Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История нахождения портретов.






Фаюмские портреты

по дисциплине «История культуры и искусства»

Автор реферата:

Исыпова Александра Сергеевна, гр. 1141/3

Руководитель:

Сорокина Галина Геннадиевна

 

 

Санкт-Петербург 2013

План работы:

Введение……………….……………………………….……...……..3

1. История нахождения портретов….………...……………..……..5

2. Особенности изготовления...……………………….……....……8

3. Люди, изображенные на портретах...……….……..…….......….11

4. Фаюмские портреты сегодня………………….………………...13

Заключение……………………………………….……..………..….14

Список литературы……………………………....…………….........15

Приложение I………………………………………………………...16

Приложение II………………………………………………………..17

Приложение III……………………………………………………….18

Приложение IV……………………………………………………….19

Приложение V………………………………………………………..19

Введение.

«Красивые черноглазые мальчики с первым пушком на щеках, грустные пышноволосые девушки, мужчины во цвете лет с классическими лицами – настоящие Аресы и Аполлоны; диковатые заросшие туземцы, заброшенные старики – братья и сестры, матери и дети... Все они смотрят на нас, как бы внезапно обернувшись, и такой поворот дает разительный контраст к извечно неподвижной мумии, которая и есть субстанция ушедшей жизни…»1

Эти правдоподобные лица с широкими, пристально глядящими глазами были написаны в эллинистическо-римский период. Действительно, изображенные люди словно находятся по ту сторону земной жизни: их взгляды устремлены куда-то мимо, сквозь зрителя, будто они видят что-то, что недоступно нам, живым.

Каждый из фаюмских портретов надолго врезается в память, поскольку является настоящей похоронной принадлежностью того периода. Такое название портреты получили по месту первой находки в оазисе Фаюм (от египетского слова, означавшего «озеро») в 1887 году. Существует предположение, что они рисовались на доске с еще живого человека, а после смерти накладывались на лицо мумии, чтобы душа, возвращаясь в свое прежнее обиталище, легче могла его найти. Изображения в точности, с поразительной достоверностью передавали индивидуальные, присущие только портретируемому черты, так что найти среди них похожие лица практически невозможно. Само название этого жанра происходит от старо-французского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».

Выполненные в реалистической манере, фаюмские портреты, помимо

____________________________

1 Акимова Л.И., Бусева-Давыдова И.Л. История Искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. - СПб.:, 2003.- С.502.

всего прочего, являются великолепным образцом позднеантичной живописи и ценным историческим источником. Они дают представление о внешнем виде, этнической принадлежности, одежде, прическах и даже украшениях жителей Египта римского времени.

 

История нахождения портретов.

В 1887 году в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, расположенного на восточных окраинах Ливийской пустыни, местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. Гробницы были разграблены уже давно, вероятно, еще в VI-VII веках, однако в пелены мумий на месте лиц были вставлены дощечки с портретами, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. Они были прикреплены к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного. Открыватели стали поспешно выдергивать их из пелен.

Эти портреты были созданы греками, оказавшимися в Египте после завоевания страны Александром Македонским, а позже и римлянами, пришедшими после победы Октавиана Августа. Греческая культура была глубоко чужда египтянам, они старались как можно меньше контактировать с чужаками, а греки, наоборот, не стеснялись заимствовать традиции коренного населения. В первую очередь они переняли традиции погребения: своих покойников они тоже стали хоронить в мумифицированном виде в саркофагах. Но, в отличие от египтян, создававших объемную посмертную маску для покойников, греки предпочли использовать плоские портреты, написанные красками на дощечках.

Первые 94 фаюмских портрета приобрел австрийский антиквар Теодор Граф. Он показал их египтологу и писателю Георгу Эберсу, и тот сразу же оценил историческую и художественную значимость, признав «подлинными античными портретами»1. Вскоре они попали в ______________________

1 Сергеева А.В. Журнал Наука и жизнь. - М.:, 1998.-С. 54

европейские музеи и в Америку, где вызвали неподдельный и шумный восторг.

В том же 1887 году известным английским археологом Флиндерсом Питри в городе Хавары (также близ Фаюма) были обнаружены еще 90 мумий с портретами. Около 40 из них попали в коллекцию к тому же антиквару Теодору Графу. Флиндерс Питри выдвинул предположение, что все они были нарисованы еще при жизни тех людей и висели у них дома: в одном из погребений он нашел рамку, точно соответствующую по размерам портрету на захороненной там же мумии. Кроме того, Питри обратил внимание, что на многих картинах изображены люди явно моложе биологического возраста погребенных.

