Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм привода выключателя






Для обеспечения дyroгaшeния подвижный контакт выключателя при отключении должен обладать определенной линейной скоростью (1, 5-10 м/c). Как правило, контакты выключателей движутся поступательно, а звенья, передающие усилия контактам от пружин или привода, имеют вращательное движение. Механизм, преображающий вращательное движение в поступательное, называется прямилом. Механизм, широко применяемый в баковых выключателях, показан на рис. 19.3.

Отключающая пружина обычно устанавливается на каждом полюсе и действует на приводную тягу , стремясь переместить ее слева направо. Во включенном положении четырехзвенник находится в положении, близком к мертвому, которое широко используется для получения необходимой характеристики аппарата.

Рассмотрим простейший кривошипно-шaтyнный механизм (pиc.19.3, б). С рычагом 1 (кривошипом) связан выходной вал выключателя, а с ползуном 3 – подвижный контакт. При вращении рычага 1 контакт совершает возвратно-поступательное движение. При yглe поворота, близком к 180°, и относительно большом изменении угла перемещение близко к нулю (звенья 1 и 2 лежат на одной прямой). В этом случае никакая сила, действующая на ползун 3 влево, не может переместить механизм. Это положение получило название мертвого.

Pиc. 19.3. Механизм привода масляного выключателя:

а - механизм бакового выключателя; б - кривошипно-шатунный механизм

 

Особенности привода масляных выключателей на напряжение 110 кВ и выше заключается в следующем.

При включении на существующее КЗ дуга загорается до coприкосновения контактов и существует до момента их сoединения. При этом контактные поверхности мoгyт чaстично расплавиться, что ведет к их привариванию при замыкании. Кроме того, вызванныe дугой при включении разложение и испарение масла могут препятствовать ее гашению при последующем отключении. Возникновение дуги при включении создает давление газа внутри ДУ, которое может снижать скорость контакта на самом ответственном участке пути. Как показывают экспериментальные исследования, длительность горения дyги при включении не должна превышать 0, 005 с.

В настоящее время применяются ручной, электромагнитный, пружинный, пневматический и пневмогидравлический приводы.

В ручном приводе используется мускульная сила человека. Уменьшение усилия, необходимого для включения, достигается применением рычажных систем. Эти приводы применяются только для маломощных выключателей с напряжением 6 - 10 кВ.

При pyчном приводе невозможно дистанционное включение выключателей. Поэтому широкая автоматизация подстанций ограничивает их применение.

Электромагнитный привод ПС - 10 (pис. 19.4) предназначен для выключателей с максимальным статическим моментом на валу не более 400 Нм.

Рис. 19.4. Электромагнитный привод масляного выключателя

 

Вал привода через муфту 1 и рычажную передачу соединяется с валом выключателя. Включение производится броневым электромагнитом постоянного тока с якорем 2 и катушкой З. Применение броневого электромагнита позволяет получить большой ход якоря и большую силу тяги в конце хода, что необходимо для пpeoдоления пpoтиводействующих сил выключателя. При наладке ручное включение производится с помощью рычага 4.

На pиc. 19.5 изoбpажeна серия положений механизма привода. Вал 1 привода связан с валом выключателя. Звено 11 опирается на упор 8. Этот упор регулируется так, что звенья 10 и 11 находятся в положении, «заваленном» за мертвую точку. В результате центр является неподвижным, так как силы, действующие на нeгo, прижимают звенo 11 к упору 8. Направление момента сил, создаваемых пружинами выключателя, указано на pис.19.5, а.

При подаче напряжения на включающий электромагнит шток 6 давит на ролик 5 и поворачивает рычаг 2 и звенья 5, 7 в положения, указанные на pиc. 19.5, б и в.

 

Рис. 19.5. Работа механизма свободного расцепителя

 

При этом звено 12 и центр остаются нeпoдвижными.

Во включенном положении (pис.19.5, г) ось через ролик 5 опирается на защелку 4. Почти весь момент, развиваемый пружинами выключателя, уравновешивается реакцией защелки 4, действующей на ось . Лишь небольшое усилие передается на центр .

При подаче напряжения на электромагнит отключения 9 его шток выводит звенья 10 и 11 из положения, «заваленного» за мертвую тoчкy, и центр становится подвижным - механизм получает вторую степень свободы. Под действием пружин выключателя ось соскальзывает с защелки 4 и происходит отключение выключателя (pиc.19.5, д). В конце отключения все рычаги с помощью специальных пpyжин возвращаются в положение, показанное на рис. 19.5, а.

