Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональная модель СПК во внутриколлективных отношениях






 


СПК может проявляться в виде двух основных составляющих – отношения людей к труду и их отношения друг к другу, другими словами, отношения людей к труду и их отношения друг к другу выступает следствием, свойством определённого климата. И в этой связи результативная модель проявления СПК может быть обозначена как функциональная модель СПК. При этом главной функцией СПК в группе являются внутриколлективные отношения, отношения людей друг к другу внутри группы. В свою очередь отношения людей дифференцируются по вертикали (отношения между руководителями и подчинёнными) и по горизонтали (отношения между коллегами). Деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить как безличный (личностно неопосредованный), так и личностно опосредованный характер. В случае безличных отношений по вертикали отсутствует интерес руководителя к личности подчинённого, а часто и их непосредственный контакт; при личностноопосредованном характере отношений руководителя и подчинённого имеет место выраженный интерес и непосредственный характер.

Отношения по горизонтали могут иметь четыре различные формы проявления: деловые безличностные; деловые личностноопосредованные; преимущественно межличностные, но связанные с делом; не деловые межличностные. Все формы проявления отношений в группе приобретают эмоциональную окраску. Различают отношения эмоционально – положительные (+), безразличные или индифферентные (0) и эмоционально – отрицательные (-).

Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем СПК.

Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращению числа контактов в нём; к преобладанию опосредованных способов связи и свёртыванию коммуникации до формально – необходимых; к нарушению обратной связи между участниками деятельности. Коммуникативные связи выступают в качестве эмпирических показателей СПК (Бойко В. В.).

Через взаимоотношение человек осознаёт свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта. Самооценка, самочувствие и настроение – это социально – психологические явления, целостная реакция на воздействие микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Они выступают как субъективные формы проявления СПК.

Структурная модель СПК

Для описания СПК в группе Б. Д. Парыгин предлагает учитывать возможности и притязания членов группы, так как именно это отражает их настрой и состояние. Для этого он вводит понятие потенциала СПК коллектива. Потенциал СПК – это характеристика направленности групповых процессов, а также уровня реализации имеющихся возможностей членов группы. Выделяют шесть потенциалов СПК (структурных составляющих): потенциал выбора, потенциал обновления, потенциал признания, потенциал самовыражения, потенциал психической напряжённости, потенциал определённости.

ПОТЕНЦИАЛ ВЫБОРА обозначает диапазон объективных возможностей и субъективных притязаний членов коллектива применительно к выбору способа выполняемой ими деятельности. Чем шире объективные возможности в группе и больше личной предрасположенности к их выбору, тем выше уровень творческой активности личности (аналогично и обратное). Не исключается и конфликт между параметрами потенциала: условия для выбора есть, но личность к нему не расположена; либо потребность личности в свободе высока, а условий нет. В последних двух случаях в СПК будет присутствовать отрицательная составляющая, что будет сказываться на эффективности деятельности коллектива.

ПОТЕНЦИАЛ ОБНОВЛЕНИЯ характеризует объективные и субъективные возможности перемен в предметной и коммуникативной областях деятельности. Значимость данного потенциала определяется присущей человеческому мозгу потребностью в обновлении информации, без удовлетворения которой невозможна сколько – нибудь длительная включённость индивида в деятельность. Соотношение объективных и субъективных возможностей в обновлении может находиться в гармоничном либо конфликтном состоянии.

ПОТЕНЦИАЛ ПРИЗНАНИЯ выражается в сочетании объективных условий для поощрения индивида и субъективных притязаний на определённый уровень положительной оценки своей деятельности коллективом.

ПОТЕНЦИАЛ САМОВЫРАЖЕНИЯ. Наряду с потребностью признания каждому человеку свойственно стремление к самовыражению. Потенциал самовыражения структурирован аналогично другим: возможно четыре варианта соотношений между объективными и субъективными параметрами потенциала.

ПОТЕНЦИАЛ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ применительно к объективным условиям может быть охарактеризован уровнем психического напряжения, которого требует от работника его повседневная деятельность. Возможны четыре типологические характеристики этого потенциала. Задача измерения этого потенциала в том, чтобы найти оптимальный уровень психической напряжённости, который бы способствовал повышению производительности труда и не создавал бы стрессовой ситуации.

