Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в политическом режиме Германии к 19 в. Милитаризация гос управления.






Государственно-политический режим кайзеров­ской Германии предполагал авторитарные методы уп­равления государством при опоре на военный и бю­рократический аппарат. Конституция 1871 г. созда­ла для этого все условия: ограничила права рейхста­га, не предусмотрела ответственного перед парла­ментом правительства, сохранила в руках императо­ра и канцлера все рычаги власти. Создание системы управления империей в конце XIX в. связывают с именем канцлера О. Бисмарка. Он проводил поли­тику, названную в литературе «революцией сверху», «бонапартизмом» и предполагавшую социальное ма­неврирование, лавирование между ведущими соци­ально-политическими силами — юнкерством и либе­ральной буржуазией. В этот период были ликвиди­рованы многие феодальные ограничения для разви­тия предпринимательства: введены единая система мер и весов, таможенные тарифы, патентное зако­нодательство, создан имперский банк с правом кон­троля над частными эмиссионными банками. За ко­роткий срок сложилась партийная система, состояв­шая из Консервативной партии (выражала интере­сы юнкерства), Национал-либеральной и Прогрессистской партий (представлявшая предпринимателей и интеллигенцию), Социалистической единой партии Германии и ряд других.

К началу XX в. в системе государственного управ­ления оформилось 9 общеимперских правительствен­ных ведомств: Имперская канцелярия, Имперское ве­домство, внутренних дел, Имперское ведомство вне­шних дел, Имперское морское ведомство, Генеральный штаб или Верховное военное ведомство, Почтовое ведомство, Ведомство юстиции, Ведомство железных дорог и Ведомство финансов. В начале XX в. с пре­вращением Германии в колониальную державу появи­лось особое Ведомство колоний.

В конце 70-х гг. XIX в. «либеральная эпоха» сме­няется периодом «военно-полицейского» государства и развития репрессивного законодательства. Причи­ны этого состояли в специфике экономического раз­вития страны, его социальной структуры и в росте политического влияния оппозиционных партий (преж­де всего, социалистов). Объединение Германии созда­ло благоприятные условия для «промышленной рево­люции», но, в сравнении с Англией и Францией, она завершалась значительно позднее. Чтобы обеспечить быстрый экономический рост, правительство заявило о переходе к жесткому протекционизму и усилению государственного вмешательства в экономику. За ко­роткий срок (к началу XX в.) Германии удалось со­вершить стремительный скачок и войти в число раз­витых индустриальных держав.

В конце XIX з. в Германии сохранялся полуабсолюти­стская монархия, а господствующее положение в го­сударственно-политической системе удерживало не­мецкое дворянство — юнкерство. Призывы к демокра­тизации политического строя Германии вызывали аг­рессивную реакцию юнкерства и военных.

Правительственная программа в 80—90 гг. XIX в. по достижению экономического прогресса и социаль­ного мира предполагала устранение с политической арены левой оппозиции и превращение рейхстага в послушное орудие кайзера. В 1878 г. под угрозой рос­пуска рейхстаг принял закон «Против общественно опасных стремлений социал-демократов», названный «исключительным законом против социалистов». Он запрещал все социал-демократические, социалисти­ческие и коммунистические организации, собрания и печатные издания, пропагандирующие свержение существующего государственного строя. Полиции были предоставлены широкие полномочия для обес­печения общественной безопасности, вплоть до воз­можности объявлять «осадное положение» и высы­лать неблагонадежных лиц. Этот закон был использо­ван для разгона профсоюзов, рабочих касс взаимопо­мощи и подобных профессиональных организация. Осадное положение в разное время было введено в Берлине, Гамбурге, Лейпциге.

Одновременно правительство заложило основы соци­ального законодательства, были приняты законы о со­циальном страховании по болезни, инвалидности, при несчастном случае, в связи со старостью. В 90-е гг. был введен 11-часовой рабочий день для женщин, запре­щен труд детей до 13 лет, установлен обязательный воскресный отдых. Тем не менее, данные меры не ре­шали проблемы социальной защищенности. Поэтому на 80-е гг. XIX в. пришлось рекордное количество забастовок рабочих. Очевидный провал «репрессивных законов» заставил в 1890 г. отменить исключитель­ный закон против социалистов.

На рубеже XIX—XX вв. в Германии продолжалась политика милитаризации государственной системы. Пределы экономического роста в рамках Европы зас­тавляли искать выход в колониях. Германия активно готовилась к войне и создала крупнейшую в Европе армию. Для постоянного увеличения военных ассиг­нований правительство шло на прямые нарушения конституции и провоцировало парламентские кризи­сы. В 1874 г. рейхстаг одобрил Закон о 7-летнем не­вмешательстве в расходы на содержание армии, кото­рый затем был продлен еще на 7 лет. Нараставший социальный протест в очередной раз попытались сдер­жать репрессивными мерами. В 1908 г. был принят «исключительный закон против молодежи», запретив­ший лицам до 18 лет вступать в политические союзы и участвовать в антивоенной деятельности.

Таким образом, в начале XX в. государственное ус­тройство Германии сохраняло архаичные полуфеодаль­ные элементы, что выдвигало на первый план задачи демократизации государственного строя.

 

80.Германское гражданское уложение 1900 г.:

После упразднения в 1806 г. священной римской империи германской нации, в Германии активно обсуждался вопрос о необходимости издания общегерманского гражданского уложения. Конкретная реализация этого предложения началась только после объединения Германии в 1871 г. Было создано несколько проектов, но они отвергались из-за громоздкости и наукообразности. Последний проект был одобрен ы 1896 г. и вступил в силу в 1900 г. В отличии от кодекса Наполеона, КГУ построен по пандектной системе. Это характеризуется тем, что перед специальным разделом – общая часть, в которой решены вопросы, имеющие значения для всего кодекса. В первой книге КГУ определен предмет гражданско-правовое регулирование, субъекты права, сроки. КГУ был принят в отличии от кодекса Наполеона в теории становления ГПК. Гражданские права признаны не только физические лица, ни и юридические – государственная казна.

Вслед за общей 4 специальные: обязательное право, вещное право, семейно-брачное право, наследственное.

В целом в КГУ воплощены общие принципы буржуазно-гражданского права. КГУ закрепил ряд гарантий – время отдыха и работы, оплата, недопустимость безусловного увольнения, пособия по болезни, время на поиск работы. В ХХ веке из Германского правового института личного найма сформировалась особенная отрасль права – в третьей части КГУ дано классическое определение права частной собственности, но одновременно с этим предусмотрены некоторые ограничения.

Так параграф 906 закрепляет «собственник земельного участка должен терпеть то воздействие на его вещь, которое соответствует обычаям данной местности, или не имеющее значение для него».

При регулировании семейно-брачных отношений, имеющим юридическое значение был признан только светский брак. КГУ закреплял норму, которая запрещала вступать в брак, если предыдущий был расторгнут из-за измены одного лица.

Наследственное право закрепило свободу завещания и значительно расширило наследственное право пережившего супруга. К наследованию призывались в порядке очереди наследники не зависимо от их степени родства. Тем самым, почти исключалось возможность признания выморочением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.