Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великая Хартия Вольностей






(1 час)

Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum) 1215 года принадлежит к числу правовых памятников, сыграв­ших огромную роль в английской политической и правовой ис­тории. Она появилась в пору расцвета феодализма в качестве документа, выражающего в своем содержании преимущественно требования класса феодалов — духовных и светских. Однако в начале XVII века Великая Хартия Вольностей приобрела бо­лее широкое значение — английские политические деятели, бо­ровшиеся против произвола королевской власти, придали это­му документу, излагающему права и вольности высших сосло­вий английского феодального общества, значение конституци­онного установления, то есть юридического акта, закрепляю­щего права и вольности всего населения Англии. В частности, ссылки на Великую Хартию Вольностей как на правовой доку­мент, в котором объявлены и узаконены гарантии личной сво­боды всех подданных короля, были включены в текст " Петиции о праве", представленной королю Карлу I английским пар­ламентом 2 июня 1628 года1.

Специалист по истории средневекового западноевропей­ского общества и государства профессор Н. Кареев писал о Вели­кой Хартии Вольностей как о " фундаменте, на котором было построено все здание английской политической свободы" 2. Подоб­ная характеристика указанной хартии часто встречается в тру­дах, посвященных политической истории средневековой Англии.

В курсе истории государства и права зарубежных стран Великая Хартия Вольностей должна рассматриваться в каче­стве правового памятника конкретной исторической эпохи. Целью историко-правового исследования Великой Хартии Вольно­стей является не обнаружение в ее содержании неких абстрак­тных политических принципов, но объяснение данного докумен­та, определение его юридической природы, выявление перво­начального смысла его статей и того значения, которое прида­вали статьям Хартии ее составители. В соответствии с этим на семинарском занятии, посвященном Великой Хартии Вольно­стей, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

1. История создания Великой Хартии Вольностей. Юридиче­ская природа этого документа.

2. Статьи, закрепляющие права и вольности основных соци­альных групп.

3. Принципы королевского правосудия, закрепленные Вели­кой Хартией Вольностей.

Рассмотрение истории создания Великой Хартии Вольностей позволяет не только правиль­но определить классовую сущность этого документа, но и создает предпосылки для установления его юридической природы.

На основании содержания преамбулы к Хартии и большин­ства ее статей (в особенности ст. 1) можно сделать вывод, что перед нами акт, изданный по инициативе короля Иоанна. " Знай­те, — восклицает Его Величество, — что Мы, по Божьему вну­шению и для спасения души Нашей и всех предшественников и наследников Наших, в честь Бога и для возвышения Святой Церкви и для улучшения королевства Нашего, по совету досто­почтенных отцов Наших Стефана Кентербэрийского архиепис­копа... во-первых, дали пред Богом свое согласие..., чтобы анг­лийская церковь была свободна... Пожаловали Мы также всем свободным людям королевства Нашего за Нас и за наследни­ков Наших на вечные времена все нижеописанные вольности..."

Таким образом, английский король Иоанн представляет Ве­ликую Хартию Вольностей в качестве юридического акта, ис­ходящего исключительно от его королевской персоны, якобы озаренной Божественным внушением. Любопытно, что в " Пе­тиции о праве" 1628 года указанная Хартия именуется " стату­том, называемым " Великая Хартия Вольностей Англии", и ста­вится в один ряд со статутами королей Эдуарда I и Эдуарда HI Насколько отражают подлинную юридическую природу данного документа подобные воззрения на него?

Изучение обстоятельств, в которых был создан рассматри­ваемый правовой памятник, позволяет обнаружить настоящие предпосылки его появления. Одним из важнейших источников сведений по истории создания Великой Хартии Вольностей яв­ляется " Хроника Матвея Парижского". Отрывок из нее приво­дится в книге " Средневековье в его памятниках" (М., 1913. С. 216— 218). Описание событий, случившихся в Англии в 1215 году и при­ведших к появлению Великой Хартии Вольностей, дается в книге Д. М. Петрушевского " Очерки из истории английского государ­ства и общества в Средние века" (М., 1937. С. 121—145) и Шток-мар В. В. " История Англии в Средние века" (издание 2-е, допол­ненное: СПб., 2000. С. 63—66), а также в ряде других изданий.

