Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис семи лет у детей






Сайт https://worldofchildren.ru представляет

Развитие ребенка не проходит равномерно, кризисные и спокойные периоды чередуются между собой, поочередно сменяя друг друга. Развитие происходит скачками, каждый новый его этап начинается кризисом, который влечет за собой много перемен как в развитии, так и в жизни ребенка. Кризис семи лет обычно совпадает с поступлением ребенка в школу. Это не первый кризис в жизни малыша. Он уже пережил кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет.

По мнению психологов, кризис семи лет — это самый спокойный из всех кризисов, через которые проходят дети. Однако кризис есть кризис, поэтому задачей родителей является учесть психологические особенности возраста ребенка и помочь ему безболезненно этот критический возраст пережить. В возрасте семи лет ребенок переходит от дошкольного возраста к младшему школьному. Дома родители продолжают относиться к нему, как к маленькому, а в школе — как к взрослому, ведь он теперь ученик, поэтому должен хорошо учиться и приносить хорошие оценки в дневнике. Такое родительское отношение несколько противоречит психическому развитию ребенка в этом возрасте.

Чаще всего дети старшего дошкольного возраста хотят быстрее пойти в школу, стараются приблизить этот момент. Они занимаются в детском саду, посещают подготовительные занятия в школе, общаются со старшими друзьями или родственниками, которые уже начали ходить в школу и стали, по их мнению, взрослыми. Как правило, к семи годам ребенок приблизительно уже знает, что его ждет в школе, знает правила и особенности школьной жизни. Он осознает, что, став учеником, ему придется взять на себя новые обязанности, но готов к этому, поскольку хочет быстрее почувствовать себя взрослым человеком, полноценным членом общества.

Чем ближе момент поступления в школу, тем больше ребенок начинает воспринимать себя в роли ученика. Если в период кризиса трех лет малыш начинает осознавать свое «Я», то кризис семи лет ведет к осознанию своего общественного «Я». Это ведет к формированию у ребенка новой психологической характеристики — самоуважения.

Но есть такие дети, которые не хотят уходить из детского сада, не проявляют интереса к школьным занятиям, не готовы стать взрослыми, а хотят оставаться маленькими и беззащитными. Что же является причиной этому? Зачастую виноваты в этом родители. В современном обществе очень многие взрослые люди недовольны собственной жизнью, не добились, чего хотели, поэтому пытаются компенсировать эти свои недовольства посредством своих детей. Очень часто родители воспринимают своих отпрысков как самых лучших, самых умных, самых красивых, самых успешных, в общем, как самых-самых. Приводя ребенка в школу, такие родители возлагают на него огромную ответственность, не учитывая особенностей его развития, не прислушиваясь к рекомендациям преподавателей и психологов. Родители ожидают, что их гениальный малыш придет в школу и сразу сделает все так, как положено, ругая его при этом, если что-то не получается. Конечно, формирование положительной самооценки очень важно для ребенка, но когда родители начинают абсолютизировать свою поддержку, ребенок начинает искренне верить в собственную гениальность от рождения, не желая прикладывать никаких усилий для того, чтобы чему-то научиться. А действительно — зачем, ведь он и так самый умный. В этом случае ребенок, попадая в новую для себя среду, поступая в школу, где целый класс его сверстников, таких же учеников, как и он сам, может начать испытывать чувство страха, боязнь оказаться несостоятельным, не оправдать надежд, которые возложили на него родители.

Другой причиной нежелания ребенка идти в школу может служить то, что современные программы занятий в детском саду в старшем дошкольном возрасте стали максимально приближенными к программам младшей школы. Ребенок привыкает к урокам в детском саду, похожим на школьные уроки, поэтому поступление в школу перестает восприниматься как нечто новое и особенное, в результате чего теряет интерес и отказывается от роли ученика.

Основное новообразование кризиса семи лет — это формирование у ребенка самоуважения. Он начинает стремиться участвовать уже не только в жизни своей семьи, но и стать полноправным членом общества, а единственный способ для реализации этого стремления — поступление в школу. Именно по этой причине многие старшие дошкольники так хотят скорее начать учиться. Ожидая счастливого момента, они с удовольствием подолгу перебирают купленные родителями карандаши, тетради и учебники, собирают принадлежности в новый ранец, играют с друзьями в школу, моделируя различные ситуации из предстоящей школьной жизни.

Будущий школьник пытается продемонстрировать близким, что он уже взрослый, что он готов к школе, что он уже многое понимает. Ребенок стремится принимать участие в беседах взрослых людей, часто высказывает свое мнение, даже навязывает его окружающим. В этом возрасте детям нравится пользоваться вещами взрослых, примерять вещи и обувь, девочки украдкой от мамы пытаются пользоваться ее косметикой. Все это зачастую не нравится взрослым, они начинают одергивать ребенка, призывать вести себя нормально, не мешать взрослым, тем самым подавляя в своем чаде стремление к самоуважению и взрослению.

Конечно, любые нормальные родители желают добра своему ребенку, ни в коем случае не хотят ограничивать или подавлять его стремление расти, но взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального уровня развития. Родителям кажется, что он еще совсем маленький, слабый, такой несамостоятельный, ему нужно помогать во всем, оберегать его от всего. Это самая распространенная ошибка родителей. Для многих из них и в тридцать лет дети остаются малышами и подвергаются постоянной опеке. Это происходит на бессознательном уровне. Любящая мать никак не желает зла своему малышу, пытается оградить его от жизненных трудностей, тем самым подавляя в нем способность стать самостоятельным человеком.

Ребенок, постоянно одергиваемый родителями, начинает чувствовать ограничение своей самостоятельности, с его мнением не считаются, поэтому он начинает искать новые возможности для самореализации. Он понимает, что не имеет возможности говорить то, что думает, потому что этим вызывает недовольство родителей. Если ребенку нельзя высказаться напрямую, он начинает искать обходные пути, капризничает, кривляется, привлекает к себе внимание окружающих всеми возможными для него способами. В этом проявляется пиковая точка кризиса семи лет. Малыш пытается доказать, что он стал взрослым, используя детские формы поведения. В этом проявляется регрессивное поведение, свойственное всем возрастным кризисам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.