Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энкаустика




ЭНКА́ УСТИКА (греч. egkaustike от egkausis — " выжигание") — техника росписи восковыми красками горячим способом. Использовалась в античности с V в. до н. э. По свидетельству Плиния Старшего " писать восковыми красками и вжигать живопись" придумали задолго до того, как эту технику использовали знаменитые греческие живописцы V в. до н. э. Древнегреческие художники писали по деревянным доскам, терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов. На основе изучения текста Плиния и косвенных свидетельств (весьма туманных) специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике. Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion — " прожигатель") — металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой — лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.). Второй способ заключался в том, что на основе прочерчивали контуры кестром (греч. kentron, лат. cestrus) — иглой или острием наподобие штихеля. Углубленный контур препятствовал растеканию краски, что особенно важно при работе на вертикальной поверхности. Далее роспись осуществляли, вероятно, кистью. Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей. По одной из гипотез, каутерий и кестр — один и тот же инструмент (с ложечкой или лопаточкой и иглой на концах). Археологи находят бронзовые ящики с отделениями для красок (сохранились остатки воска, смолы и пигментов), бронзовые палочки с ложкообразными и плоскими окончаниями. Такие ящики служили одновременно и жаровней, они имели решетку с угольями для подогрева. Смесь воска и смолы называли мальтой (греч. maltha — " мягкая"). Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, — самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время (известно также, что кестр применяли для росписи миниатюрных изделий из слоновой кости, которые так и называли — кестротами). После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов). Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски " прижигали", пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V—IV вв. до н. э. Техника энкаустики прочна и не страдает от атмосферных воздействий, поэтому ее использовали и для наружного декора зданий, однако она трудоемка. Поэтому в поздней античности ее сочетали с темперой. Так, например, знаменитые помпейские росписи выполнены темперой с ганосисом — нанесением поверхностного слоя воска для лучшей сохранности и блеска. В большинстве фаюмских портретов в эллинистическом Египте (I—III вв. н. э.) энкаустикой выполнены только лики по темперной подготовке, а относительно поздние портреты — исключительно темперой. В античных источниках встречается упоминание об " энкаустической темпере", или технике " восковой темперы", однако убедительного объяснения этих терминов не существует (возможно, речь идет о работе темперой с прописью отдельных " выпуклых" частей, например лица в портрете, цветным воском). В любом случае энкаустикой правильно называть только " горячий способ". В результате " прижигания" по завершении работы частички воска, оставшиеся в суспензии с пигментом, растапливаются, закрепляя пигмент с добавленными связующими веществами, и образуют единую блестящую массу. Скорее всего, на поздних стадиях этой техники применяли многие приемы в разнообразных сочетаниях. Так, в византийских иконах VI—XII вв. использовали энкаустику в сочетании с темперой, смеси восковых и темперных красок. Постепенно трудоемкая энкаустическая техника была вытеснена темперой, а затем, спустя столетия, масляной живописью.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.