Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ № 8






ТЕМА: «ПЕРИОД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Происходит увеличение массы органов и тела, вследствие чего выявляются недостатки физического развития. Основные заболевания данного возраста: ожирение, нарушение осанки. Чаще, чем у детей более ранних возрастов, наблюдается ревматизм, заболевания нервной системы, гастриты. Однако обращаемость к врачу в этом возрасте минимальная. Основная причина смертности – травматизм. Необходимо помнить, что пребывание в школьном коллективе, резкое увеличение нагрузок в этот период оказывают значительное влияние не только на формирующийся характер, интеллектуальное развитие, но и на формирование хронических заболеваний у детей.

Физическое развитие. Развитие детей в этом возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4-5 см, массателана 2-3 кг и окружность грудной клетки – на 1, 5 -2 см. Окружность головы медленно увеличивается с 51 до 53-54 см за период с 5 до 12 лет. В конце этого периода размеры мозга фактически достигают его размеров у взрослого человека.

Первые постоянные зубы (первые моляры) чаще всего прорезываются в возрасте 7 лет на месте молочных моляров, с которых начинается выпадение молочных зубов в той последовательности, в которой они появились. Смена происходит с интенсивностью около четырех зубов в год в течение 5 лет. Молочные зубы легко разрушаются. Именно в этом возрасте наблюдается значительное распространение кариеса зубов. Необходимы тщательный уход за полостью рта и постоянная её санация.

Продолжается окостенение и рост скелета. Позвоночник все ещё гибок и податлив, и в сочетании со слабо развитыми глубокими мышцами спины и их сухожилиями, длительная статическая нагрузка, неправильное положение тела детей во время занятий, ношение тяжестей в одной руке, могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки.

Легкая степень Х-образного искривления ног или плоскостопие, выявляющиеся перед началом учебы в школе, имеют тенденцию к коррекции в первые 1-2 года учебы.

Двигательная активность, свойственная детям более раннего возраста и проявляющаяся бегом и прыжками, становится более целенаправленной, а игры требуют определенных двигательных и мышечных навыков. В 7 лет мелкие мышцы кисти ещё недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму. После 7 лет появляется способность к выполнению тонких движений, и ребенок с успехом овладеваем навыком быстрого письма.

Сердечно-сосудистая система достаточно развита для выполнения тех физических нагрузок, которые предусмотрены учебной программой для учащихся начальных школ. Систолическое давление составляет 100-105 мм.рт.ст. ЧСС – 80-85 в 1 мин.

Дыхательная система. Число дыханий в мин сокращается с 20-22 в возрасте 7 лет до 18-20 в 10 лет. При этом увеличивается глубина и минутный объём дыхания. Значительно возрастает ЖЁЛ: с 300-1400см в куб. В 7 лет до 1900-2000 см в куб в 10 лет. В младшем школьном возрасте дыхание становится более ритмичным, но дыхательный центр ещё обладает легкой возбудимостью.

Уровень развития лимфатической ткани в эти годы максимален и в количественном отношении значительно превосходит уровень развития взрослого человека. Избыток лимфоидной ткани часто ведёт к необоснованной тонзиллэктомии и аденотомии.

В этом возрасте по сравнению с предыдущими возрастными периодами повышается сопротивляемость вредным воздействиям внешней среды. Если в 7 лет заболеваемость ещё высока, то к концу младшего возраста она снижается.

Высшая нервная деятельность у детей этого возраста имеет свои особенности. В 7 лет по-прежнему преобладают процессы возбуждения, связи с этим легко наступает истощаемость клеток коры головного мозга и быстро наступает утомление. Процессы иррадиации возбуждения и торможения все ещё преобладают над процессами концентрации, следствием чего являются недостаточная координация движений и неустойчивость внимания. Недостаточное развитие второй сигнальной системы обусловливает трудность восприятия отвлеченных, абстрактных понятий.

Психосоциальное развитие. В школьном возрасте у ребенка формируются чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела

По мере пребывания в школе ребенок становится все более независимым и уже вне дома находит цели своих устремлений и стандарты поведения. Эта смена интересов часто становится причиной беспокойства родителей.

Нарушение взаимоотношений между детьми и родителями возникает, если родители считают, что дети не оправдывают возлагавшихся на них надежд.

Если ребенок не способен постичь соответствующего стандарта, у него могут возникнуть чувства неполноценности, беспокойство, депрессия и враждебность. Возможно развитие антисоциального поведения, если другим путем ребенок не может достичь своего признания.

