Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об антикризисной политике Китая






 

Кокарев Константин Анатольевич - доктор исторических наук, первый заместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ).

 

Проводимая Пекином политика «ускоренной нейтрализации» отрицательного влияния глобального кризиса позволяет Китаю успешно «держать удар». Негативные тенденции проявляются здесь в снижении темпов экономического роста, а не в отсутствии роста как такового. Принимаемые меры должны не только блокировать углубление и расширение кризиса, но и подготовить последующий рывок уже на новой научно- технологической основе. По мнению доктора исторических наук К.Кокарева именно этот рывок в посткризисный период может способствовать новому витку в отношениях Китая и России.

Оценки влияния глобального финансово-эко­номического кризиса на развитие КНР свидетель­ствуют о том, что он затронул многие сферы эконо­мической и социальной жизни страны. Негативное воздействие глобального кризиса в Китае ощуща­ется по следующим направлениям.

Снижение темпов роста ВВП. Этот показатель в 2008 г. уменьшился с 10, 6 % (в первом квартале) до 6, 8 % (в конце четвёртого). В среднем по ито­гам года темпы роста ВВП вышли на уровень 9 %. Однако, по мнению некоторых зарубежных экспер­тов, в 2009 г. они не превысят 6 %.

Деловая активность в Китае снизилась на 20­30 %. Только за 10 месяцев 2008 г. было закрыто 67 тыс. предприятий, и такая тенденция сохра­нялась в первые месяцы 2009 г. В феврале теку­щего года экспорт, за счёт которого формируется 40 % ВВП страны, упал на 25, 7 %, импорт - на 23, 8 % [1]. В январе-феврале прямые иностран­ные инвестиции сократились на 26, 2 % и состави­ли 13, 3 млрд дол.

Замедление темпов роста валютных резер­вов. В первом квартале 2008 г. прирост валютных резервов КНР составлял 153, 9 млрд дол., а за пер­вый квартал 2009 г. - только 7, 7 млрд дол., т.е. сни­зился на 94, 3 %. Помимо сокращения объёмов вне­шнеторговых операций одной из причин снижения в Китае темпов роста резервов специалисты назы­вают отток валюты, который является признаком неуверенности бизнеса в перспективах развития экономики и сохранении социально-политической стабильности в стране. Кроме этого, в сложивших­ся условиях инвесторы рассчитывают на получение большей прибыли от вложений за рубежом, нежели внутри страны.

По оценкам работающих в Гонконге западных экспертов, китайские валютные резервы в 2009 г. увеличатся только на 100 млрд дол. (для сравне­ния: в 2008 г. - на 417, 8 млрд дол.).

Дефицит бюджета составил в 2008 г. 16, 2 млрд дол. По планам на 2009 г. он достигнет 139 млрд. дол. [2]. Правительство надеется удержать дефи­цит на уровне, не превышающем 3 % ВВП. Харак­терно, что ранее китайский бюджет был бездефи­цитным.

На 14, 9 % сократились темпы роста налоговых поступлений [3].

Финансовые потери КНР среди прочего связа­ны с неудачными инвестициями в ряд зарубежных компаний (Blackstone Group, Morgan Stanley, Fortis и др.). Китайская сторона вложила в американские финансовые институты примерно 2/3 валютных резервов своего Центрального банка (на начало 2009 г. они составляли 1, 95 трлн. дол.). В Пекине опасаются, что предпринимаемые в настоящее время правительством Б. Обамы усилия по борь­бе с кризисными явлениями в экономике и финан­совой сфере могут привести к инфляции, которая ещё больше сократит ценность приобретённых Китаем американских государственных облига­ций [4].

Рост безработицы. На конец 2008 г. только по­терявших место рабочих - мигрантов из сельской местности в стране было свыше 20 млн. человек. По экспертным оценкам, в 2009 г. безработица в не­сельскохозяйственном секторе может составить около 39-48 млн. человек. Почти 70 % работающих в стране компаний, связанных с международными рынками финансов, связи и информационных тех­нологий, уже объявили, что в текущем году плани­руют ограничить приём на работу новых сотрудни­ков [5].

Китайские власти понимают, что не имеющие работы мигранты из городов и сельской местности, выпускники учебных заведений, а также демобили­зованные из армии военнослужащие - это серьёз­ная угроза социальной стабильности.

