Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценки выполнения заданий

Контрольно-срезовые задания

по дисциплине

«Основы специальной педагогики»

по специальности

050705 Специальное дошкольное образование

 

Составитель: Ершова Н.В., Клюквина А.Ю.

 

Москва, 2012

Рекомендации к процедуре проведения

 

Продолжительность – 45 минут.

Цель проведения: изучить уровень теоретических знаний и практических умений студентов по дисциплине «Основы специальной педагогики».

Задачи:

- проверить знания основных понятий и терминологии специальной педагогики, педагогических областей специальной педагогики, основных этапов истории специальной педагогики; требования к профессиональной деятельности и личности педагога системы специального образования; содержание, принципы, методы и формы организации специального образования; психолого-педагогическую характеристику различных категорий детей с отклонениями в развитии.

- проверить практические навыки владения современной терминологией.

Вариант 1

 

№ 1 Задание: дайте определение.

1. Специальная педагогика -__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Социальная реабилитация - ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

№ 2 Задание: продолжите ряд и дайте заголовок ряду.

Заголовок_________________________________________________________________________

1. Изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

2. Определение и обоснование построения педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Изучение закономерностей специального образования, существующих систем и развитие новых;

4._________________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________________

6._________________________________________________________________________________

 

№ 3. Задание. Установите соответствие.

Понятия и его определения

Понятие Определение
А. Коррекция   Б. Компенсация     В. Социальная адаптация     Г. Социальная реабилитация 1. система мер, направленных на включение ребенка в социальные отношения на уровне его психофизических возможностей. 2. система психолого-медико-педагогических мер, направленных на исправление и ослабление недостатков психофозического развития. 3. замещение или перестройка нарушенных функций организма за счет сохранных возможностей. 4. система мер, направленная на приведение индивидуального и группового поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с принятыми в обществе нормами.

 

№ 4 Задание: впишите недостающие элементы и дайте заголовок ряду.

Заголовок ряда ____________________________________________________________________

1. Нарушение слуха

2. Нарушение зрения.

3. Нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения.

4. Нарушение интеллекта.

5. _______________________________________________________________________________

6. _______________________________________________________________________________

7. _______________________________________________________________________________

 

 

№ 5 Задание: раскройте связь специальной педагогики с психологическим

блоком наук.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

 

№ 6 Задание: раскройте сущность теории Л.С. Выготского о соотношении биологического и социального факторов в развитии детей.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

№ 7 Задание: дополните.

России удалось избежать этапа ______________________________________________________

в отношении общества к лицам с отклонениями в развитии.

 

№ 8 Задание: перечислите.

Принципы специального образования

_____________________________________ _________________________________________

_____________________________________ _________________________________________

_____________________________________ _________________________________________

 

№ 9 Задание: установите соответствие дидактических единиц специального образования.

А. принцип   Б. метод   В. средства   Г. форма организации   1. индивидуальная, индивидуально-групповая   2. дактильная и жестовая речь, ручной труд, артпедагогика и арттерапия 3. коррекционно-компенсирующая и социально-адаптирующая направленность образования 4. беседа, рассказ, работа с учебником

 

№ 10 Задание: определите, к какой категории лиц с особыми образовательными потребностями предположительно можно отнести ребенка и почему?

В игре у ребенка отмечаются неадекватные действия, кратковременный интерес к игрушкам. Ребенок не способен перенести полученные знания в собственную практическую деятельность, а каждое видоизмененное задание воспринимает как новое.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№11 Задание. Перечислите учреждения для детей с ЗПР.

1.______________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________

 

№ 12 Задание: раскройте сущность билингвистической системы обучения глухих детей

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

№ 13 Задание: определите правильность ниже предложенных положений.

Положения Верно + Неверно -
1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья – это лицо, нуждающееся в различного рода социальной помощи, юридической защите. 2. Специальная педагогика опирается на такие положения, как соотношение биологических и социальных факторов в процессе развития, о сложной структуре дефекта и др. 3. Раннее физическое и психическое развитие детей с особыми образовательными потребностями запаздывает в сроках формирования. 4. Инфантильные черты ребенка с ЗПР проявляются в задержке развития психики. 5. Автором письменности для слепых людей является В. Гаюи. 6. Среди моделей обучения глухих детей выделяют коммуникативную и билингвистическую.      

№ 14 Задание: дополните.

Лица с нарушением слуха по степени выраженности нарушения делятся на _________________________________________________________________________________,

по времени возникновения нарушения делятся на _______________________________________

_________________________________, принципиальным отличием является при этом наличие определенного уровня сформированности ____________________________________________.