Гигиенические основы режима дня и обучения детей.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и обязательно соблюдаемый режим дня. Гигиенически рациональный режим дня предусматривает достаточное время для удовлетворения всех жизненно-важных потребностей ребенка (быть чистым, двигаться, играть, общаться, учиться, есть, отдыхать и др.). При этом обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность, создает ровное, бодрое настроение, повышает интерес к учебной и творческой деятельности, способствует нормальному развитию детей.

Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неудачи отражаются на процессах роста и развития. Психическая напряженность, депрессии, травмы всегда приводят к торможению роста. Такие психологически сложные для ребенка ситуации, как поступление в детский сад, ясли или школу, могут затормозить рост на несколько недель. Полоса школьных неудач или семейных конфликтов также приводят к значительному отставанию в росте. Это связано с тем, что при доминировании состояния тревоги и депрессии включаются нейроэндокринные механизмы, блокирующие процессы роста детей.

Педиатры отмечают два основных фактора режима дня, имеющих значение для нормального роста детей:

Ø Адекватная физическая подвижность, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща

Ø Достаточность сна: именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие рост скелета ребенка.

Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжено с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем. При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма. А с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.

О начале утомления школьника свидетельствует ряд признаков:

Ø Увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций;

Ø Возникают двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания

Ø Нарушается сердечный ритм и координация движения;

Ø Появляется чувство усталости.

Утомление и усталость не всегда совпадают во времени. Когда работа интересна, сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективно утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций.

Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу. Его не следует избегать, т.к. при этом пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление не представляет опасности, т.к. изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является процессом патологическим.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, плаксивость, раздражительность, нервные тики и т.д.

Для ликвидации переутомления ребенок нуждается в более длительном отдыхе, а иногда в комплексном лечении с применением медикаментозных средств, физиопроцедур и лечебной гимнастики.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться, т.е. не должна превышать функциональные возможности и вместе с тем деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивая благоприятное развитие растущего организма.

Примером правильной организации учебного процесса является:

Ø Чередование предметов, требующих выполнение работ (математика, русский язык) с устными уроками;

Ø Проведение контрольных работ в середине учебной недели, учитывая физиологические принципы изменения работоспособности учащихся (максимальная работоспособность с 10до 12; с 16 до 18 во вторник и среду; минимальная - четверг, пятница с 12 до 16 часов);

Ø Организация прогулки на свежем воздухе после школьных занятий (от 2 до 4 часов);

Ø Организация достаточной двигательной активности школьника в течение дня;

Ø Наличие перемен после каждого урока с целью профилактики переутомления и т.д.

Профилактика нарушений осанки:

Причинами нарушений осанки могут быть неправильное положение за партой, ношение в одной руке тяжёлого портфеля, слабость мышц спины. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок правильно сидел за партой. Неправильная поза не только приводит к нарушению осанки, но и затрудняет работу сердца, нарушает дыхание, снижает работоспособность, может привести к нарушению зрения.

Правильная поза: спина касается спинки стула, согнутые в локтях руки лежат на столе, согнутые в коленях ноги (под прямым или тупым углом) на перекладине или скамеечке, между грудью и столом свободно проходит ладонь.

Поза будет правильной, если размеры стола и стула соответствуют росту ребёнка.

Для занятий удобен стол, если он на 2-3 см выше локтя ребёнка, стоящего около него.

Требования к школьной мебели:

1. Изготовлена из экологически чистых материалов.

2. Цвет – зелёный или голубой (менее утомительны для глаз)

3. Соответствие росту детей: для этого в классе располагают парты нескольких размеров – маленькие впереди, большие сзади – и рассаживают детей по росту.

4. Парты располагают так, чтобы дневной свет падал слева.

5. Раз в месяц меняют детей рядами (сидящие у окна – на ряд у стены; сидящие у стены – на ряд у окна и т.п.)

В целях профилактики нарушения осанки целесообразно пользоваться не портфелем, а ранцем; в утреннюю зарядку и физкультурные занятия включать упражнения для укрепления мышц спины («рыбка» - из положения на животе лёжа поднять вверх выпрямленные руки и ноги, прогнуться, зафиксировать положение на 30 секунд).

Профилактика нарушений зрения.

Во время чтения и письма глаза ребёнка постоянно напряжены. Большое значение имеет расстояние от глаз до верхней и нижней страницы книги. Если книга или тетрадь лежат на горизонтальной поверхности, то это расстояние разное. Чтобы одинаково читать буквы верхней и нижней строки, глаз должен постоянно перестраиваться, а это утомляет его. Наклонное положение, устраняя эту разницу, облегчает работу глаз. Поэтому у парт крышка наклонена. Если поверхность стола ровная, то нужно пользоваться подставкой: угол наклона 30-40 градусов, размеры 18 х 25 см.

