Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризисы развития и судьбоносные кризисы






 

Мы знаем, что половое созревание – это биологический процесс становления, переход от ребенка к молодому человеку Положительный опыт, который мы набираем в этот период и анализируем, можно с пользой применять в похожих ситуациях. Плохой опыт, приобретенный в это же время, наоборот, в похожих обстоятельствах может привести к кризисам.

Важнейший опыт перехода с одного этапа развития на другой человек приобретает при рождении, а это почти насильственный, опасный для жизни процесс. Психотерапевты говорят, что эта тема всегда присутствует на подсознательном уровне в каждом человеке. Следующий важный переход, необходимый для развития человека, относится к началу его обучения в школе. Перед маленьким человеком встают совершенно новые требования, он переходит в необычную для себя социальную среду, где должен переориентироваться, так как там имеют значение ценности, отличающиеся от тех, которые он знал до сих пор. В этот период детские болезни отражают процессы изменения, в которых тело словно очищается, и ребенок набирает силу для будущих требований жизни. Фундаментальные изменения происходят в его жизни, когда он решается на серьезные отношения или создает семью. Сосуществование функционирует совсем по другим правилам, нежели те, на которые ориентируется подрастающее поколение, это вызывает преобразования в отношениях между мужчиной и женщиной. Когда дети уходят из дома, отец и мать должны вновь обдумывать свою роль в жизни детей на этом этапе и разрабатывать новые перспективы для второй половины своей жизни. Существенные изменения происходят при выходе на пенсию. Последний переход, который мы должны пройти, – смерть.

Кроме того, существуют судьбоносные кризисы, которые приходят извне, на ход которых мы не можем повлиять, например стихийные бедствия, войны, безработица, аварии, разорение, смерть родителей, друзей и детей. Если потеря нам уже грозит, например появилась тяжелая болезнь, это также может привести к кризису.

Многим приходится пройти через этот опыт, если они находятся в середине своей жизни: внезапно они сталкиваются с тяжелой болезнью родителей. Судьба жестоко указывает на то, что все имеет конец. «Так больше не может продолжаться!» – подводят итог многие. Как мать с дочкой в пубертатном периоде, так и сейчас люди должны прийти к соглашению со своей болезнью, если прежнее существование пошатнулось. Биологический часовой механизм эволюции безжалостно требует перестроения. У отцов и матерей, которые заботились о собственной семье, вырастут дочери и сыновья, которые будут заботиться о своих родителях. Ноша, которую взваливают на себя взрослые дети, значительно тяжелее, если старые родители не могут оставить свои привычные роли родителей. Они слишком долго заботились о детях и внуках и не могут отказаться вовремя от этих обязанностей. Помощь, которую им предлагают, они отвергают, потому что так и не вышли из роли родителей. Это состояние больного старого человека нередко кончается кризисом для его детей.

 

Рост благодаря «ошибкам»

 

В собственной семье я испытал, какая душевная драма может развиваться при виде смертельно больной матери. В кровати лежит старый, слабый и приговоренный тяжелой болезнью человек, для которого будущее является лишь символом бренности человеческой жизни. Этот человек всегда был источником силы и надежды, часто и последним убежищем, где можно было спрятаться от беды. На его поддержку всегда можно было положиться. Маленький ребенок, сохранившийся во взрослом мужчине, не забыл время, когда его мать была для него всем на свете. И хотя он уже сам был отцом, все же болезнь матери вызвала в нем глубокую неуверенность, чувство абсолютного одиночества. В глубине души эти чувства «подстегивались» страхом перед убыванием собственной жизни, страхом перед смертью, властвовавшей сейчас над когда-то сильной женщиной, которая из-за смертельного недуга нуждалась в помощи своих детей. Роль берущих они поменяли на роль дающих: «Теперь наша мать нуждается в нашей помощи!»

Старые темы стали снова актуальными, давно забытые конфликты всплыли на поверхность. Хуже всего упреки: «Ах, если бы только я могла…» Появилась возможность обсудить эти темы и даже попросить прощения. Мой опыт говорит, что многое перед лицом смерти относительно, если до прощания остается только короткое время. Действительно важные вещи выходят на передний план, но чувство вины часто не хочет отступать. Хотелось не потерять ни минуты в общении со смертельно больной матерью, тем более что времени оставалось все меньше. Я сомневался в том, отдал ли в достаточной мере свои долги, за все ли отблагодарил ее. Эти раны вскрывались снова и снова, было больно видеть собственную мать старой и дряхлой. Но также я должен был признаться, что при всей скорби, боли, сострадании и сочувствии я чувствовал также злость. Она в меньшей степени была направлена на больную, в большей на то, что она, по моему мнению, мне недодала. «Другие вытянули со своими родителями более удачный жребий, многое для них было легче, – думал я. – Если бы и у меня так было!» Нереальное желание прошлого – говорил мой разум, а чувства этому противоречили. Следующее упражнение помогло мне легче вынести трудную ситуацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.