Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие государственного устройства Франции






в Новейшее время: основные этапы и особенности

 

В ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной империи превратилась почти в чисто унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты на коммуны. Кроме метрополии, собственно самой Франции, в состав государства (территория которого составляет 551, 6 тыс. кв. км, а население 56 млн. чел.) входят также четыре «заморских департамента» - Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Гвиана, «заморские территории» – Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и две «территориальные единицы» с особым статусом - острова Майотта, Сен-Пьер и Микелон. В результате Первой мировой войны Франция получила ряд своих прежних территорий (Эльзас и Лотарингию), но в целом потеряла одно из ведущих мест в экономике мира.

По форме правления Франция – республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция – Конституция Французской республики вступила в силу 5 октября 1958 г. при Президенте Франции де Голле. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

Конституционной основой государственного строя Третьей республики выступала Конституция 1875 г., которая при всей своей неполноте, умолчании и недоговоренности открывала широкий простор для политического маневрирования.

К концу 1944 года англо-американскими войсками Франция была в основном освобождена, и важнейшими вопросами политической жизни стали будущее государственного строя, проблема новой Конституции. В послевоенные годы во Франции были созваны учредительные собрания с целью подготовки проекта Конституции и вынесения его на референдум. Только второе учредительное собрание смогло подготовить проект Конституции, который в октябре 1946г. был утвержден референдумом.

В преамбуле Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, предусматривалось учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права, часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Высшим представителем государственной власти Конституция объявляет Президента республики, избираемого парламентом сроком на 7 лет. В 1948 г. введена мажоритарная система выборов.

Полномочия Президента по Конституции 1958 г. во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны и он занимает центральное место в системе государственных органов Франции. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров; наделен правом законодательной инициативы; все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом; решение о роспуске нижней палаты парламента он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента; председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению – других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии производит назначения на гражданские и военные должности; в области внешней политики Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов; является главнокомандующим вооруженными силами и гарантом независимой судебной власти.

Законодательный орган Республики – парламент с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената.

Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на пять лет. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы.

В Сенат входят представители департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей. В составе Сената – 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на треть.

Парламент собирается на очередные сессии два раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий.

Основная функция парламента – принятие законов – значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего, ст. 34 Конституции 1958 г. точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Однако парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства, поскольку может предоставить возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

В состав Правительства входят премьер-министр – глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме:

- вопросы, не включенные «в область законодательства, решаются в административном порядке», т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт правительства заменяет закон;

- с разрешения парламента правительство может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия закона.

В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, может в любое время выступить в палате парламента, может требовать передачи правительству законодательных полномочий.

Конституционный совет – особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе девять человек, назначаемых на десять лет. Три члена Совета назначаются Президентом, три – председателем Сената и три – председателем Национального собрания. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для всех государственных органов.

Экономический и социальный совет – консультативный орган при правительстве. Он дает заключения на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Поскольку Экономический и социальный совет – консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

Созданные согласно Конституции 1958 г. государственные органы смогли стабилизировать обстановку в стране, не допустили обострения противоречий и возникновения гражданской войны.

Для государственного развития Франции периода новейшего времени характерно усиление исполнительно-президентской ветви власти, при сохранении некоторых форм парламентского контроля. Сильная президентская власть и отлаженный механизм парламентского контроля за его деятельностью позволяет отнести Францию к государствам со смешанной формой правления – полупрезидентской республики. Стабильность развития государства обеспечивает сложившаяся устойчивая правовая система. Конституции 1940 и 1958 гг. лишь определили и перераспределили основы взаимодействия и компетенций различных ветвей власти, в то время как с начала XIX века, хотя и с изменениями, продолжают во многом действовать наполеоновские кодексы (гражданский, торговый, уголовный). Сложившаяся судебная система позволяет государству гарантировать гражданам реализацию их основных прав и свобод и служит основой стабильного развития общественных отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.