Очень важно и расстояние глаз ребёнка от книги – не менее 30 см. Его нетрудно проверить: поставить руку на локоть, ребёнок кончиками пальцев должен коснуться виска; при правильном положении глаза должны быть на уровне большого пальца.

Помещение, в котором занимается ребёнок должно быть достаточно освещено. Дневной свет падает слева, оконные стёкла чисто вымыты (иначе они поглощают 20% световых лучей); на подоконниках не располагают высокие цветы; желательно не завешивать стекло тюлевыми шторами. Стены класса должны быть выкрашены матовой краской (чтобы не было отблесков и резких теней на столах) светлого нейтрального цвета (бежевый, салатный, голубой). При недостатке освещения нужно пользоваться искусственным. Лампа должна быть не слишком яркой (40-50 Вт., лучше матовая) и прикрыта абажуром. Настольную лампу располагают слева. В классах используют также потолочные светильники из расчёта: 1 светильник на 4 м кв. помещения.

Книги, которые читает ребенок, должны соответствовать его возрасту: буквы должны быть достаточной величины, нельзя читать слишком мелкий для ребёнка шрифт. Нельзя читать лёжа, в транспорте; просмотр телепередач ограничить до 1 часа в день.

Соблюдение требований гигиены школьных помещений контролирует медицинская сестра. Эти требования включают в себя:

1. Классная комната должна быть просторной (2, 4 м кв. на 1 ребёнка)

2. Освещение должно быть достаточным (150 люкс);

3. Температура воздуха 18-20 градусов; ежедневная влажная уборка; проветривание после каждого урока.

4. Стены и парты должны быть выкрашены матовой краской нейтрального цвета.

5. Окна должны быть чистыми, подоконники не загромождены; площадь оконных стёкол должна быть не менее 1\4 площади пола.

Питание школьника.

Питание школьника состоит из 4-х кормлений (3 раза дома и завтрак в школе)

Учитывая интенсивный рост, укрепление скелета и мышечной системы, в рацион нужно включать продукты богатые белком и кальцием (мясо, рыба, творог, сыр, молоко, кефир, сметана).

Для зрения полезны продукты, содержащие витамины А и Д (сливочное масло, желток, растительное масло), провитамин А (морковь, помидоры, хурма, шиповник).

В рацион школьника не следует включать большое количество пряностей и специй, жареных блюд, тугоплавких жиров, консервов.

 

Медицинский работник школы также должен обучать детей и родителей правилам личной гигиены школьника.

В настоящее время среди детей довольно широко распространён кариес зубов, для профилактики которого необходимо:

1. Соблюдать гигиену ротовой полости;

· Чистить зубы 2 раза в день (утром и перед сном)

· Каждый зуб чистить со всех сторон (переднюю, заднюю, жевательную поверхность)

· Чистка зубов должна продолжаться не менее 3-х минут

· Щётка должна быть небольшой, соответствовать размеру ротовой полости;

· Менять щетку нужно не реже 3 раз в год;

· Раз в неделю мыть щётку мылом.

2. В перерывах между кормлениями не употреблять углеводистую пищу;

3. Полоскать рот после еды;

4. Два раза в год посещать стоматолога.

 

Профилактическую, санитарно-просветительную и противоэпидемическую работу в отношении детей школьного возраста ведут врач и мед. сестра школы, которые объединены в дошкольно-школьном отделении детской поликлиники. В их функции входит:

· Проведение комплекса медико-педагогических мероприятий, облегчающих период адаптации к школе;

· Регулярное плановое проведение проф.осмотров всех детей с анализом заболеваемости и её причин;

· Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе;

· Организация и контроль за проведением общей и лечебной физкультуры, закаливающих процедур;

· Контроль за питанием; за трудовым обучением;

· Проведение плановых профилактических прививок;

· Контроль за расписанием уроков, организацией занятий в классах;

· Тщательное ведение учётной документации;

· Лечебно-оздоровительные мероприятия (санация полости рта, лечение гельминтозов, диспансеризация больных детей и детей из группы риска);

· Оказание доврачебной помощи заболевшим детям;

· Санитарно-просветительная работа с детьми и их родителями, также персоналом школы;

· Проведение противоэпидемических мероприятий;

· Профилактика травматизма и анализ травм;

· Выписка медикаментов и их хранение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.