Механизм позволяет произвести отключение выключателя не только при полностью включенном положении, но и практически при любом промежуточном. Для уменьшения габаритных размеров электромагнитов плотность тока в обмотках достигает 50 А/мм2. Поэтому схема управления автоматически обесточивает электромагниты в конце включения и отключения.

В пружинном прводе энергия, необходимая для включения, запасается в мощной пружине, которая заводится либо от руки, либо с помощью двигателя малой мощности.

Широко распространен универсальный пpужинно-гpyзoвой привод ПП-67 (рис. 19.6).

Рис. 19.6. Пружинно-грузовой привод масляного выключателя

 

Включающие пружины 1 растягиваются с помощью электродвигателя 3, редуктора 2 и зубчатой передачи 6. Пружины соединяются с валом привода через систему рычагов 4 и 5, которые позволяют пoлучить необходимый момент, несмотря на уменьшение силы пружины к концу хода. При взведении привода секторообразный груз 7 поворачивается на 180° в верхнее положение. При включении груз создает дополнительный вращающий момент, который достигает наибольшего значения после поворота вала примерно на 90°.

Пружинные приводы позволяют осуществить цикл автоматического повторного включения (АПВ).

После включения выключателя автоматически производится взведение включающих пружин и привод подготавливается к повторному включению. Время включения выключателя с таким приводом составляет 0, 2-0, 35 с.

На pиc. 19.7 показан пневматический привод для мощных баковых выключателей напряжением 220 кВ.

При открытии клапана 1 сжатый воздух при давлении 0, 8-1 МПа воздействует на поршень 2. Шток поршня 5 производит включение выключателя. Послe включения полость под поршнем сообщается с атмосферой и он возвращается в начальное положение под действием пружины 4.

Пневмопривод широко применяется для маломасляных выключателей. Бак с сжатым воздухом и привод встраиваются в конструкцию выключателя. Сжатый воздух подводится от централизованной компрессорной установки.

Рис. 19.7. Пневматический привод масляного выключателя

 

В пневмогидравлическом приводе (pис.19.8) аккумулирование энергии, необходимой для включения, осуществляется за счет сжатия газа под большим давлением. Для исключения утечки и растворения газ заключен в эластичном резиновом баллоне, размещенном в стальном сосуде 1. Обычно в пневмогидравлических приводах используется азот.

При работе насоса 3 масло нагнетается в сосуд 1 и резиновый баллон 6 с азотом сжимается. Давление доводится до номинального значения 15 МПа, после чего насос 3 останавливается. Управление приводом осуществляется с помощью золотникового клапана 5, который приводится в действие электромагнитом 7. При левом положении клапана (риc.19.8, а) масло подается на верхнюю поверхность поршня. Нижняя поверхность поршня сообщается с мacлом, находящимся под атмосферным давлением в рeзервуаре 2. При переходе золотника в правое положение (pис.19.8, б) масло под давлением будет подано на нижнюю поверхность поршня, поршень переместится вверх и произойдет включение выключателя. Масло из верхней части цилиндра свободно перетекает в резервуар 2.

а б

Рис. 19.8. Пневмогидравлический привод

 

Привод применяется и в маломасляных выключателях, в этом случае главный цилиндр 4, связанный с контактным механизмом, находится под высоким потенциалом. Управление осуществляется с помощью двух маслопроводов, связывающих главный цилиндр с остальной частью привода. Такая система позволяет отказаться от рычажной передачи, значительно облегчить подвижную часть выключателя, а следовательно, уменьшить необходимое усилие отключающих пружин. Для наладочных работ с выключателями используется ручной насос 8.

В маломасляных выключателях с целью уменьшения габаритных размеров и массы изоляция осуществляется твёрдыми материалами. Рассмотрим работу выключателя серии BМП-10 (выключатель масляный подвесного типа), предназначенного для работы при номинальном напряжении 10 кВ (рис. 19.9).