ПОТЕНЦИАЛ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ отражается в степени чёткости, фиксированности и определённости тех требований, которые предъявляются характером работы и руководством к члену коллектива. При этом для эффективности деятельности объективная определённость (требования со стороны руководства) должна соответствовать притязаниям личности. Например, в условиях творческой деятельности степень неопределённости должна быть значительно более высокой, чем в условиях нетворческой.

Рассмотренные выше шесть потенциалов объединяются в три комплекса, которые и представляют собой структурную модель СПК: личностный комплекс (потенциалы признания и самовыражения личности), комплекс творческой реализации (потенциал выбора условий деятельности, потенциал обновления деятельности), комплекс внешних условий деятельности (потенциал психической напряжённости и потенциал определённости).

Диагностика и регуляция СПК в малой группе

Под регуляцией СПК понимается такой способ преднамеренного воздействия на те или иные стороны психической жизнедеятельности коллектива, который приводит к изменению содержания и структуры СПК в направлении отражающим тенденцию социального развития коллектива. Предпосылкой для решения задачи регуляции СПК выступает первоначальная гипотеза о психологической рассогласованности ряда характеристик в состоянии, установках и деятельности членов группы. Поле социально – психологической рассогласованности внутригрупповых отношений возникает на пересечении оценок даваемых себе и другим институциональным руководителям, лидерам и членам группы. Как показывает практика, все рассогласованности внутригрупповых отношений группируются вокруг трёх основных индикаторов, которые и становятся предметом диагностики.

1. Оценка СПК. Как правило, оценка климата, даваемая институциональным (формальным, официальным) руководителем, не совпадает с самооценкой коллектива. Возможны расхождения оценки психологической атмосферы, даваемой лидерами, с оценкой как группы, так и институционального руководителя.

2. Оценка лидерской активности в группе. Здесь также редки случаи совпадения оценок, даваемых группой, институциональным руководителем и самими лидерами. Данная рассогласованность может быть источником серьёзной напряжённости.

3. Взаимооценка деловых и личностных качеств членов группы, лидеров, институционального руководителя.

В качестве методов регуляции СПК используются тренинговые методы, часто – тренинг партнёрских отношений, постдиагностический тренинг – коррекция. Предметом коррекции в постдиагностическом тренинге выступает (в соответствии с диагностикой) позиция членов группы: группы в целом, её лидеров, институционального руководителя. Каждый из трёх субъектов отдельно информируется об оценке этих параметров с позиций других субъектов (приводятся данные результатов экспертной диагностики). Далее изменение позиции достигается в процессе обсуждения полученных данных по всем параметрам. Способ влияния на позицию или точку зрения субъекта – убеждение, предполагающее соответствующую аргументацию высказываний и логика эксперта – тренера.

Создание психологической атмосферы, исключающей возникновение психотравмирующих обстоятельств, свободной от страхов и опасений, ведущая задача медицинской психологии. В предупреждении психических конфликтов, вызванных неосторожным словом или действием одного из участников системы «врач – сестра – больной», ведущая роль принадлежит медицинскому персоналу. Опасность негативного воздействия неосторожных действий мед. работника возрастает при условии повышенной внушаемости и мнительности пациента. Иногда такая повышенная внушаемость способствует закреплению советов и рекомендаций данных медиком пациенту, но существует опасность неправильности восприятия рекомендаций больным если таковые были неправильно поняты, если медик не потрудился разъяснить значение того или иного термина.

Отсюда возникает проблема профессиональных психогений (ятрогении) – один из важнейших вопросов психопрофилактики, имеющий как нравственную, так и юридическую подоплёку.

