциплинарного взыскания как за грубое нарушение трудовой дисциплины.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.