Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древней Греции






В Афинах возникла политическая традиция, преду-

сматривающая разработанную процедуру принятия

законов Народным собранием, что было заложено

реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э.

Основным источником афинского права в пе-

риод расцвета демократии был религиозный обы-

чай. Его строгое соблюдение признавалось непре-

менным элементом демократии.

Древнейшей систематизацией афинского права счи-

таются законы Драконта, относящиеся к VII в. до

н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие ово-

щи и плоды несли то же наказание, что и отцеубий-

цы, - смертную казнь.

При Солоне законы Драконта были отменены, за

исключением нескольких постановлений об убийстве.

С тех пор афинское право становилось весьма аморф-

ным образованием. Значительная часть его была, как

и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Ге-

лиэя могла создавать каждый раз новую норму, руко-

водствуясь убеждением. То есть оставалось место для

прецедента. После тсго как Греция была завоевана

Филиппом Македонским, Афины и многие другие по-

лисы потеряли свою независимость. Но каждый город

имел собственное право. Судебные споры должны

были решаться на основе правовых актов.

Право, регламентирующее имущественные отно-

шения, достигло в Древних Афинах высокой степени

развития. Собственник имущества имел ничем не стес-

ненное право распоряжения землей, скотом, рабами

и прочим своим добром. Широкое распространение

денежных отношений, особенно ростовщичества, по-

зволяло накапливать большие состояния. > У сическое рабство.

12.Рабовладельческое государство в Спарте

1. Возникновение государства.

2. 0бщественный строй.

З. Государственный строй.

1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин- - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие, соци-альные группы:

• спартиаты;

• гипомейены;

• периэки;

• илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась " общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

3. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание -апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались. Все решения Народного собрания находились под контро­лем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем кол­легией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся На­родным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в. их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследо­ванный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

 

 

13.Царский период Древнего Рима






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.