 

№ 15 Задание: установите соответствие признака синдрома РДА и его характеристики.

Признак синдрома РДА Характеристика
А. Аутизм.   Б. Стереотепии.   В. Мутизм. 1. Однообразное поведение с элементами одержимости. 2. Отсутствие речи, отказ от использования речи в целях общения. 3. Отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия.

 

 

Вариант 2

 

№ 1 Задание: дайте определение.

1. Коррекция - ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

2. Компенсация - __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

№ 2 Задание: продолжите ряд и дайте заголовок ряду.

Заголовок________________________________________________________________________

1. Учреждение правовой основы специального образования.

2. Создание системы ранней дифференциальной диагностики и помощи детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

3.Развитие системы интегрированного обучения.

4._______________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________

6. _______________________________________________________________________________

 

№ 3 Задание: установите соответствие.

Понятия и его определения.

Понятие Определение
А. Специальное образование.   Б. Дифференцированное обучение детей с ограниченными возможностями.   В.Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности.     Г.Интеграция.     1.Сложившаяся на данный момент система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. 3. возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями. 4. лицо, имеющее физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (специальными) является недоступным.

 

№ 4 Задание: впишите недостающие элементы и дайте заголовок ряду.

Заголовок ряда ___________________________________________________________________

1. Олигофренопедагогика.

2. Сурдопедагогика.

3. Воспитание и обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

4._______________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________

 

№ 5 Задание: раскройте связь специальной педагогики с медицинским блоком наук.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

№ 6 Задание: раскройте сущность теории Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

№ 7 Задание: дополните.

На становление системы помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья оказали существенное влияние следующие факторы развития общества _________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

№ 8 Задание: перечислите.

Специальные образовательные условия

____________________________________ _____________________________

____________________________________ _____________________________

____________________________________ _____________________________

 

№ 9 Задание: установите соответствие.

Дидактических единиц специального образования.

А. принцип Б. метод   В. средства   Г. форма организации 1. приучение, упражнение, наблюдение 2. пиктографическое письмо, театролизованно-игровая деятельность 3. педагогический оптимизм, ранняя педагогическая помощь 4. классно-урочная, смешанная, индивидуальная

 

№ 10 Задание: перечислите учреждения для детей с нарушением интеллекта.

1.______________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________

№ 11 Задание: установите соответствие.

Вида ЗПР и его характеристики.

Вид ЗПР Характеристика
А. ЗПР конституционного генеза     Б. ЗПР психогенного генеза   В. ЗПР соматогенного генеза   Г. ЗПР церебрально-органического генеза 1. Ребенку присущи инфантильные черты, преобладание игровых интересов над умственной деятельностью. 2. Ребенок находится в состоянии длительной астении, часто сопутствует гиперопека. 3. Из-за неправильного воспитания у ребенка формируются патологические черты личности. 4. Страдает в основном познавательная и эмоциональная сфера в силу резидуальных повреждений.

 

 

№ 12 Задание: дополните.

Автором письменности для слепых людей является

__________________________________________________________________________________

 

№ 13 Задание: определите правильность ниже предложенных положений.

Положения Верно + Неверно -
1.Дифференцированное обучение детей с ограниченными возможностями – система психолого-медико-социальных учреждений, реализующих специальные условия. 2. Психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья подчиняется основным закономерностям развития психики сохранных детей. 3. Автором положений, лежащих в основе специальной педагогики является Л.С. Выготский. 4.Билингвистическая система обучения глухих детей предполагает использование устной, письменной речи и жестового языка как двух равноправных средств. 5. Вопросами воспитания и обучения лиц с нарушением зрения занимается сурдопедагогика. 6. Наименее изученной категорией детей являются дети с ранним детским аутизмом.    

№ 14 Задание: дополните.

Лица с нарушением зрения по степени выраженности нарушения делятся на _________________________________________________________________________________,

по времени возникновения нарушения делятся на ______________________________________

_________________________________, принципиальным отличием является при этом наличие определенного уровня сформированности ____________________________________________.

№ 15 Задание: определите, к какой категории лиц с особыми образовательными потребностями предположительно можно отнести ребенка и почему?

У ребенка отмечаются уменьшение доступных каналов компенсации дефекта. Такого ребенка нередко оценивают окружающие как глубоко умственно отсталого, так как у него резко ограничено познание окружающей действительности, нарушены возможности общения с людьми и формирование навыков и норм поведения. Но возможности умственного развития таких детей принципиально не следует признавать ограниченными.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Вариант 3

№ 1 Задание: дайте определение.

