Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задержание подозреваемого






В проекте УПК предусмотрено «Правило Миранды»

«При задержании лица по подозрению в совершении преступления должностное лицо органа уголовного преследования устно объявляет лицу по подозрению в совершении какого преступления оно задержано, разъясняет ему право на приглашение защитника, право хранить молчание и то, что сказанное им может быть использовано против него в суде». Правило Миранды - юридическое требование в США, согласно которому во время задержания задерживаемый должен быть уведомлен о своих правах, а задерживающий его сотрудник правопорядка обязан получить положительный ответ на вопрос, понимает ли он сказанное.

Согласно ст. 128 Проекта УПК РК, без санкции суда, гласит п. 2 ст. 16 Конституции, лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более семидесяти двух часов. Уже из этого конституционного положения вытекает природа задержания лица в качестве подозреваемого: это кратковременное лишение человека и гражданина свободы для решения задач уголовного процесса. Задержание лица путем получения различных согласований и санкций не отвечает назначению данного процессуального действия. Согласно статье 200 УПК, задержание подозреваемого является неотложным следственным действием и имеет место, как правило, сразу же после возбуждения уголовного дела или на первоначальном этапе расследования до появления фигуры обвиняемого.

Нормы ст. 128 проекта УПК РК регулируют четыре оснований для задержания лица в качестве подозреваемого.

Самое главное условие или основание задержания подозреваемого – это совершение лицом преступления, независимо от его категории (ст. 10 УК «Категории преступлений»), если за него предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Здесь не важен даже срок лишения свободы. В этой связи, перед любым задержанием необходимо предварительно изучить санкцию нормы Особенной части УК, которая предусмотрена за совершение конкретного преступления и, соответственно, поступать (задерживать или не задерживать лицо).

Однако это было бы очень простое решение непростого вопроса (ведь мы ограничиваем свободу человека и гражданина).

Нормы ч. 4 ст. 128 проекта УПК РК устанавливают, в этой связи, дополнительные основания обеспечения законности и обоснованности задержания подозреваемого. Отсюда, все остальные четыре основания могут применяться в совокупности или каждое в отдельности, но только в связи с рассмотренным выше условием. Рассмотрим их.

Пункт 1 ч. 2 ст. 132 Проекта УПК РК рассматривает две ситуации задержания. Например, лицо застигнуто при непосредственном совершении, скажем, убийства или при непосредственном приготовлении к совершению какого-либо преступления. Вторая ситуация. Лицо задержано тотчас после совершения, например, грабежа, в ходе негласных следственных действий.

Пункт 2 ч. 2 ст. 128 Проекта УПК РК можно представить как случаи, когда очевидцы, то есть те, кто лично видел субъекта преступления, в том числе потерпевшие, назовут во время допроса подозреваемое лицо или это произойдет во время предъявления подозреваемого для опознания. Как самостоятельный случай в рамках данного основания, можно рассматривать задержание любым гражданином подозреваемого, совершившего преступление на их глазах, в порядке оказания помощи потерпевшему или по официальным объявлениям о его розыске по собственной инициативе.

Достаточно широко представлено основание, регулируемое п. 3. ч. 2 ст. 128 Проекта УПК РК. Термин «явные следы преступления» одно и то же, что очевидные, бесспорные следы преступления. Что имеет в виду законодатель, когда говорит о «явных следах преступления на лице»? Безусловно, речь в данном случае идет о теле человека, на котором могут быть оставлены следы совершенного им преступления. Их можно выявить путем освидетельствования данного лица или через личный обыск. Кстати, это входит в цели освидетельствования и личного обыска человека. Другая фраза нормы «явные следы преступления на его одежде» может быть решена также производством личного обыска или стандартного обыска с целью отыскания одежды человека, в которой он находился в момент преступления. Фраза нормы «явные следы преступления в его жилище» также решается через такие следственные действия, как обыски, выемки, осмотры и т.д.

По смыслу ч. 3 ст. 128 УПК под «достоверными данными» следует понимать сведения, полученные в соответствии с законом, материалам оперативно-розыскной деятельности, данные, полученные в ходе производства негласных следственных действий по расследуемому и другим уголовным делам и т.д. Вместе с тем, достоверные данные, лежащие в основе задержания подозреваемого, сами по себе не являются основанием для осуществления этого процессуального действия. Они лишь указывают на необходимость и целесообразность такого задержания, и связано это вот с чем. Достоверные данные должны, прежде всего, применяться в совокупности с фактами, когда лицо, в отношении которого поступили достоверные данные, пыталось скрыться (покушалось на побег, задержано во время побега) или не имеет постоянного (стабильного) места жительства или не установлена (отсутствуют документы) личность подозреваемого. Во всех приведенных случаях не задержание предполагаемого подозреваемого может привести к потере доказательственной информации, исчезновению подозреваемого, совершению им новых правонарушений и т.д.