Снижение доходов населения. В условиях па­дения спроса на мировых рынках снижение дохо­дов связано в первую очередь с банкротством предприятий, фирм, компаний и потерей рабочих мест в районах, где производство ориентировано на экспорт. Люди, теряя работу и заработок, уже не могут оказывать помощь денежными перевода­ми своим семьям и родственникам, проживающим в сельской местности. В результате снижается жиз­ненный уровень значительной части населения, увеличивается разрыв между доходами крестьян [17] и рабочих, который и без того составляет около 60 %, у людей возникает неуверенность в буду­щем. По некоторым данным, в 2008 г. в стране уже прошло около 120 тыс. забастовок и других акций протеста.

В выступлениях председателя КНР Ху Цзиньтао, премьера Вэнь Цзябао и других руководите­лей государства по итогам 2008 г. подчёркивалось, что «трудности в функционировании экономических механизмов увеличиваются» и «давление на китай­скую экономику продолжает расти» [18].

В то же время анализ текущей социально-экономической ситуации в стране показывает, что Пекин (по состоянию на первый квартал 2009 г.) успешно «держит удар», и речь скорее может идти о негативных тенденциях, связанных со снижением темпов экономического роста, а не с отсутствием роста как такового. Как отмечалось выше, в 2008 г. ВВП Китая увеличился на 9 % и составил более 4 трлн. дол. Именно КНР в прошедшем году обес­печила 20 % роста мировой экономики. Особенно прогрессирует его так называемая «третья промы­шленность» (сфера услуг, информация, связь, на­учные исследования и др.), рост которой в 2008 г. составил 9, 5 % [6]. По заявлению премьера Гос­совета КНР Вэнь Цзябао и данным официальной статистики, показатели в 1-м квартале 2009 г. де­монстрируют положительную динамику по многим отраслям экономики и сферам деятельности [7].

Китайское правительство проводит энергичную политику «ускоренной нейтрализации» того отри­цательного влияния, которое оказывают кризис и некоторые внутренние проблемы страны на посту­пательное развитие её экономики и общества в це­лом. Принимаемым мерам стараются придать сис­темный, комплексный и многоуровневый характер. С одной стороны, они должны блокировать углуб­ление и расширение негативного влияния кризиса на экономическую и общественно-политическую жизнь страны, а с другой - формировать условия не только для восстановления прежних темпов развития, но и для последующего рывка уже на но­вой научной и технологической основе, к тому же укреплённой хорошо подготовленными кадрами. При этом создаются резервы и планируются дейст­вия страхующего характера, которые способству­ют закреплению положительных результатов и не допускают резкого и неконтролируемого отката назад.

Нацеленность на реализацию «уникального шанса, который предоставляет Китаю глобальный финансово-экономический кризис», «красной ни­тью» проходит через все последние выступления высшего руководства страны на разного рода пар­тийных и государственных форумах, совещаниях с секретарями парткомов и губернаторами провин­ций.

Реформирование центральных и местных орга­нов исполнительной власти в Китае сосредоточено на усилении экономического и финансового блоков управленческого механизма. Например, в Пекине к июню 2009 г. соответствующие изменения долж­ны коснуться 19 департаментов городского прави­тельства. Появится новый комитет по экономике и информации, который объединит промышленный менеджмент (находящийся в настоящее время в ведении комитета по реформе и развитию), произ­водство компьютерной техники, информационную деятельность, управление городскими предприяти­ями. Аналогичные преобразования проводятся и в других крупных городах и провинциях КНР. Ра­бота в этом направлении строится в соответст­вии с установками XVII съезда КПК (2007 г.), а так­же с решениями II пленума ЦК КПК (25-27 февраля 2008 г.), среди которых - «Предложения по даль­нейшему углублению реформы системы админи­стративного управления» и «Проект реформы струк­туры Госсовета КНР» [8].

Китайские финансовые институты, используя открывшуюся в условиях кризиса возможность, укрепляют свой кадровый потенциал опытными практиками-интеллектуалами (особенно в сферах экономики и финансов) за счёт «перекачки мозгов с Запада на Восток». Только в декабре 2008 г. с этой целью в Лондоне, Чикаго и Нью-Йорке работала китайская делегация, включавшая представителей 27 финансовых структур (в том числе Citic, Bank of Shanghai, Pudung Development Bank, Shanghai Stock Exchange и др.).

В стране создаются национальные центры под­готовки кадров для последующей работы в сферах высоких и информационных технологий, произ­водства новых материалов и альтернативных ви­дов энергии (например, такой центр формируется в провинции Шаньдун; стоимость проекта - около 2 млрд. дол.).