1. Неадекватные действия - _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Социальная адаптация - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№ 2 Задание: заполните схему.

«Предметные области специальной педагогики»

____________________________________________________________

_______________________предметные области специальной ________________________

______________________ педагогики ________________________

___________________________ ________________________________

 

№ 3 Задание: перечислите устаревшие и новые термины специальной педагогики и обоснуйте целесообразность таких изменений в специальной терминологии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

№ 4 Задание. Раскройте сущность теории Л.С. Выготского о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития ребенка.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

 

№ 5 Задание: установите соответствие.

Этапа отношения общества к лицам с отклонениями и его характеристики.

Этап отношения общества к лицам с отклонениями Его характеристика
А. 996 г. – 1715 г Б. 1715 г. – 1806 г.   В. 1806 г. – 1927 г.   Г. 1927 г. – 1991 г.   Д. 1991 г. – по настоящее время 1. От «институализации» к интеграции. 2. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. 3. Развитие и дифференциация системы специального образования. 4. От приютов через опыт индивидуального обучения к первым учреждениям. 5. Становление системы специального образования.

 

№ 6 Задание: дополните.

Принципы построения специального дошкольного образования:

1. Принцип ведущего отклонения в развитии.

2. Меньшая наполняемость групп.

3._______________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________

7. _______________________________________________________________________________

 

№ 7 Задание: установите соответствие.

Принципа и его характеристики.

Принцип Его характеристика
А. Принцип педагогического оптимизма.     Б. Принцип ранней педагогической помощи.   В. Принцип социально-адаптирующей направленности специального образования. 1. Обеспечивает раннее выявление отклонений в развитии и раннее начало коррекционно-педагогической работы. 2. Обусловлен уровнем современного научного и практического знания и идеей «необучаемых детей нет». 3. Обеспечивает формирование социально компетентности и психологической готовности жизнедеятельности.

 

№ 8 Задание: вставьте пропущенные элементы.

Умственная отсталость- это______________________________________________ нарушение _________________________________________________, возникающее вследствие _________

_________________________________________________коры головного мозга на различных этапах онтогенеза.

 

№ 9 Задание: дополните.

__________________- наука о нарушениях речи, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Основными видами нарушений являются_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________.

 

№ 10 Задание: раскройте сущность коммуникативно-деятельностной системы в обучении детей с нарушением слуха языку.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

№ 11 Задание: впишите недостающие элементы.

________________- лица, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (0, 04 с очковой коррекцией на лучше видящем глазу), прогредиентные заболевания.

 

№ 12 Задание: определите правильность ниже предложенных положений (верно +, неверно -).

1. Раннее физическое и психическое развитие детей с особыми образовательными потребностями соответствует сохранному развитию.

2. Специальные учреждения комплектуются по принципу ведущего отклонения в развитии;

3. Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России отсутствует.

4. ЗПР носит временный характер.

5. Речь слабослышащих детей характеризуется недостатками произношения, ограниченным запасом слов и др. нарушениями.

6. Специальное обучение незрячих детей опирается на использование полисенсорной основы для развития.

7. Кондуктивная педагогика занимается вопросами обучения и воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

 

№ 13 Задание. Установите соответствие.

Области специальной педагогики и специалиста в ней.

А. Олигофренопедагогика 1. Э.И. Леангард

Б. Логопедия 2. Г.А. Зайцева

В. Сурдопедагогика 3. О.П. Гаврилушкина

Г. Тифлопедагогика 4. Л.И. Солнцева

5. Л.П. Носкова

6. Е.А. Стребелева

7. Т.Б. Филичева

8. Л.И. Плаксина

 

№ 14 Задание: определите, к какой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья предпочтительно может быть отнесен ребенок.

Ребенок отказывается смотреться в зеркало, не смотрит в глаза окружающим при контакте, старается избежать прикосновений к нему. О себе говорит в третьем лице. Часто разговаривает с воображаемыми героями.

__________________________________________________________________________________

 

№ 15 Задание. Приведите пример учреждения из интегративной и дифференцированной системы образования

_______________________

 

Вариант 4

№ 1 Задание: дайте определение.

1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья - ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Интеграция - ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ 2 Задание: заполните схему.

«Связь специальной педагогики с другими науками»

___________________ ____________________

 

__________________ специальная педагогика _____________________

__________________ ___________________

 

№ 3 Задание: Установите соответствие.

