Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековый кризис монастырской системы помощи и поддержки.






Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Первый — объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV—XVI вв.), второй — колонизация Севера (XVI—XVII вв.).

В XIV веке меняется характер монастырского управления. На смену ктиторским монастырям, основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины.

Ктиторские монастыри (более 200 лет) заложили основу «пансионной системы» поддержки не только для мужчин, но и для женщин. Многие русские княгини или их мужья специально строили монастыри для проведения оставшегося срока жизни в его стенах.

Монастыри-вотчины скупали земли и становились крупными земельными собственниками. Дополнительному их обогащению способствовали всевозможные вклады, дары и освобождение от пошлин со стороны князей, которые искали в лице церкви союзников.

Крестьяне шли в монастыри, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей. Именно приход работного люда делает монастыри сильными и изобильными.

Богатство монастырей приумножали и частные вклады — от церковной утвари до земельных наделов. Вклады жертвовались с различными условиями — с поминанием вкладчиков после смерти, с кормлением от их имени нищих и т. д.

Селившимся на монастырских землях «давалась свобода от податей на 10—20 лет» (остальные платили оброк и 12 видов дани). Таким образом, монастыри играли роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы иметь «страховой полис».

Однако постепенно желающим попасть за монастырские стены предлагалось вносить все большие и большие суммы, то есть устанавливалась своеобразная система «закрытого призрения».

Становясь крупнейшими собственниками, монастыри рано или поздно должны были столкнуться с государственной властью. Окончательное подчинение церкви государственной власти произойдет в XVIII веке. В этот период развивается государственное призрение. Оно создается на основе ограничения власти церкви, в том числе и в деле призрения.

21.Законодательная европейская практика в деле локализации профессионального нищенства в XVII-XIX вв.

17 в. Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по призрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные исправительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества. 1601 год. В Англии принят " Закон о Бедности". Несмотря на то, что это был далеко не первый законодательный акт такого рода, данный закон оказался, вероятно, самым " долгоживущим" - он сохранял свое значение на протяжении более 200 лет и действовал на всей территории Британской Империи. В результате, многие положения этого закона в переработанном виде вошли в законодательства таких государств, как США, Канада, Индия и др. 1603 – В Англии принимаются жесточайшие меры по борьбе с нищенством, в так называемом «кровавом законодательстве» королевы Елизаветы Первой. Этими законами вводились жестокие наказания для лиц, обвинённых в бродяжничестве и в собирании милостыни без разрешения властей. Их бичевали, клеймили, отдавали в рабство (на время, а в случае побега - пожизненно, при третьей поимке казнили). Начало " кровавым законам" положил статут 1495 Генриха VII. Особой жестокостью отличались статуты 1536 и 1547. 1662 год. В Англии впервые принят закон, который устанавливал ныне основное правило распределения социальной помощи - территориальное. В законе указывалось, что муниципалитеты и локальные органы государственной8 власти могут оказывать помощь только местным жителям. Кроме того, закон впервые обязывал власти проводить особые исследования, чтобы установить - какие категории населения рискуют впасть в бедность в обозримом будущем. Но все же главным стал проект создания работных домов для здоровых нищих. 1697 год. В Англии (город Бристоль) создана система " работных домов". Эта система была поистине революционной. Частные предприниматели, по контракту с государством, содержали работные дома, в которые направляли бедных и безработных. В обмен на свой труд обитатели работных домов получали жилье, питание и медицинскую помощь. На практике, подобная реформа привела к созданию, фактически, нового института рабовладения - коммерсанты заставляли бедняков работать в нечеловеческих условиях, обычно не затрудняясь обеспечивать им достойную жизнь. 1656 г. Создание Общего госпиталя в Париже (где помещались все без исключения нищие).(Изоляторы) Госпиталь не являлся медицинским учреждением – это чисто административная структура. Общий госпиталь был всецело подчинен королю и неподвластен церкви. Вскоре данная структура покрыла своей сетью всю Францию. По королевскому эдикту от 16 июня 1676 г. Предписывалось устроить «общий госпиталь в каждом из городов королевства». К концу 18 в. их насчитывалось уже 32. Таким образом, в Западной Европе в 17 в. складывается система государственной благотворительности в форме трудовых (исправительных) домов – изоляторов. Богадельни-тюрьмы и работные дома становятся во второй половине 17 в. символом новой эпохи и находят повсеместное распространение. Попытки создания благотворительных школ, предпринятые религиозными реформаторами в Англии и во Франции, дали незначительный эффект. 18 в. 1782 год. Система " работных домов" была уничтожена. Великобритания практически полностью отказалась от вовлечения бизнеса в реализацию социальных программ. В британских муниципалитетах появились первые в мире социальные работники. 1795 год. В Великобритании впервые появились термины " уровень бедности" и " черта бедности". Подсчет уровня бедности велся следующим образом: учитывалась цена на хлеб, заработок бедняка и количество иждивенцев в его семье (дети, старики и пр.). Социальную помощь могли получать только те работающие, которые оказывались ниже черты бедности. Существенные изменения в систему социальной помощи в конце XVIII в. внесла Великая Французская революция (1789-1793), впервые поставившая своей целью освобождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества. Главный принцип справедливости был провозглашен в 1789 г. в “Декларации прав человека и гражданина”, формулировка, практически не отличающаяся от современной. Сравним эту, созданную революционной9 Францией формулировку, с современной, содержащейся во “Всеобщей декларации прав человека”: ХУШ век: Статья 1. “Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах”






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.