Анализ директив китайского руководства по итогам заседаний Госсовета КНР (3 декабря 2008 г.; 15, 29 апреля и 6 мая 2009 г.) позволяет заключить, что на данном этапе реализации антикризисной программы основные усилия правительства сосре­доточены на следующих направлениях [9].

1. Наращивание инвестиций. Помимо уже при­нятых мер (в том числе создание «стимулирующе­го пакета» стоимостью 586 млрд. дол.) для этого правительствам и предприятиям на местах впредь разрешено выпускать собственные ценные бумаги (облигации). Им также вменено в обязанность орга­низовать жёсткий контроль над финансированием конкретных проектов по линии центрального пра­вительства. Кроме этого, рекомендовано принять меры по стимулированию так называемых «народ­ных инвестиций», т.е. по вовлечению в активный оборот личных сбережений населения, общая сум­ма которых на сегодня составляет около 30 трлн. юаней (более 4 трлн. дол.).

На техническую модернизацию предприятий по специальным проектам правительство выделило 20 млрд. юаней (около 3 млрд. дол.). Ожидается, что осуществление этих проектов, в свою очередь, позволит привлечь «общественные инвестиции» в размере не менее 460 млрд. юаней (66 млрд. дол.) [10]. С начала 2009 г. проводится активная работа по реализации планов «оживления и урегулирова­ния» в таких отраслях промышленности, как тек­стильная, металлургическая, автомобильная, про­изводство оборудования разного назначения [11].

Реализация крупных инвестиционных проектов внутри Китая, как было заявлено его руководителя­ми, поможет осуществить «мягкую посадку» в усло­виях кризиса, смягчить его негативные социальные последствия, в том числе и связанные с безрабо­тицей.

2. Повышение внутреннего спроса и рознич­ных продаж населению. В этом комплексе меро­приятий упор делается прежде всего на активиза­цию работы в менее развитых сельских районах страны - центральных и западных. Считается, что осуществление проектов по электрификации китайской деревни, где проживает более 700 млн. человек, позволит заметно увеличить продажу на селе различных видов промышленной продукции. Например, введённый в действие «трёхлетний план» стимулирования покупательной способности сельских жителей (рассчитан до 2012 г.) даст воз­можность китайским предприятиям реализовать на селе значительное количество произведённых бытовых электроприборов [19]. Таких товаров плани­руется продать не менее 600 млн. штук на сумму 1, 6 трлн. юаней (230 млрд. дол.) [20]. Внутренний спрос должен также оживиться и после наведения поряд­ка в налоговой сфере, особенно в части, касаю­щейся тех норм и правил, которые нарушают или ущемляют права потребителей [21].

3. Стабилизация экспорта и импорта. В Ки­тае проводится «упорядочение» экспортных огра­ничений, государство поддерживает (кредитами) поставки за рубеж новой и высокотехнологичной продукции, а также товаров, производство кото­рых требует больших трудовых затрат. Благодаря снижению налога на экспорт удалось эффективно использовать важное конкурентное преимущество Китая, который может производить и реализовывать трудоёмкую продукцию с низкой себестоимо­стью. В результате в марте 2009 г. по сравнению с январём-февралём того же года экспорт одежды увеличился на 72, 5 %, мебели - на 78, 1, обуви - на 42, 6, чемоданов - на 90, 7 % [12].

В феврале 2009 г. рост промышленности соста­вил 11 %, производство бетона увеличилось на 42 %, кредитование выросло на 25 %, а новые кре­диты в размере 1 трлн. юаней дошли до получате­лей. Всё это в совокупности даёт основания неко­торым иностранным наблюдателям говорить о том, что крупные строительные проекты сумеют-таки «вытянуть» всю китайскую экономику, страна пре­одолеет относительный спад уже к середине теку­щего года и первой войдёт в режим поступательно­го развития [13].

Правительство также подтвердило, что наме­рено и дальше оказывать помощь крупным пред­приятиям и компаниям в укреплении их позиций в других странах и на международных рынках, что помимо прибыли позволяет приобретать опыт ведения «глобального бизнеса» [14]. Одновременно поставлена задача увеличить импорт энергоресур­сов, дефицитного сырья, передовой технологии и оборудования.