Отрасли специальной педагогики категории лиц с особыми образовательными потребностями
А. олигофренопедагогика Б. сурдопедагогика В. тифлопедагогика Г. логопедия Д. кондуктивная педагогика   1. лица с нарушением слуха 2. лица с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) 3. лица с нарушением речи 4. лица с нарушением зрения 5. лица с нарушением интеллектуального развития

 

№ 4 Задание. Раскройте сущность теории Л.С. Выготского об общих закономерностях аномального и нормального развития.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

№ 5 Задание: установите соответствие.

Этап отношения общества к лицам с отклонениями Его характеристика
А. XII в. – XVIII в.   Б. IX в до н.э. – XII в.   В. начало XX в. – 70-е гг. XX в.   Г. XII в. – начало XX в. Д. 70-е гг. XX в. – по настоящее время 1. от изоляции детей с отклонениями к интеграции 2. от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения 3. от осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения части детей 4. от обучения части детей к пониманию необходимости обучения всех 5. от понимания необходимости обучения к реализации специального образования

 

№ 6 Задание: определите правильность ниже предложенных положений (верно +, неверно -). Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования предполагает:

1.Обогащение детей чувственно-познавательным опытом, необходимым

для полноценного овладения абстрактными понятиями.

2. Использование знаний на практике и в новых условиях.

3. Коррекционно-педагогическую помощь по развитию речи, мышления

и общения у детей со специальными образовательными потребностями.

 

№ 7 Задание: дополните.

В настоящее время существует 8 основных видов специальных школ:

I вид- школа-интернат для глухих,

II вид- школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших,

III вид- ___________________________________________________________________________

IV вид-___________________________________________________________________________

V вид- ___________________________________________________________________________

VI вид- ___________________________________________________________________________

VII вид-___________________________________________________________________________

VIII вид-__________________________________________________________________________

 

№ 8 Задание: Перечислите наиболее важные, на ваш взгляд, профессиональные и личностные качества педагога специального образования. Обоснуйте свой выбор?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

№ 9 Задание: определите правильность ниже предложенных положений (верно +, неверно -).

1. В основе специальной педагогики лежат положения, разработанные Л.С. Выготским.

2. Конечная цель специальной педагогики – обеспечение достижения лицам с ограниченными возможностями здоровья максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

3. Принципы общей и специальной дидактики едины.

4. Все категории лиц с ограниченными возможностями здоровья получают цензовое единое образование.

5. Наименее изученной категорией лиц с ограниченными возможностями здоровья являются лица с нарушением интеллектуального развития.

 

№ 10 Задание: вставьте пропущенные элементы.

Задержка психического развития характеризуется запаздыванием сроков формирования ________________________________________________________________________________

с их временной фиксацией __________________________________________________этапах.

 

№ 11 Задание: перечислите, какие группы комплектуются в логопедических детских садах.

1.________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________

 

 

№ 12 Задание: впишите недостающие элементы.

________________________- стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха.

 

 

№ 13 Задание: перечислите знакомые вам тифлотехнические средства.

____ __________

№ 14 Задание: впишите пропущенные элементы.

1. Проблемами воспитания и обучения лиц с интеллектуальными нарушениями занимались:

а) ____________________ б) _____________________ в) _____________________

2. Среди известных сурдопедагогов можно назвать:

а) ____________________ б) _____________________ в) _____________________

3. Вопросы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения отражены в работах следующих авторов:

а) ____________________ б) _____________________ в) _____________________

 

 

№ 15 Задание: Определите к какой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья предпочтительно может быть отнесен ребенок.

У ребенка отмечается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Нарушено чувство самосохранения и аффективного взаимодействия с ближайшим окружением. При нарушении заведенного распорядка дня ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию и самоагрессию.

_________________________________________________________________________________

 

 

 

Вариант 5

№ 1 Задание: дайте определение.

1. Компенсация - ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Интеграция - ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№2 Задание: продолжите ряд и дайте заголовок ряду.

Заголовок_________________________________________________________________________

1. Изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

2. Определение и обоснование построения педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Изучение закономерностей специального образования, существующих систем и развитие новых;

4._________________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________________

6._________________________________________________________________________________

 

№3 Задание: Задание: Установите соответствие.

Отрасли специальной педагогики категории лиц с особыми образовательными потребностями
А. олигофренопедагогика Б. сурдопедагогика В. тифлопедагогика Г. логопедия Д. кондуктивная педагогика   1. лица с нарушением слуха 2. лица с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) 3. лица с нарушением речи 4. лица с нарушением зрения 5. лица с нарушением интеллектуального развития

 

№4 Задание: раскройте сущность теории Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

№5 Задание: перечислите.

Принципы специального образования

____________________ _________________________________

____________________ _________________________________

________________________________ _________________________________

 

№6 Задание: установите соответствие.