В соответствии со ст. 129 Проекта УПК РК введена новая мера процессуального принуждения – доставление. Доставление — это мера обеспечения производства по делу об уголовном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях выяснения причастности лица к уголовному правонарушению. Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение.

По своей правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной меры, как административное задержание.

Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

При подтверждении причастности лица к уголовному правонарушению орган уголовного преследования вправе осуществить задержание в порядке, предусмотренном статьей 131 настоящего Кодекса, при этом срок доставления включается в общий срок задержания не более семидесяти двух часов, предусмотренный частью четвертой статьи 131 проекта УПК РК.

В случаи его освобождения, лицу немедленно выдается справка о доставлении, либо делается соответствующая запись в протоколе о задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о доставлении это должно быть зафиксировано.

В целом, процедура задержания не претерпела особых изменений, за исключением разграничения категорий преступлений и терминологических новелл.

В целях усиления защиты прав граждан на начальной стадии досудебного расследования вводится новая процессуальная фигура – «Свидетель, имеющий право на защиту»

Это лицо, которое следователем еще не признано подозреваемым, но на которое в заявлении или сообщении указывается как на лицо, совершившее криминальное деяние. В этой стадии лицо получает некоторые права подозреваемого, такие как: отказ от дачи показаний, право на защитника до начала допроса, ознакомление с материалами дела, внесение ходатайств, право на очную ставку с теми, кто свидетельствует против него и др.

Согласно статье 78 проекта УПК любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела, может быть вызвано для дачи показаний и допрошено в качестве свидетеля.

В этой же норме предусмотрена новая процессуальная фигура - свидетель, имеющий право на защиту. Лицо приобретает статус свидетеля, имеющего право на защиту, в том случае, когда в рапорте, жалобе (заявлении) потерпевшего или ином процессуальном документе, послужившем поводом к началу досудебного расследования, на него прямо указано, как на лицо, совершившее правонарушение, либо когда против него имеются показания другого лица.

По существу это не свидетель, а подозреваемый. Помимо прочих прав, перечисленных в законе, свидетель, имеющий право на судебную защиту, имеет право на очную ставку с теми, кто свидетельствует против него. Вот процедура депонирования показаний свидетелей могла бы быть средством реализации этого права свидетеля, имеющего право на защиту. Однако он в соответствии со ст. 217 проекта УПК не относится к числу лиц, обладающих правом ходатайствовать о депонировании показаний лиц, показывающих против него. Не вправе заявлять такое ходатайство и его адвокат, поскольку это право принадлежит только адвокату, участвующему в качестве защитника подозреваемого. А в проекте УПК он - свидетель, при этом, хотя и имеет право на защиту, но ему не от чего защищаться, т.к. обвинение не предъявляется, следовательно, адвокат у него участвует не как защитник, а как профессиональный юрист, оказывающий квалифицированную юридическую помощь. Хотя свидетель, имеющий право на защиту, по определению, данному в проекте УПК, никакой не свидетель, а подозреваемый. Если бы он был в статусе подозреваемого, то он сам и его защитник могли бы ходатайствовать о депонировании показаний, а в существующем положении у них такого права нет.

«Обвинительный акт»

Исключены такие процессуальные акты, как постановление следователя о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение, то есть предъявление следователем обвинения исключается. Подозреваемый обретает статус обвиняемого после утверждения прокурором обвинительного акта. Вместо обвинительного заключения вводится краткий «Обвинительный акт», содержащий лишь данные о подозреваемом, описание деяния, квалификацию, перечень собранных по делу доказательств и процессуальные издержки. В настоящее же время в обвинительном заключении детально и подробно излагаются все доказательства, в том числе показания свидетелей, заключения экспертиз и т.д., что отбирает у следователя значительное время, а объем данного документа по сложным многоэпизодным делам может состоять из 500 и свыше листов.

Между тем, суд при рассмотрении уголовного дела самостоятельно исследует собранные в досудебной стадии доказательства и дает им оценку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.