4. Обеспечение стабильного развития сель­ского хозяйства. В текущем году урожай зерновых культур в Китае должен вырасти не менее чем на 50 млн. т. Особое внимание обращается на регу­лирование рынка сельскохозяйственных товаров. Эта сфера экономики традиционно является одной из важнейших для страны, поскольку она связана с продовольственным обеспечением населения, снабжением промышленности сельхозсырьём, за­нятостью 700 млн. крестьян и сохранением устойчи­вой социально-политической обстановки.

5. Развитие высокотехнологичных отраслей производства. С этой целью в Китае формируются новые «точки роста» с упором на поиск новых источ­ников энергии, её экономию и защиту окружающей среды, развитие информационных и телекоммуни­кационных систем, современного сервиса, произ­водства новых лекарственных препаратов. Будут ликвидированы те нормы и правила проведения торгов (аукционов), которые ставят произведённые внутри страны товары в неравное положение с импортируемыми.

6. Укрепление социальной сферы. На этом на­правлении приоритетными проблемами остаются сохранение старых и создание новых рабочих мест, реформирование системы здравоохранения, соци­ального обеспечению и снабжения населения ле­карствами.

К концу 2009 г., как было заявлено, все уволен­ные с обанкротившихся госпредприятий работни­ки будут охвачены общей системой медицинского страхования, которая действует для рабочих и слу­жащих в городах и посёлках. На эти цели централь­ное правительство уже выделило 42, 9 млрд юаней (6 млрд дол.) [15].

Правительство намерено заняться и совер­шенствованием системы оплаты труда препода­вателей, работающих в системе обязательного школьного образования.

7. Совершенствование системы финансо­вой поддержки экономического развития страны. Больше внимания планируется уделять вопросам регулирования спроса и предложения на рынке капиталов, обеспечения кредитами средних и ма­лых предприятий, защиты от финансовых рисков, контроля над сборами налогов и расходованием средств.

До конца 2010 г. в стране введён особый режим экономии государственных денежных и материаль­ных средств, усилена ответственность партийных и правительственных чиновников всех уровней за нарушение финансовой дисциплины. Основанием для этих мер служит принятое в конце февраля 2009 г. «Уведомление ЦК КПК и Госсовета КНР по некоторым вопросам экономии средств партийны­ми и государственными органами» («Восемь требо­ваний»).

Особое, стратегическое значение придаётся комплексному развитию регионов, которые способ­ны существенно повысить экономический потенци­ал Китая, укрепить его территориальную целост­ность, расширить и углубить связи с внешними партнёрами. Этим целям подчинены действующие планы развития Северо-Восточного, Западного, Юго-Восточного и Восточного регионов страны. При этом главное внимание уделяется районам компактного проживания нацменьшинств, посколь­ку китайскому руководству в последнее время всё чаще приходится сталкиваться с подавлением антиправительственных выступлений и беспоряд­ков на национальной и религиозной почве (Тибет, Синьцзян, провинции Цинхай и Гуйчжоу). Сюда регулярно выезжают специальные группы кадро­вых работников «для дополнительного изучения обстановки на местах, выявления наиболее ост­рых проблем, оказания при необходимости адрес­ной помощи».

Руководство страны придаёт большое значение сохранению обстановки стабильности и надзору за качеством выполнения принятых решений. Этой работой согласованно занимаются партийные и правительственные органы в центре и на местах, политико-юридические комитеты, суды, прокура­туры, органы общественной безопасности, канце­лярии по работе с жалобами населения и другие организации. На особом контроле находятся свое­временное выявление и ликвидация конфликт­ных ситуаций, для чего при необходимости могут использоваться специальные полицейские под­разделения и так называемые «массовые рабочие отряды». Об этом, в частности, шла речь во вре­мя инспекционной поездки 11-16 февраля 2009 г. в провинции Дунбэя (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин) члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Чжоу Юнкана [16]. Важность этой работы была в очередной раз подтверждена на сессии Всекитай­ского собрания народных представителей в марте нынешнего года.


* * *

Сегодня в Китае реализуется целый комплекс экономических и административно-правовых мер, направленных на поддержание порядка и стабиль­ности в обществе как важнейших условий оживле­ния экономики в период кризиса. Для такого рода деятельности характерны постоянный мониторинг обстановки, конкретность, чёткая координация уси­лий и взаимодействие различных властных и обще­ственных структур, использование богатого опыта организационной работы в массах, который имеет в Китае глубокие исторические корни.

Оценивая особенности внутреннего развития КНР с точки зрения интересов России и её отно­шений с этой страной, можно сделать некоторые предварительные выводы.