Этап отношения общества к лицам с отклонениями Его характеристика
А. XII в. – XVIII в.   Б. IX в до н.э. – XII в.   В. начало XX в. – 70-е гг. XX в.   Г. XII в. – начало XX в. Д. 70-е гг. XX в. – по настоящее время 1. от изоляции детей с отклонениями к интеграции 2. от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения 3. от осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения части детей 4. от обучения части детей к пониманию необходимости обучения всех 5. от понимания необходимости обучения к реализации специального образования

 

№7. Задание: установите соответствие дидактических единиц специального образования.

А. принцип   Б. метод   В. средства   Г. форма организации   1. индивидуальная, индивидуально-групповая   2. дактильная и жестовая речь, ручной труд, артпедагогика и арттерапия 3. коррекционно-компенсирующая и социально-адаптирующая направленность образования 4. беседа, рассказ, работа с учебником

 

№8 Задание: дополните.

Лица с нарушением зрения по степени выраженности нарушения делятся на _________________________________________________________________________________,

по времени возникновения нарушения делятся на ______________________________________

_________________________________, принципиальным отличием является при этом наличие определенного уровня сформированности ____________________________________________.

 

№9 Задание: Дайте определение:

Педагогическая коррекция - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№ 10 Задание: Соотнесите наиболее целесообразное использование методов, средств и видов занятий с ребенком в коррекционно-развивающей работе:

Методы, средства, виды занятий Наиболее целесообразное использование в развитии, коррекции развития
1. Средства искусства: театр, китайская гимнастика, ритмика, танцы и т.п. А. Коррекция поведения, развитие позитивного общения
2. Кружковая работа: мягкая игрушка, рукоделия (кройки, шитья), оригами и т.д. Б. Развитие двигательной, познавательной, эмоциональной сфер
3. Трудотерапия, трудовая деятельность В. Развитие двигательных возможностей, пространственного восприятия, внимания, творчества
4. Ролевое научение, коммуникативные игры Г. Индивидуальное развитие, профориентация, навыки трудовой деятельности

 

№ 11 Задание: дополните.

__________________- наука о нарушениях речи, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Основными видами нарушений являются_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________.

 

№ 12 Задание: перечислите специальные образовательные условия

____________________________________ _____________________________

____________________________________ _____________________________

____________________________________ _____________________________

 

№ 13 Задание: определите правильность ниже предложенных положений.

Положения Верно + Неверно -
1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья – это лицо, нуждающееся в различного рода социальной помощи, юридической защите. 2. Специальная педагогика опирается на такие положения, как соотношение биологических и социальных факторов в процессе развития, о сложной структуре дефекта и др. 3. Раннее физическое и психическое развитие детей с особыми образовательными потребностями запаздывает в сроках формирования. 4. Инфантильные черты ребенка с ЗПР проявляются в задержке развития психики. 5. Автором письменности для слепых людей является В. Гаюи. 6. Среди моделей обучения глухих детей выделяют коммуникативную и билингвистическую.      

 

№ 14 Задание: перечислите знакомые вам тифлотехнические средства.

________________________________________________________________

 

№ 15 Задание. Определите к какой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья предпочтительно может быть отнесен ребенок.

У ребенка 3 лет наблюдаются трудности ориентировки в пространстве. При передвижении он постоянно натыкается на рядом стоящие предметы. Ребенок не любит рассматривать книги, но с удовольствием слушает чтение мамы. Проявляет стремление все вокруг потрогать на ощупь.

____________________________________________________________________________

 

 

Вариант 6

№ 1 Задание: дайте определение.

1. Специальная педагогика - _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Деинституциализация - ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№2 Задание: продолжите ряд и дайте заголовок ряду.

Заголовок________________________________________________________________________

1. Учреждение правовой основы специального образования.

2. Создание системы ранней дифференциальной диагностики и помощи детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

3.Развитие системы интегрированного обучения.

4._______________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________

№3 Задание: перечислите устаревшие и новые термины специальной педагогики и обоснуйте целесообразность таких изменений в специальной терминологии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

№4 Задание: заполните схему.

«Предметные области специальной педагогики»

_____________________________ _______________________________

_______________________ предметные области специальной ________________________

______________________ педагогики ________________________

___________________________ ________________________________

 

№5 Задание. Раскройте сущность теории Л.С. Выготского об общих закономерностях аномального и нормального развития.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

№6 дополните:

России удалось избежать этапа ______________________________________________________

в отношении общества к лицам с отклонениями в развитии.

 

№7 Задание: установите соответствие.

Принципы и его характеристики.