В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой нашел некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов. Портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях – в Мемфисе (Саккара), Антиное (Антиноополе), Ахмиме, Филадельфии (одном из самых древнейших городов в мире, который, как и окружающие его земли, пережил несколько цивилизаций) и Эль-Хибе (Анкиронополе). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.

Как и во всех исторических явлениях, в истории исследования фаюмских портретов были и свои разногласия. Долгое время их возникновение относили к эпохе Птолемеев (IV-I века до н.э.), однако некоторые специалисты предполагали, что они появились во время римского господства в Египте. Было и еще одно мнение – что фаюмские портреты появились в первой половине I века нашей эры и существовали до IV века. В настоящее время окончательная датировка фаюмских портретов относится к I-XI векам нашей эры.

Есть версия, что фаюмские портреты были найдены задолго до 1880-х годов. Еще в 1615 году их обнаружил итальянский исследователь Пьетро делла Валле во время своего пребывания в оазисе Саккара-Мемфис. Два из них, в качестве экзотических диковинок, он привез в Европу, но, несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, тогда эти погребальные портреты совсем не привлекли к себе внимания.

В целом фаюмских портретов было найдено довольно большое количество. Сегодня во многих музеях мира хранится по нескольку десятков египетских дощечек. Они есть в Британском музее, Лувре, в нью-йоркском Метрополитене, а также России, в Государственном музее изобразительных искусств.

 

 

2. Особенности изготовления.

Портреты, как правило, выполнялись на дощечках из кедрового или кипарисового дерева в размере 43 на 23 см при толщине около 1, 6 мм. Дощечки изготавливались как из местных древесных пород, так и из привозных. Иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались породы дерева, устойчивые к гниению.

Существовало две техники исполнения фаюмских портретов: темперой и восковыми расплавленными красками. Вторая техника, получившая название «энкаустика», была открыта археологами, химиками и реставраторами в конце XIX. Чистый пчелиный воск варился в морской воде, после чего в полученную массу добавляли смолу и размешивали с растертыми в порошок земляными красками. Эти пасты накладывали на дощечки или холст. При создании портрета использовали два основных инструмента: кисть и специальный металлический инструмент вроде современного тонкого ножа – так называемого цестра. Общие участки цвета преимущественно закрашивались кистью – следы отдельных мазков чаще различимы там, где применялся нож, чтобы тщательнее передать моделировку лица и волос. Направление мазков на лице всегда шло по форме: на носу, на щеках и подбородке, в обрамлении глаз они накладывались объемно. Фон же обычно был однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального.

Нельзя не отметить, что энкаустика – техника очень сложная и трудоемкая, требовавшая огромных навыков и умений, так как краски наносились расплавленными на навощенную доску, и никаких исправлений и дополнений сделать было невозможно. Воск быстро застывал и образовывал неровную, богатую рефлексами поверхность, что особенно усиливало впечатление объемности изображения. В античности восковые краски, дававшие большие возможности для передачи пластического строения людей, играли не меньшую роль, чем масляные краски в живописи позднейших времен.

Другой техникой живописи, используемой в портретах, была темпера. В ней пигменты были смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты были выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально, а проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях. Они отличались большей схематичностью и, соответственно, были значительно дешевле. Отдельные портретные группы были созданы в смешанной технике энкаустики и темперы.

Помимо всего прочего, важной особенностью фаюмских портретов было использование тончайшего золотого листа. На некоторых работах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки или подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

Древнеегипетские мастера, очевидно, имели некоторые секреты относительно изготовления красок, ведь эти удивительные краски совсем не потускнели и не утратили свои свойства в течение тысячелетий. Учёные считают, что основным фактором прекрасной сохранности фаюмских портретов является сухой египетский климат, однако жару сложно назвать хорошим консервантом.

Многие экземпляры I века нашей эры были выполнены в реалистических традициях римского портретного искусства. Со II века портреты выполнялись прямо на холщовых погребальных пеленах, несмотря на то, что это был менее долговечный материал. Обыкновенно в заранее расписанный на определенный сюжет саван вставлялся заранее написанный портрет заказчика.

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась и в III веке, но поздние портреты были исполнены уже в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали почти однотонными. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

Таким образом, развитие фаюмского портрета шло от красочных, живописно-пластических портретов раннего периода (конца I-начала II в.) к поздним портретам III-IV веков с совсем иным образным и стилистическим строем.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.