Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. ПАЛЕОГРАФИЯ






 

Предмет, задачи и методы палеографии. Практическое использование выводов палеографии в процессе исторического исследования: выявление подлинника, копии, подделки, времени и места составления, авторства рукописи. Необходимость сопоставления выводов палеографии с данными других вспомогательных исторических дисциплин. Использование материала палео­графии в школе. Правила передачи текста.

История развития палеографии в XVI - XX вв. Дискуссионность вопроса о хронологиче­ских рамках палеографии и ее терминологии применительно к новому времени. Недостаточная изученность палеографических аспектов второй половины XIX—XX вв.

Возникновение письменности. Проблема происхождения письменности у восточных сла­вян. Графические формы славянского алфавита: кириллица и глаголица. Вопрос о времени их возникновения и авторстве.

Характеристика письменности и наиболее известных рукописных памятников Древней Ру­си. Материал письма (пергамен, береста). Древнейший устав XI—XII вв. и его особенности. Орудия письма, чернила, краски. Формат рукописей. Древнерусский орнамент и миниатюра.

Характеристика письменности и наиболее известных рукописных источников.XIII - XIV вв. Вытеснение пергамена бумагой. Техника производства бумаги. Филиграни. Поздний устав XIII—XIV вв. и причины его перехода в полуустав. Характерные черты полуустава и его раз­новидности. Береста. Особенности графики берестяных грамот. Орудия письма. Чернила, крас­ки. Чудовищный (тератологический) орнамент, его общие черты и местные особенности, про­исхождение. Миниатюра. Вязь как декоративное письмо. Тайнопись и ее наиболее распростра­ненные системы.

Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных па­мятников XV—XVII вв. Бумага как основной материал для письма. Филиграни иностранной бумаги, их усложнение. Эволюция полуустава в скоропись. Особенности скорописи XV-XVII вв. Дальнейшие судьбы полуустава. Орудия письма. Чернила, краски. Формат рукописей. Балканский и неовизантийский орнаменты. Старопечатный орнамент, его характерные черты и происхождение. Орнамент московское барокко. Миниатюра XV—XVII вв., влияние на ее раз­витие художественных школ Андрея Рублева и Симона Ушакова. Вязь. Тайнопись и ее наибо­лее распространенные системы.

Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных ис­точников XVIII - XX вв. Реформы алфавита Бумага как основной материал для письма. Фили­грани отечественной бумаги. Гербовая бумага. Филиграни, штемпели, клейма, цвет, плотность, химический состав, технология производства — показатели времени выпуска бумаги. Особен­ности скорописи XVIII-XIX вв. и ее приближение к современному письму. Канцелярский и писарский почерки. Разнообразие почерков. Современное письмо. Значение наблюдений за знаками препинания, орфографией для датировки письменных источников. Поморский старо­обрядческий стиль в рукописном орнаменте. Стили рококо (XVIII в.) и ампир (XIX в.) в рус­ском книжном орнаменте. Орудия письма. Чернила, краски. Формат письменных источников. Палеография нового времени (XX в.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.