Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режим труда и отдыха работников транспорта
Теоретической основой режима труда и отдыха является динамика работоспособности человека, она не является величиной постоянной и меняется в течение дня, недели, года. В течение дня работоспособность проходит следующие периоды: -мобилизация; -первичная реакция (снижение работоспособности); -гиперкомпенсация (врабатываемость); -фаза устойчивой работоспособности; (в середине нее необходимо установить обеденный перерыв) -субкомпенсация (небольшое снижение работоспособности); -декомпенсация (резкое снижение работоспособности); -срыв или перенапряжение. За чертой –фаза конечного порыва. Внутрисменный режим труда и отдыха включает 2 перерыва: -обеденный; -кратковременный. Обед – не относится к рабочему времени, устанавливается администрацией. Продолжительность от 20 мин до 2 ч., рациональнее 1 час в середине рабочего дня, но не позднее чем через 4 (+ - час) после начала смены. При суммированном учете рабочего времени, если продолжит. рабочей смены больше 8 часов, то устанавлив. 2 обеда по 45 мин. Кратковременные перерывы относятся к рабочему времени (оплачиваются), устанавливаются в зависимости от условий и тяжести работы. Для установления количества и продолжит. этих перерывов применяются разные методики: -основан. на использовании типовых режимов труда и отдыха, разработ. НИИ труда; -основанный на установлении расхода энергии рабочего и на этой основе устанавливается продолжит. перерывов; -в % от оперативного времени в зависимости от факторов условий труда. По своему характеру они могут быть активные и пассивные. Минимальная продолжит 1 перерыва 5 мин, максимальная 12 мин. Выбранные режимы труда и отдыха лежат в основе графиков сменности, определяющих выход работников в 1, 2, или 3- смену. Графики с неполным рабочим временем. Предполагается, что человек отработает меньшее количество часов, чем предусмотрено трудовым законодательством за меньшие деньги. Наиболее распростр. графики: 32 ч – 4 дня по 8 ч. 30 ч -3 дня по 10 ч 24 ч – 3 дня по 8 ч. 20 ч -5 дней по 4 ч 16 ч -2 дня по 8 ч Гибкие графики, 2 вар: 1.смещается начало рабочего дня и человек отрабатывает установленное рабочее время. 2.Устанавливается время обязательного присутствия на раб. месте (интервал от 2 до 7 часов). При таком варианте идет суммированный учет рабочего времени, чаще всего за месяц. В этом случае разрешается: -увелич. продолжит рабочего дня до 10 часов; -использовать 6-дн. раб. недели; -определенное количество часов переносить на след раб. период.
|