Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о кризисе






От кризисов страхует только кома... Д. Леонтьев. Однопсишия

Теория кризиса как самостоятельная дисциплина в психологии появилась сравнительно недавно. Значимые психологические исследования, посвящен­ные теории кризисов, представлены работами Э. Линдерманна, Дж. Каплана, Дж. Якобсона (цит. по: Пергаменщик Л. А.).

Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

□ теория кризисов относится главным образом к индивиду, хотя некото­рые понятия используются применительно к семье, а также к малым и большим группам;

О теория кризисов описывает не только деструктивные аспекты кризиса, но и его ресурсы и возможности в области роста и развития личности.

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт) — нарушение состоя­ния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое пере­ходное состояние, острое затруднение в чем-либо. Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия. Кризис — это си­туация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

1. Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы ре­шения проблем.

2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказыва­ются безрезультатными.

3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации вне­шних и внутренних источников.

4. Повышение тревоги, возникновение депрессии, чувств беспомощнос­ти и безнадежности, дезорганизация личности — в случае, если все дей­ствия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными.

Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели:

□ наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приво­дящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком

своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения

и неуспеха в достижении цели); О переживание горя; П чувство потери, опасности, унижения;

□ чувство собственной неполноценности; О неожиданность происходящего;

О разрушение привычного хода жизни; D неопределенность будущего;

О отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагмен­тарно, на первом месте — ее эмоциональная окраска);

□ страх;

О отчаяние;

□ обесценивание имеющегося;

□ потеря контакта с другими и собой;

П преобладание чувства одиночества и отверженности; П чувство уникальности собственных переживаний;

□ ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;

□ длительное страдание.

По временному параметру и интенсивности переживания кризисы подраз­деляются на:

□ кратковременные и острые;

□ затяжные и хронические (длительные по времени, например, тяжелая болезнь).

В соответствии с локализацией рассматривают:

П кризисы переходных периодов, связанные с возрастом;

□ кризисы, не связанные с определенным возрастом.

Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препят­ствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.

Кризис не всегда несет в себе негативный смысл. В китайском языке поня­тие «кризис» определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через кри­зисное состояние и испытывая различные сопротивления. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресур­сы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.

Существующие на сегодняшний день теории кризисов описывают пере­живание кризисных событий на индивидуальном уровне, то есть анализируют процесс переживания кризисных событий отдельным человеком. Однако по­следний всегда является частью других, более крупных систем (семейной, про­фессиональной, социальной и др.) и находится с ними в диалектической взаи­мосвязи, обусловливающей характер прохождения кризисов.

Нами была предпринята попытка анализа переживания кризисных ситуа­ций не отдельным человеком, а семьей на ее микросистемном уровне функци-

онирования. Разработанный подход к анализу семьи в ситуации кризиса по­зволяет интегрировать теоретические и практические положения кризисной психологии и психологии семьи, на стыке которых рождается новое направле­ние — психология семейных кризисов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.