Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства






1. Конституционный статус президента РФ.

Согласно Конституции, Президент РФ является главой государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства:

¨ определяет состав Правительства РФ;

¨ назначает и освобождает от должности членов Правительства;

¨ принимает решение об отставке Правительства;

¨ может председательствовать на заседаниях Правительства;

¨ в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу.

Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В этом качестве Президент:

¨ может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ;

¨ как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжкие преступления.

На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности РФ.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти:

¨ на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы;

¨ на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства;

Что касается судебной власти, то она независима в своей деятельности от любых властей, но Президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

2. Порядок избрания Президента РФ.

Срок полномочий Президента РФ – четыре года.

Избрание Президента осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 4 месяца до дня выборов. Если же он прекращает свои полномочия досрочно, то выборы назначаются через 3 месяца после досрочного прекращения полномочий Президента.

Выборы главы государства проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.

Право выдвигать кандидатов на пост Президента принадлежит:

¨ избирателям, образующим инициативную группу в количестве не менее 100 человек;

¨ избирательным объединениям, имеющим общероссийский характер и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ избирательным блокам.

В поддержку выдвинутой кандидатуры в Президенты инициаторы должны собрать не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого числа подписей.

Определение результатов выборов Президента производится по мажоритарной системе абсолютного большинства: избранным считается тот кандидат, который получил больше половины голосов избирателей, принявших в голосовании.

Предусмотрен порядок вступления Президента РФ в должность. Он должен принести присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке. На ней обязательно присутствие депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, а также судей Конституционного Суда. С момента принесения присяги Президент считается вступившим в должность.

Конституцией РФ предусмотрено досрочное прекращение полномочий Президента РФ в следующих случаях:

1. Отставки Президента по собственному желанию

2. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, которые подтверждаются специальной медицинской комиссией.

3. Отрешения в порядке импичмента.

Во всех случаях, когда Президент досрочно прекращает свои полномочия, его обязанности возлагаются на председателя Правительства.

3. Полномочия Президента РФ.

1. В сфере органов исполнительной власти, органов при Президенте РФ:

¨ назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

¨ принятие решения об отставке Правительства РФ;

¨ назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;

¨ формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

¨ формирование Администрации Президента РФ;

¨ назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ по федеральным округам;

¨ назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

¨ назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

¨ назначение выборов Государственной Думы;

¨ роспуск Государственной Думы;

¨ внесение законопроектов в Государственную Думу;

¨ подписание и обнародование федеральных законов;

¨ обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ;

¨ назначение референдумов.

3. В сфере безопасности и обороны:

¨ Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

¨ утверждение военной доктрины РФ;

¨ введение на территории РФ или ее частей военного положения в случае угрозы агрессии или агрессии, введение чрезвычайного положения с немедленным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания.

4. В сфере судебной власти и прокуратуры:

¨ предоставление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов;

¨ внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ.

4. В сфере внешней политики:

¨ ведет переговоры с другими государствами и подписывает международные договоры;

¨ принимает верительные грамоты дипломатических представителей;

¨ руководит внешней политикой РФ.

5. Решение иных некоторых вопросов:

¨ решение вопросов гражданства;

¨ предоставление политического убежища;

¨ награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

Выполняя указанные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты не могут противоречить Конституции и российским законам, они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента носят подзаконный характер. Указы подлежат обязательному опубликованию, кроме содержащих государственную тайну.

6. Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собра­ния регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание — пар­ламент представляет собой на федеральном уровне законодатель­ную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского на­рода. Федеральное Собрание — самостоятельный орган законо­дательной власти, юридически не подчиненный никакому госу­дарственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятель­ность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собра­ние как представительный орган, можно отметить, что оно дей­ствительно представляет народ Российской Федерации — в немпредставлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты — федеральные законы — не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный ор­ган — парламент России — вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Рос­сийской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъек­ты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и со­стоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Рос­сийской Федерации этот термин не использует и Государствен­ной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат — каждая палата имеет свои пол­номочия, их функции четко разграничены отсутствует подчи­ненность;

2. неодинаковая компетенция — к их ведению относятся, в
основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата — Государственная Дума —призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Ос­новным законом страны. Совет Федерации состоит из предста­вителей от каждого субъекта Российской Федерации — по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от ис­полнительного органов государственной власти. С учетом коли­чества субъектов Федерации — 89 состав Совета Федерации дол­жен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государст­венной Думы установлено в 450 человек.

Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без граж­данства не могут быть членами Госдумы. Второе требование — достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депу­татов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государствен­ных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федераль­ного Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исклю­чительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зави­сят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение из­менения границ между субъектами Федерации, причем реше­ние по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации нахо­дится решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил Российской Федерации за пределами ее террито­рии. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворче­ских задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные вы­боры) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию со­става таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначе­ние и освобождение от должности Генерального прокурора Рос­сийской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Со­вета Федерации, данная палата выносит постановления, кото­рые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

• она дает согласие Президенту на назначение Председателя
Правительства — кандидатуру на эту должность в Думе пред­ставляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

• решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юри­дическую ответственность перед парламентом. Вопрос о дове­рии Правительству может решаться Думой по собственной ини­циативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

• назначает на должность и освобождает от должности клю­чевые фигуры в нашем государстве — Председателя Централь­ного банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Пре­зиденту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по
назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или
нет предложений Президента по этому вопросу;

• назначает Уполномоченного по правам человека (деятель­ность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

• объявляет амнистию — это исключительная компетенция Рос­сийской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Фе­дерации данный вопрос решать не могут. Амнистия — это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые со­вершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

• выдвигает обвинение против Президента для отрешения его
от должности. Только Государственная Дума может выступать ини­циатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к
ее ведению Государственная Дума принимает постановления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.