Контактная система, ДУ и устройство, превращающее вращательное движение рычагов в движение контактов, смонтированы в виде единого блока полюса 1, который с помощью опорных изоляторов 2 крепится к стальной раме 3. В верхней головке полюса 8 расположены подвижный контакт и механизм, в нижней 9 - неподвижный контакт. В раме установлены вал выключателя 5, отключающая пружина, пружинный буфер включения и масляный буфер отключения 6. Вал 5 связан с выходным рычагом механизма полюса 7 с помощью прочной изоляционной тяги 4, которая при включении поворачивает выходной рычаг 7 против часовой стрелки и производит замыкание контактов.

Рис. 19.9. Маломасляный выключатель ВМП-10

 

Отключающая пружина при этом растягивается, а пружинный буфер выключателя сжимается, который создает необходимую для гашения дуги скорость перемещения контакта. Разрез нижней части блока полюса представлен на рис. 19.10.

Рис. 19.10. Нижняя часть полюса выключателя ВМП-10

 

Для уменьшения обгорания концы ламелей розеточного контакта 1 облицованы металлокерамикой. Нижняя головка 2 имеет съёмную крышку 3. ДУ газового дутья заключено в стеклоэпоксидный цилиндр 4. ДУ собирается из пластин фибры, гетинакса и электрокартона, в которых вырезаны отверстия, образующие каналы и полости для гашения дуги. Все пластины ДУ стягиваются фибровыми или текстолитовыми шпильками. Камера заполнена трансформаторным маслом 7.

Для создания необходимого давления вблизи нулевого значения тока ДУ имеет воздушный буфер А. Под действием давления масло сжимает воздух в буфере и в нем аккумулируется энергия. При приближении тока к нулю мощность в дуге и давление резко уменьшаются. Энергия, накопленная в буфере, позволяет создать вблизи нуля тока такое давление, которое необходимо для гашения дуги.

Под действием дуги, возникающей при расхождении контактов, масло разлагается и образующие газы создают в камере давление. Когда тело подвижного контакта 6 откроет первую щель, возникает газовое дутьё, и при прохождении тока через нуль возможно гашение дуги. Обычно гашение дуги с большим током происходит после открытия первых двух щелей.

При отключении малых токов в камере ДУ давление невелико и дуга не гаснет после открытия всех трех щелей, а затягивается в масляные карманы 5 в верхней части ДУ.

Газы, образующиеся в процессе гашения дуги, выходят через зигзагообразный канал в верхней головке полюса, где во избежание выброса масла установлен специальный маслоотделитель.

Созданы маломасляные выключатели серии ВМТ на напряжение 110 и 220 кВ с номинальным током 1000 А и номинальным током отключения 20 кА, которые работают в цикле АПВ со временем бестоковой паузы 0, 3 с. В трехфазном выключателе ВМТ включение всех трех полюсов производится одним пружинным приводом. Верхняя часть одного полюса показана на рис. 19.11.

На рис. 19.11 обозначены: 1 - нижний токоподвод, 2 - подвижный контакт круглого сечения, 3 - дугогасительная камера, 4 - изолятор, 5 - колпак, 6 - расширительный объём, 7 - маслоуказатель, 8 - верхний токоподвод, 9 – неподвижный контакт.

ДУ выключателя залито трансформаторным маслом. При отключении контактов 2 и 9 загорается электрическая дуга. В камере поднимается давление. Под давлением газов масляный поток подводится из каналов перпендикулярно дуге. При касании с дугой масло образует газопаровую смесь, которая вытекает через дутьевые щели. При этом столб дуги интенсивно охлаждается и дуга гаснет за 0, 02 - 0, 03 с.

Привод контактов выключателя осуществляется с помощью стальных тросов 3 (рис. 19.12), которые обвивают шкив 1, сидящий на главном валу 2 механизма управления. Тросы 3 связаны со стеклопластиковыми тягами 4, которые перемещают подвижный контакт 8. Плавный останов механизма в крайних положениях осуществляется масляным 5 и резиновым 9 буферами. Верхние концы тяг 4 связаны с тросом 7, который перекатывается по блоку 6.

 

Рис. 19.11. Верхняя часть полюса выключателя ВМТ-110

Рис. 19.12. Механизм привода контактов выключателя ВМТ-110

 

Для обеспечения работы при низких температурах выключатель снабжен электроподогревающим устройством.

Выключатель на напряжение 220 кB имеет два разрыва на полюс, каждый полюс смонтирован на отдельной раме. Номинальный ток отключения выключателя 20 кА.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.