Принцип Его характеристика
А. Принцип педагогического оптимизма.     Б. Принцип ранней педагогической помощи.   В. Принцип социально-адаптирующей направленности специального образования. 1. Обеспечивает раннее выявление отклонений в развитии и раннее начало коррекционно-педагогической работы. 2. Обусловлен уровнем современного научного и практического знания и идеей «необучаемых детей нет». 3. Обеспечивает формирование социально компетентности и психологической готовности жизнедеятельности.

 

№8 Задание: впишите недостающие элементы и дайте заголовок ряду.

Заголовок ряда ____________________________________________________________________

1) Нарушение слуха

2) Нарушение зрения.

3) Нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения.

4) Нарушение интеллекта.

5) _______________________________________________

6) _______________________________________________

7) _______________________________________________

 

№9 Задание: Перечислите наиболее важные, на ваш взгляд, профессиональные и личностные качества педагога специального образования. Обоснуйте свой выбор?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

№10 Задание: Дайте определение:

Коррекционное воспитание - _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№11 Задание: вставьте пропущенные элементы.

Задержка психического развития характеризуется запаздыванием сроков формирования ________________________________________________________________________________

с их временной фиксацией __________________________________________________этапах.

 

№12 Задание: перечислите учреждения для детей с нарушением интеллекта.

1.______________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________

 

№13 Задание: раскройте сущность коммуникативно-деятельностной системы в обучении детей с нарушением слуха языку.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

 

№14 Задание: установите соответствие признака синдрома РДА и его характеристики.

Признак синдрома РДА Характеристика
А. Аутизм.   Б. Стереотепии.   В. Мутизм. 1. Однообразное поведение с элементами одержимости. 2. Отсутствие речи, отказ от использования речи в целях общения. 3. Отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия.

 

№15 Задание: определите правильность ниже предложенных положений (верно +, неверно -).

1. Раннее физическое и психическое развитие детей с особыми образовательными потребностями соответствует сохранному развитию.

2. Специальные учреждения комплектуются по принципу ведущего отклонения в развитии;

3. Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России отсутствует.

4. ЗПР носит временный характер.

5. Речь слабослышащих детей характеризуется недостатками произношения, ограниченным запасом слов и др. нарушениями.

6. Специальное обучение незрячих детей опирается на использование полисенсорной основы для развития.

7. Кондуктивная педагогика занимается вопросами обучения и воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Правильные ответы

Вариант 1

№ 1.

1. Специальная педагогика - наука о специальном образовании лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных условиях затруднительно или невозможно;

2. Специальная реабилитация - система мер, направленная на включение ребенка с отклонениями в физическом и психическом развитии в социальные отношения на уровне его психофизических возможностей.

 

№ 2. Задачи специальной педагогики

4. Определение коррекционных и компенсаторных возможностей ребенка.

5. Разработка научных основ дидактики специального образования.

6. Разработка и реализация коррекционно-педагогических программ, компенсационных и реабилитационных программ и др.

 

№ 3. А-2, Б-3, В-4, Г-1

 

№ 4. Категории нарушений в развитии:

5. Нарушение речи.

6. Нарушение опорно-двигательного аппарата.

7. Сложные недостатки развития.

№ 5. На основе данных специальной психологии о характере отклонения от нормального психического развития, связанного с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы, строится специальная педагогическая система обучения, воспитания и социальной адаптации детей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы и приемы обучения.

 

№ 6. По мнению Л.С. Выготского, с психологической точки зрения, физический дефект вызывает нарушение социальных форм поведения. В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем всё течение психических процессов.

 

№ 7. агрессии и нетерпимости

 

№ 8. принцип педагогического оптимизма, ранней помощи, коррекционно-компенсирующей направленности, социально-адаптационной направленности и т.д.

 

№ 9.А-3, Б-4, В-2, Г-1

№ 10. умственно отсталый

№ 11. 1)ДОУ компенсирующего вида, 2) диагностические группы в ДОУ комбинированного вида, 3) диагностические группы при школах 7 вида, 4) группы кратковременного пребывания и др.

№ 12. использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса - устного, письменного языка и жестового языка

№ 13. 1-, 2+, 3+, 4-, 5-, 6+

№ 14. глухих и слабослышащих, на ранооглохших и позднооглохших, речи

№ 15. А-3, Б-1, В-2

Правильные ответы

Вариант 2

№ 1

1. Коррекция - система медико-психолого-педагогических мер, направленная на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития ребенка;

2. Компенсация - замещение или перестройка нарушенных функций организма через использование сохраненных возможностей.

 

№ 2 Актуальные проблемы специальной педагогики.