1. В ближайшее время Китай должен будет при­нимать исчерпывающие меры для поддержания внутриполитической стабильности, которая в не­малой степени зависит от ситуации в его пригра­ничных регионах, где проживают многочисленные нацменьшинства, не слишком лояльные режиму. Поэтому на центрально-азиатском направлении Пекин в переговорном процессе и практической деятельности будет стремиться и дальше усиливать взаимодействие с Россией в рамках Шанхайс­кой организации сотрудничества (ШОС), как по ли­нии безопасности, так и в области экономического сотрудничества [22].

2. Экономический рывок, который КНР плани­рует совершить в послекризисный период, неиз­бежно потребует ещё больше энергетических и сырьевых ресурсов, передовых технологий и обо­рудования, активного взаимодействия с другими странами в финансовой сфере. Эти потребно­сти будут лежать в основе устойчивого интереса Пекина к диалогу и сотрудничеству с Москвой и в двустороннем формате, и на международных площадках. Однако китайская сторона должна при этом понимать, что проекты сотрудничества, включая продвижение китайского капитала на рос­сийский рынок, могут быть успешными лишь при обоюдной выгоде и полном учёте коммерческих и национальных интересов России.

3. Следует ожидать новых китайских инициатив по активизации сотрудничества в Дальневосточном регионе, что обусловлено возрождением старой промышленной базы в Маньчжурии, ускоренным развитием региона Дунбэя, который традиционно тесно связан с нынешними Дальневосточным, Ха­баровским и Забайкальским краями Российской Федерации. В этом случае желательно, чтобы были заблаговременно подготовлены планы и проекты регионального сотрудничества, в которых была бы сведена к минимуму сырьевая привязанность Рос­сии к китайскому «промышленному локомотиву» и в большей мере учитывалась собственная страте­гия подъёма Сибири и Дальнего Востока.


Примечания:

[1] Quarterly Update [Электронный ресурс] // World Bank Office, the official site. – 2009. – March. – p. 3. – www.world bank.org/china.

[2] China reports $ 16.21 bln in fiscal deficit in 2008 [Электронный ресурс]. – https://www.chinadaily.com.cn/china/2009-02/content_7436536.htm.

[3] Жэньминь жибао. – 2009. – 21 февраля.

[4] Bradsher K. (Hong Kong). China alters role in foreign debt markets // International Herald Tribune. – 2009. – April 13; Shujie Yao, Dan Luo, Morhan S. Impact of the US credit crunch and housing market crisis on China / The University of Nottingham China policy Institute // Briefing Series. – 2008. – Iss. 43. – September.

[5] Hogg Ch. Slump hits China multinationals [Электронный ресурс]. – https://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/asia-pacific/7901045.stm.

[6] Жэньминь жибао. – 2009. – 23 января.

[7] Вэнь Цзябао разъясняет журналистам Сянгана и Аомэня экономическую ситуацию в стране и отвечает на их вопросы (Вэнь Цзябао сян ган ао цзичжи цзешао гонэй цзинцзи синши бин хуэйда югун тивэнь) // Жэньминь жибао. – 2009. – 12 апреля.

[8] Жэньминь жибао. – 2009. – 24 января; Beijing govt departments to be reshufled by June [Электронный ресурс]. – http: www.chinadaily.com.cn/china/2009-02/26/content_7514652.htm.

[9] Агентство “Синьхуа”. – 2009. – 16 апреля.

[10] Жэньминь жибао. – 2009. – 6 мая.

[11] Жэньминь жибао. – 2009. – 17 февраля.

[12] Жэньминь жибао. – 2009. – 11 апреля.

[13] Bottelier P. China’s Economic Downturn: Employment is the Critical Issue // China Brief. – 2009. – V. IX. – Iss. 3. – February 5. – p. 7.

[14] Выступление премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 11-го созыва // Жэньминь жибао. – 2009. – 15 марта.

[15] Жэньминь жибао. –2009. – 6 апреля

[16] Жэньминь жибао. – 2009. – 18 февраля.

[17] Средний годовой доход крестьян в Китае составляет сегодня 4140 юаней, или 604 дол. (Rabinovich S. Hard times for China’s laborers // International Herald Tribune. – 2008. – November 6).

[18] См., например, выступление Ху Цзиньтао на 12-м заседании членов политбюро ЦК КПК по коллективной учебе (Жэньминь жибао. – 2009. – 25 февраля).