Швейцарский психиатр Е. Блейлер в начале 20-х годов подчёркивал, что разные формы «недисциплинированного медицинского мышления» наблюдаются в ходе обследования больного и тем более при распознавании ранних проявлений болезни, когда больной уже обеспокоен изменениями самочувствия и становится особенно предрасположенным к вольным, а иногда и ошибочным толкованиям своего меняющегося состояния. Этому способствуют предрассудки, продолжающие бытовать в сознании многих лиц, предубеждения, с которыми заболевший идёт на приём к врачу, элементы недоверия к возможностям медицины, а иногда и страха предстоящей процедуры медицинского освидетельствования. Такие пагубные самовлияния больного называются эгогениями (от ego – «Я»). Свобода от невежественного обсуждения своих и чужих болезней («исцеляющее молчание») в семье, особенно в присутствии детей, больных или престарелых лиц, снижает пагубное влияние эгогений, тем более, что на раннем этапе болезни (или при первом заболевании) больной ещё не научился с помощью авторитетного мед. работника оценивать и предсказывать возможность дальнейшего течения своего болезненного состояния. Именно Е. Блейлер начал широко использовать термин «ятрогенный» для обозначения подобных состояний. Несколькими годами позже немецкий психиатр Бумке в статье «Врач как причина душевных расстройств» привёл примеры неблагоприятных последствий влияния врача на психику больного и закрепил за такими психогенными заболеваниями название «ятрогении», т. е. нежелательные изменения психики и расстройства психики, порождённые врачом. Ятрогения опасна не только для больного, но и для членов его семьи, поскольку родственники (родители) при этом нередко считают себя виновными в возникновении нервно – психического расстройства. Нарушения психики, возникающие ятрогенно, медицинские работники нередко ошибочно квалифицируют то как эпилепсию, астму, гастропатии, то как пограничные формы нервно – психических расстройств, развивающихся как будто спонтанно. Естественно, что лечение таких заболеваний не только не приносит желаемого результата, но и может принести патологические побочные эффекты.

Ятрогении, таким образом, представляют собой частный случай психогений (болезней, возникающих вследствие психической травмы). В этой группе болезней всё чаще наряду с собственно ятрогениями выделяют ятропатии и дидактогении.

Если ятрогенией, в более узком смысле слова, следует называть неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в результате ошибки врача, в частности несоответствующего, ошибочного использования психологических, словесных форм общения с больным, повреждающее, ранящее значение слова медицинского работника, то ятропатиями называют отрицательные последствия для больного неправильных действий или назначений врача или необоснованного использования инструментально – лабораторных исследований в ущерб здоровью пациента. Так, например, ошибочная трактовка функционального шума на верхушке сердца как следствие порока сердца порождает ятрогению у исследуемого, последующее же лечение порока – ятропатию. Позднее, если врач не исправит ошибку, формируется чрезвычайно неблагоприятный для больного порочный круг, усиливающий пагубный эффект от воздействия ятрогении – ятропатии.

Различают ятропатии травматического, интоксикационного, инфекционного и организационного происхождения.

1. К травматическим ятропатиям относят травмы ребёнка во время родов, последствия неправильно выполненной хирургической операции, спинномозговой пункции, анестезии, результаты нарушения техники инъекции и т. д.

2. Интоксикационными ятропатиями считают ошибочный выбор лекарственных препаратов, их дозы, осложнения, возникающие вследствие несвоевременного выявленного медицинским работником предрасположения больного к тем или иным лекарственным (токсическим) веществам, введение в организм ненужного для лечения препарата. Сюда же следует отнести последствия использования фармакологических препаратов в целях самолечения. Физико – химическое загрязнение вызывает нарушения сложных ансамблей обмена веществ («лекарственная болезнь» по Е. М. Тарееву), нарушения гомеостаза и даже неблагоприятные мутации в генетической матрице. Можно выделить «загрязнение моральное» - безответственное отношение к своему здоровью вследствие отношения к лекарственным препаратам как к необходимой части повседневной жизни, своеобразное привыкание, психологическая зависимость, увлечение «модными» лекарствами.

3. Инфекционные ятропатии возникают вследствие применения сывороток и вакцин (вакцинальные энцефалиты и другие осложнения), а также все те нарушения эпидемиологического режима, которые влекут за собой возникновение заболевания.

4. Ятропатии организационного происхождения возникают вследствие неправильной организации обследования, лечения и ухода за больным.

Дидактогениями называют все формы отрицательного воспитательного воздействия, вызванные ошибками воспитателей и педагогов. Эгротогения – негативное влияние соседей по палате.

 
 
пагубные влияния среды милеогении

 

               
     
     
 
 
эгогении
 
 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.