4.Уточнение классификации нарушений.

5. Совершенствование системы оказания помощи.

6. Создание информационного банка данных.

 

№ 3 А-2, Б-1, В-4, Г-3

 

№ 4 Области специальной педагогики:

4. Тифлопедагогика.

5. Логопедия.

6. Педагогика детей с ЗПР.

 

№ 5. Тесная связь специальной педагогики с медициной и её различными отраслями (анатомией, физиологией, нейрофизиологией, невропатологией, генетикой и др.) позволяет понимать биологические и социальные причины возникновения отклонений в развитии, сущность произошедших нарушений, особенности психофизиологического развития ребенка с отклонениями, обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем.

 

№ 6. Выготский Л.С. рассматривая такие недостатки как глухота, слепота, умственная отсталость, отмечал, что причины их вызывающие (заболевания, травмы, наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение. Вторичные нарушения обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера, степени выраженности и времени возникновения.

 

№7. политика, экономика, религия, революции, географическое положение и др.

 

№ 8. специальные образовательные программы, индивидуальные технические средства обучения, среда жизнедеятельности, педагогические, медицинские и социальные услуги и т.д.

№ 9. А-3, Б-1, В-2, Г-4

№ 10. ДОУ компенсирующего типа, центры детского здоровья, психоневрологические санатории, дошкольные группы при коррекционных школах 8 вида, специализированные дома ребенка, детские дома и др.

 

№ 11. А-1, Б-3, В-2, Г-4

№ 12. Луи Брайль

№ 13. 1-, 2+, 3+, 4+, 5-, 6+

№ 14. на слепых, слабовидящих и с функциональными нарушениями, на раноослепших и поздноослепших, представлений

 

№ 15 сложные множественные нарушения (слепоглухой или др.)

Правильные ответы

Вариант 3

 

№ 1.

1. Неадекватные действия - действия, противоречащие логике употребления предмета.

2. Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами.

№ 2. Олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедагогика, кондуктивная педагогика, воспитание и обучение детей с ЗПР, воспитание и обучение детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения др.

№ 3. Дефект, дефективные дети, глухонемые, дефектология, лечебная педагогика – устаревшие; не отвечают современным представлениям и развитию общества в связи с гуманизацией по отношению к лицам с ограниченными возможностями.

Специальная педагогика, специальная психология, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.

 

№ 4. Согласно Л.С. Выготскому, развитие ребенка происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания — самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих процессов, и составляет зону его ближайшего развития.

№ 5. А2, Б4, В5, Г3, Д1

№ 6.

3. Введение в штат специалистов-дефектологов.

4. Перераспределение видоа занятий между воспитателем и дефектологом.

5. Обучение детей по специальным комплексным программам.

6. Организация специальных видов занятий.

7. Бесплатность.

 

№ 7. А2, Б1, В3

№ 8. Умственная отсталость - это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга на различных этапах онтогенеза.

№ 9. Логопедия. Дислалия, дисфония, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия, дислексия.

№ 10. Формирование речи как средства общения.

№ 11. слепые

№ 12. 1–, 2+, 3-, 4+, 5+, 6+, 7-

№ 13. А- 3, 6 Б -7 В- 1, 2, 5 Г-4, 8.

№ 14 к РДА

№ 15 Интегративные – группы для детей с различными нарушениями в общеобразовательных дошкольных учреждениях; дифференцированные – учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения, речи.

 

 

Правильные ответы

Вариант 4

№ 1.

1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

2. Интеграция - возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями.

№ 2.

педагогика, психология, медицина, философия др.

№ 3 А5, Б1, В4, Г3, Д2

№ 4. Установлено, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками (последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов, роль деятельности в психическом развитии). Наряду с этим существуют специфические закономерности психического развития в зависимости от вида отклоняющегося развития.

№ 5. А3, Б2, В4, Г5, Д1

№ 6. 1-, 2-, 3+

№ 7

III вид- школа-интернат для незрячих,

IV вид- школа-интернат для слабовидящих,

V вид- школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи,

VI вид- школа-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,

VII вид- школа-интернат для детей с ЗПР,

VIII вид- школа-интернат для детей с умственной отсталостью.

№ 8. Профессиональные качества – педагогическое образование, владение методами, способами, приемами диагностики и коррекции различных трудностей в обучении и воспитании детей, имеющих различные нарушения в психофизическом развитии. Понимание специальным педагогом психологии детей с различными нарушениями. Педагог должен быть предельно терпелив, тактичен и доброжелателен, быть осторожным в оценке тяжести нарушения и прогноза.