[19] Для сельских покупателей электротехнических приборов и оборудования, в частности, предусмотрена компенсация в размере 13 % от стоимости товара (International Herald Tribune. – 2009. – February 9).

[20] Личное потребление в Китае в 2007 г. обеспечило 35 % ВВП.

[21] Западные экономисты подсчитали, что для компенсации сокращения экспорта и замедления темпов строительства в КНР китайские потребители должны увеличить свои расходы на 1/3, т.е. примерно на 1, 3 трлн дол. (International Herald Tribune. – 2008. – December 3).

[22] Данная тенденция полностью отвечает интересам России по укреплению ШОС и доверия в регионе (см.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).


Информационно-аналитический бюллетень «Российский вектор», №4 (35), 2009

Китай показал миру, как нужно бороться с кризисом

Китайская экономика, накачанная правительственными мерами поддержки, продемонстрировала рост в третьем квартале на 8, 9%. < …> Теперь главная задача – обеспечить правильное соотношение между темпами развития и инфляцией, пишет «Дело».

Нынешний мировой финансово-экономический кризис явно имеет ограниченное влияние на китайскую экономику. В течение всего этого года она была и остается образцом выживания. Антикризисная программа властей этой страны, нацеленная на стимулирование внутреннего спроса, начала давать свои результаты еще в начале года и от квартала к кварталу темпы ее восстановления только наращиваются. В результате по итогам 9 месяцев рост экономики оказался ниже прошлогодних всего на 2, 2%. При этом власти пока не собираются сворачивать мер поддержки.

Темпы роста экономики Китая ускорились в третьем квартале 2009 года до 8, 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне увеличения промышленного производства, объемов кредитования и оборота розничной торговли, сообщило Национальное статистическое бюро КНР. < …>

Несмотря на резкое замедление в январе-феврале, ВВП Китая по итогам 9 месяцев вырос на 7, 7%. Это на 2, 2% хуже данных за 9 месяцев 2008 года, но ведь тогда и кризис еще не успел разбушеваться в китайской экономике.

Как они росли на зависть всем (к аналогичному периоду прошлого года): I квартал - плюс 6, 1%, II квартал - плюс 7, 9%, III квартал - плюс 8, 9, 9 месяцев - 7, 7%.

В сентябре, несмотря на снижение экспорта, промпроизводство выросло на 13, 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Инвестиции в основные фонды в отраслях экономики, кроме АПК, увеличились на 33%, что было связано с массированными бюджетными вложениями в энергетику и транспорт. Оборот розничной торговли увеличился в прошлом месяце на 15, 5%, а потребительские цены упали на 0, 8% по сравнению с сентябрем 2008 года, при этом этот уровень дефляции стал самым низким с февраля. В августе снижение цен составляло 1, 2%.

Власти Китая пока намерены сохранять действие мер по поддержке экономики, рост которой по итогам 2009 года может составить, по официальным прогнозам, 8%. В то же время они хотели бы предотвратить увеличение инфляционных ожиданий в стране. < …>

Кроме того, еще не решены проблемы, вызванные падением внешнего спроса на китайские товары (экономика страны более чем на 60% зависит от внешней торговли), существуют нерешенные вопросы в области финансирования, перепроизводства, остро проявляются «противоречия между финансовыми доходами и расходами».

Рост ВВП Китая в 2009 году может составить 8, 3%, прогнозирует Академия общественных наук (АОН) КНР. В опубликованном АОН КНР докладе «Анализ экономического положения Китая и прогноз на осень 2009 года», на который ссылались местные СМИ, отмечается, что таким образом, будет выполнена поставленная задача обеспечения роста экономики. При этом в нем говорится, что «в 2010 году рост ВВП вернется на уровень 9% или даже несколько более высокий».

< …> Вместе с тем, как говорится в документе, «пока экономический рост обеспечивается не за счет внутренних экономических возможностей, ситуацию, при которой этот рост происходит за счет кредитования, еще не удалось переломить». «В нынешнем году из-за роста объемов кредитования доля потребления в структуре ВВП продолжает снижаться», - отмечает АОН КНР.

КНР входит в число стран, которые достигнут поставленных задач в отношении роста ВВП в этом году за счет стимулирующих мер правительства, указывают аналитики BNP Paribas Investment Partners. «Китай не нуждается в помощи из-за рубежа для поддержания экономики на плаву», - полагают эксперты. < …>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.