При рассмотрении указанных событий необходимо выявить причины возникновения в Англии в начале XIII века острого конфликта между баронами, духовенством и горожанами, с од­ной стороны, и королем Иоанном, с другой стороны. Данный конфликт усложнялся позицией главы римско-католической церкви папы Иннокентия III. В 1205—1213 годах папа выступал против Иоанна (вплоть до того, что отлучил его от церкви). Летом 1213 года английский король пошел на уступки папскому пре­столу в ряде важных вопросов, и папа Иннокентий III стал под­держивать его. При анализе взаимоотношений английского ко­роля и главы римско-католической церкви следует обратить особое внимание на весьма любопытную в политическом и юри­дическом отношениях сделку, заключенную между ними в ок­тябре 1213 года. Согласно условиям этой сделки король Иоанн передавал папе Иннокентию III все земли Английского коро­левства и в свою очередь в тот же момент получал их обратно, но уже на правах держателя лена. Таким образом, в момент подписания Великой Хартии Вольностей английский король яв­лялся вассалом главы католической церкви. Какие юридические последствия имел этот факт, как отразился он на судьбе ука­занного документа?

История появления Великой Хартии Вольностей убедитель­но показывает, что подписание ее королем Иоанном было серь­езной уступкой с его стороны требованиям выступивших против него социальных сил. Данная Хартия была составлена на осно­ве статей, поданных королю Иоанну баронами. Текст указанных баронских статей сохранился под примечательным названи­ем - - " Ista sunt Capitula que Barones petunt et dominus Rex concedit (Это — статьи, которые бароны предъявляют и на ко­торые господин король дает согласие)". Все эти статьи (их было 49) вошли с небольшими изменениями в окончательный вари­ант Хартии. В исторических хрониках сохранилось также сви­детельство о первой реакции короля Иоанна на статьи, предъяв­ленные ему баронами. Согласно ему король, прослушав содер­жание баронских статей, язвительно и злобно расхохотался и затем заявил: " Как это бароны удовольствовались такими неза­конными требованиями? Что бы им уж потребовать все коро­левство! Притязания их бессмысленны и ложны и не опирают­ся ни на какое право".

О том, что принятие Великой Хартии Вольностей было се­рьезной уступкой короля своим противникам свидетельствует и сам ее текст. В статьях 61 и 63 рассматриваемого правового памятника говорится нечто, прямо противоречащее вышеупомя­нутым высказываниям короля Иоанна о добровольном дарова­нии им вольностей свободным людям своего королевства. Как раскрывается подлинная юридическая природа Хартии в ука­занных статьях?

Среди социальных групп английского общества, активно выступивших в начале XIII века против короля, безусловно, до­минировали светские феодалы — бароны. Данное обстоятель­ство существенно отразилось на юридической природе Вели­кой Хартии Вольностей. Каким образом?

Как известно, хартии, напоминающие Великую Хартию Вольностей, издавали и другие английские короли — предшест­венники Иоанна. Так, в Хартии Вольностей короля Генриха I, составленной в 1100 году, говорилось: " Знайте, что я по Божьему милосердию и с общего согласия баронов королевства Англии коронован в короли этого королевства. И так как королевство было утеснено несправедливыми взиманиями, то я из почтения к Богу и из любви, которую к вам всем имею, святую божью церковь прежде всего делаю свободной; так что не буду прода­вать, ни отдавать на откуп и после смерти архиепископа или епископа или аббата не буду ничего брать из домена церкви или с людей ее в то время, пока не вступил еще в нее преемник (умер­шего)". Великая Хартия Вольностей 1215 года возникла, таким образом, не на пустом месте — она базировалась на прочной по­литической и правовой традиции. Вместе с тем она стала во мно­гом новым явлением в политической и правовой истории Анг­лии. В чем заключается традиционность Великой Хартии Воль­ностей? В чем выражается ее новизна, отличие от предшеству­ющих хартий английских королей? Насколько соответствует реальности вышеупомянутая оценка королем Иоанном требовании баронов как незаконных и не опирающихся ни на какое право?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.