Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакция пациента на болезнь






Особенности личности сказываются и в особенностях реакции человека на свою болезнь. Различают шесть типов реакции на болезнь (М. Э. Телешевская, Н. И. Погибко):

Астенический – проявляется в форме повышенной утомляемости, истощаемости, слабодушия, плаксивости, вялости;

Депрессивный – характеризуется чувством тревоги, тоски, растерянности, потерей надежды на выздоровление, отсутствием побуждений к преодолению болезни, чувством безысходности и смирения;

Ипохондрический – характеризуется «жизнью в болезни», которая подчиняет себе все интересы и желания человека;

Тревожно – мнительный – проявляется недоверием к назначениям врача, поиском лечебных средств в медицинской литературе. Но, узнав о новых методах лечения, они и этим сведениям не доверяют и от применения новых средств отказываются. У больных этого типа легко формируются разнообразные фобии (неоправданные страхи);

Истериформный – характеризуется быстрой сменой настроения: то пациент плачет, хватается за пульс, ощупывает живот, сердечную область, заявляя что «умирает», то, быстро успокоившись, переключает свои интересы на внешние факторы. В семье и на работе он много говорит о своём состоянии, стремясь ярко и красочно описать свои страдания. У некоторых таких больных выявляется наклонность к фантазированию, при каждом пересказе истории своей болезни они прибавляют всё новые подробности, сами верят в их достоверность, хотя это может не соответствовать истине. Они могут придираться к медицинскому персоналу, полагая, что те недооценивают тяжесть их состояния, а находясь среди других пациентов, они начинают продуцировать симптомы чужих заболеваний;

Вытеснение болезни – состояние, при котором больной игнорирует имеющееся заболевание, не желает лечиться. Сравнительно часто такое отношение отмечается у медиков.

Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами. Формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, которые можно выразить в формуле: «Врач – сестра - больной» (И. Харди). И эти особые отношения являются основой любой лечебной деятельности.

Целью же контактов между пациентом и медицинским работником будет медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Особенностью таких контактов является то, что в эффективности оказываемой медицинской помощи заинтересованы обе стороны, хотя и мотивация может быть различной. Пациент, естественно, кровно заинтересован в своём здоровье (инстинкт самосохранения), а медик выполняет свой профессиональный долг, что является его социальной обязанностью, и это тоже естественно.

Медицинская психология изучает мотивы и ценности мед. работника, его представления об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медицинской сестры.

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медицинскими работниками имеет значение такое понятие как коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность может рассматриваться также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного общения в определённом спектре ситуаций межличностного взаимодействия. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является значимой характеристикой медицинского работника. Но она же имеет значение и для пациента, т. к. некомпетентность хотя бы с одной стороны в процессе общения способна нарушить ход лечебно – диагностического процесса.

Тема: Общение с пациентом

Отношения медицинской сестры и больного являются частью тех связей, той атмосферы, которые имеют место в каждом ЛПУ, частью общей взаимосвязи, которая возникает в процессе лечебной деятельности в системе «врач – сестра – больной».

Выделяют три этапа установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в ЛПУ:

1) начальный, где происходит первичная ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. Сестра и врач в ходе работы получают представление о поведении больного. Возникает связь между ними и больным. При этом важны не только свойства личности больного, но и отношения больного к своей болезни. Важно также изучение тех реакций, которые вызывает больной у врача и сестры (и наоборот);

2) развёрнутый, когда пациент и медицинская сестра уже познакомились. Изменяющаяся картина болезни, всё, что происходит с больным, могут вызвать у него появления страха, неуверенности, пессимистического опасения в отношении исхода заболевания. На этом этапе важно уменьшить эти проявления, выражая бережное отношения к больному, беседуя с ним, внимательно выслушивая его;

3) конечный – трудности обычно возникают при выписке больного из стационара или прекращении лечения в поликлинике, т. к. зачастую больной обеспокоен, полностью ли восстановилось его здоровье. Неоднократные беседы с больным помогут устранить те затруднения, которые часто связаны с прекращением лечения и началом новой жизни (в случае необратимого влияния патологии на организм).