№ 9. 1+, 2+, 3-, 4-, 5-

№ 10. Задержка психического развития характеризуется запаздыванием сроков формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

№ 11.

1.Группы для детей с ОНР.

2. Группы для детей с ФФН.

3. Группы для детей с заиканием.

4. Группы для детей с дизартрией и ринолалией.

№ 12. глухота

№ 13. Средства оптической коррекции: линзы, очки, лупы и т.д.

Учебные средства для слепых: книги с шрифтом Брайля, рельефные рисунки, чертежи, схемы, звучащие мечи, мишени и т.д.

Бытовые тифлотехнические средства: приборы для вдевания нитки в иголку, трости, говорящие книги, технические приборы звуковые или с обозначением по шрифту Брайля.

№ 14.

1. Е.А. Стребелева, А.А. Катаева, О.П. Гаврилушкина, С.Д. Забрамнаяи др.

2. Л.П. Носкова, Ф.А. Рау, Э.И. Леангард, Г.Л. Зайцева, Л.А. Головчиц и др.

3. Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксина, М.И. Земцова и др.

№ 15 к РДА

Правильные ответы

Вариант 5

№1

1. Компенсация - замещение или перестройка нарушенных функций организма через использование сохраненных возможностей.

2. Интеграция - возможность минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребностями.

 

№2. Задачи специальной педагогики

4. Определение коррекционных и компенсаторных возможностей ребенка.

5. Разработка научных основ дидактики специального образования.

6. Разработка и реализация коррекционно-педагогических программ, компенсационных и реабилитационных программ и др.

 

№3. А5, Б1, В4, Г3, Д2

№4. Выготский Л.С. рассматривая такие недостатки как глухота, слепота, умственная отсталость, отмечал, что причины их вызывающие (заболевания, травмы, наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение. Вторичные нарушения обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера, степени выраженности и времени возникновения.

 

№5. принцип педагогического оптимизма, ранней помощи, коррекционно-компенсирующей направленности, социально-адаптационной направленности и т.д.

№6. А3, Б2, В4, Г5, Д1

№7. А-3, Б-4, В-2, Г-1

№8. на слепых, слабовидящих и с функциональными нарушениями, на раноослепших и поздноослепших, представлений

№9. Предполагает стимулирование усвоения ребенком, имеющим особые нужды, социального опыта специальными методами, учитывающими своеобразие его психического и физического развития.

№10. 1. – Б, 2. – В, 3. – Г, 4. - А

№11. Логопедия. Дислалия, дисфония, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия, дислексия.

№12. специальные образовательные программы, индивидуальные технические средства обучения, среда жизнедеятельности, педагогические, медицинские и социальные услуги и т.д.

 

№13. 1-, 2+, 3+, 4-, 5-, 6+

 

№14. Средства оптической коррекции: линзы, очки, лупы и т.д.

Учебные средства для слепых: книги с шрифтом Брайля, рельефные рисунки, чертежи, схемы, звучащие мечи, мишени и т.д.

Бытовые тифлотехнические средства: приборы для вдевания нитки в иголку, трости, говорящие книги, технические приборы звуковые или с обозначением по шрифту Брайля.

 

№15. Нарушения зрения

 

Правильные ответы

Вариант 6

№1.

1. Специальная педагогика - наука о специальном образовании лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных условиях затруднительно или невозможно;

2. Деинституциализация – желание и готовность родителей воспитывать ребенка с нарушениями в развитии в семье, а не в структуре закрытых интернатных учреждений.

 

№2. Актуальные проблемы специальной педагогики.

4.Уточнение классификации нарушений.

5. Совершенствование системы оказания помощи.

6. Создание информационного банка данных.

 

№3. Дефект, дефективные дети, глухонемые, дефектология, лечебная педагогика – устаревшие; не отвечают современным представлениям и развитию общества в связи с гуманизацией по отношению к лицам с ограниченными возможностями.

Специальная педагогика, специальная психология, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.

 

№4. Олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, педагогика детей с ЗПР, педагогика детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, логопедагогика, педагогика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, педагогика детей, имеющих множественные нарушения в развитии.

 

№5. Установлено, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с различными умственными и физическими недостатками (последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов, роль деятельности в психическом развитии). Наряду с этим существуют специфические закономерности психического развития в зависимости от вида отклоняющегося развития.

 

№6. агрессии и нетерпимости

№7. А2, Б1, В3

№8. Категории нарушений в развитии:

5. Нарушение речи.<

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биржевая торговля предприятия | с 01 марта2015года. Стоимость услуг/работ определяется индивидуально




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.