О психологии работы с больными можно говорить, лишь имея в виду глубокие профессиональные навыки сестры и её знания относительно ухода за больными. Практически сложно провести грань между физическим уходом за больным и психологическим воздействием на него во время этой деятельности. Для установления оптимального психологического контакта имеет значение всё: и внешний вид, и тембр голоса, жесты, мимика, бережность и профессионализм проведения медицинских манипуляций, и, конечно, слово, его значение и интонации. Больной очень чувствителен ко всему, что, так или иначе, касается его болезни, его лично, отсюда возможны самые невероятные толкования с его стороны действий медицинского персонала.

Выделяют следующие виды общения (С. И. Самыгин):

1. «Контакт масок» - формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости). Набор выражений лица, жесты, стандартных фраз, позволяющих скрывать истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется в случаях малой заинтересованности медицинского работника или пациента в результатах взаимодействия. Это может происходить при проведении обязательного профилактического медосмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а медик – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

2. Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешают – отталкивают или избегают.

Подобный вид общения может встречаться в рамках манипулятивного общения медицинского работника и пациента в случаях, когда целью обращения становится получение каких-либо дивидендов (больничный лист, справка). С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию медицинского работника – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие (напр. руководитель). Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

3. Формально – ролевое общение. Регламентированным оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Подобный выбор вида общения со стороны медицинского работника может быть обусловлен профессиональной перегрузкой.

4. Деловое общение. Общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованными лицами.

5. Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения. Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает такого контакта, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медицинского работника.

6. Манипулятивное общение. Также, как и примитивное, направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приёмов. Один из таких приёмов называется «ипохондризацией пациента». Суть его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью этой манипуляции может быть: а) снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медицинским работником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента; б) демонстрация в необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медицинского работника с целью получения вознаграждения.

Взаимодействия между пациентом и медицинским работником не есть нечто навсегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения между пациентом и мед. работником способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот – положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медиком.

Беседа как один из ведущих методов исследования, играет важную роль в лечебно – диагностическом процессе. Основная задача беседы – расположить к себе пациента, вызвать его на откровенный разговор. Поэтому не следует с первых секунд общения интересоваться жалобами, углубляться в профессиональный опрос. Беседа проводится в спокойной обстановке, без спешки, желательно наедине. Стиль – диалогический (но не допрос). Важнейшими психоэмоциональными сопровождающими продуктивной беседы являются: доброжелательность, милосердие, терпимость. Обращаться следует по имени и отчеству (демонстрация уважения). Следует уметь направлять беседу, не давать уклоняться от главной темы, быть ведущей стороной общения. Не рекомендуется увлекаться специальной терминологией; вопросы формулировать с предельной ясностью, избегая двусмысленности, придерживаясь уровня интеллектуального развития пациента и общего темпа беседы.

 

Тема: Социально – психологический климат в ЛПУ

Социально – психологический климат (СПК) – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения по «горизонтали» и по «вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений, процессов) выступают в качестве эмпирических (т. е. полученных опытным путём) показателей психологического климата.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счёт психологической атмосферы – группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создаётся ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Обобщая вышесказанное, под СПК обычно понимают общий эмоционально – динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворённость, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных взаимоотношений на принципиальной и деловой основе.

СПК формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке (к людям, условиям труда, стилю руководства, групповым нормам и ценностям и пр.), т. е. на основе личного восприятия и оценок, взаимного обмена мнениями. СПК представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям и обстоятельствам работы. Каждым человеком СПК переживается индивидуально в виде удовлетворённости или привлекательности работы в данном коллективе, на данном рабочем месте, в данных условиях.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать уровень его развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата:

1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа;

2) содержание, организация и условия трудовой деятельности;

3) особенности работы органов управления и самоуправления организации;

4) характер руководства;

5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

6) социально – демографические и психологические особенности членов группы;

7) численность группы и др.

Оценка вышеприведённых факторов формирования СПК позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.