Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. История государства и права Древнего мира. 4 страница






С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил­ся в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици­ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) ре­форму общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой раз­ряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу­рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по тер­риториальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

 

2. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней республи­ки и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось произ­водство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

 

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тре­мя статусами:

• свободы;

• гражданства;

• семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

• имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

• мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они пре­вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу - республиканского периода полу­чила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв­лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж­дан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог­раничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из­бирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находи­лись в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегри­ны несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия­ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право­способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо­владыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободно­рожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча­ствовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

• центуриатные;

• трибутные;

• куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня­тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра­бовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государ­ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко­личество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако­нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето­ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на пригово­ры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни­ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро­ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво­дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римс­кой республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж­ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со­ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга­ном, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномо­чия входили функции:

• законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед­ствии предварительно рассматривая законопроекты;

• финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

• по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

• внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз­решал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

• ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

• экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внут­ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра­ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

• выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;

• срочность - один год (за исключением диктатора);

• коллегиальность;

• безвозмездность;

• ответственность.

 

Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными вой­нами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско­вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо­вало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму­щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий раз­ряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый раз­ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо­руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после кото­рой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была огра­ничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Ле­гионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земель­ными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

 

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социаль­но-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республи­канские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Рас­пад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

• восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

• борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революци­онное движение сельского плебса, которое едва не привело к граждан­ской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провес­ти аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

• Союзническая война (91-88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

 

3. Период Римской империи подразделяется на:

• период принципата (27 г. до н. э. -193 г. н. э.);

• кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

• период домината (284 - 476 гг. н. э.).

 

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон­чательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ­ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского госу­дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен­ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин­ципата общепризнанным становится правило: " Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани­мали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе­ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратил­ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви­нувшихся на государственной службе;

• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще­ствляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп­ляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко­номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель­ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая. Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа­лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко­мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес­кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко­мандира сотни - центуриона.

 

Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый " кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про­винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения им­ператоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства заверши­лась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римско­го гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос­подином (dominus, отсюда - доминат).

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под­чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

• государственный совет при императоре;

• финансовое ведомство;

• военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде­ляют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, импе­рия была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос­новой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и по­винности.

 

При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи:

• Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое суще­ствование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула Августула и занял его место;

• Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; суще­ствовала еще около 1000 лет под названием Византии.

 

4. Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабов­ладельческом обществе социально-экономические и политические по­рядки. В своем развитии оно прошло следующие стадии:

• квиритское, или цивильное, право;

• преторское право;

• общенародное право;

• собственно римское право, которое, в свою очередь, делится на пуб­личное (право, которое относится " к положению римского государ­ства" - Домиций Ульпиан, знаменитый римский юрист) и частное (от­носится " к выгоде отдельных лиц").

 

В царский период источником римского права были обычаи и немно­гочисленные законы. Оно характеризовалось влиянием общинных от­ношений, примитивностью основных институтов, строгим формализ­мом (малейшее упущение в форме судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом. Важнейший памятник права этой эпохи - Законы двенадцати таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середи­не V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.

Законы двенадцати таблиц содержали постановления, регулирующие сферу семейных и наследственных отношений, а также нормы, отно­сящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Жестко скованное традициями цивильное право с IV - III вв. до н. э. стало корректироваться новым источником права - преторскими эдик­тами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным право­отношениям, вызванным ростом товарного производства, товаро­обмена, банковских операций и пр.

Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц ха­рактерно широкое распространение частной собственности, включая земельную.

Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, кото­рые установлены договором или правом.

Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подразделяло соб­ственность на два типа:

• к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и со­оружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблю­дение формальностей, носивших название манципации;

• ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владель­ца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, уста­новленных договором - так называемой традиции. Одной из форм ограничения права собственности является сервитут - право на чужую вещь. Сервитуты подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу друго­го) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи).

Для действительности договора согласно римскому праву необходимо: согласие сторон, которые обязываются, и оно не должно быть порож­дено насилием или обманом;

его соответствие праву (закону).

 

Все договоры римское право разделяло на четыре группы:

• вербальные договоры;

• литеральные;

• реальные;

• консенсуальные.

Вербальный договор был древнейшим типом договора, словесным обя­зательством, на основе которого во времена Законов двенадцати таблиц совершались сделки разнообразных видов - купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов " даю", " сделаю". Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (религиозной клятвы).

Литеральные договоры - письменные обязательства - возникли и рас­пространились с течением времени.

Реальные контракты, выделенные римскими юристами в особую груп­пу, характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. К таким контрактам, напри­мер, относились:

• договоры хранения;

• договоры займа - такие договоры, предметом которых являются вещи, наделенные родовыми признаками: деньги, вино, зерно, то есть все заменимые вещи;

• договоры ссуды, с которыми римское право связывало вещи индивиду­ально-определенные, незаменимые в принципе: подлежит возврату имен­но то, что было дано в ссуду.

При консенсуальном договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.

 

В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

• брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;

• брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;

• брак сине ману - без власти мужа.

В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основыва­лись на безусловном господстве главы семьи - отца, paterfamilias. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отноше­ний признается свободно выраженное согласие брачующихся - как же­ниха, так и невесты. Развод также был свободным - настолько, что император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не со­блюдался.

Общим правилом стала раздельность имущества супругов. Издержки со­вместной жизни нес муж, но он был вправе распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене.

Власть главы семьи над детьми также постепенно ослабевала: убийство детей было признано преступлением, сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество, был упрощен порядок усы­новления внебрачных детей и т. д.

 

Согласно нормам наследственного римского права:

• первыми к наследованию призывались дети;

• если их не было - внуки, наследники второй очереди;

• в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и пле­мянники;

• если и их не было, претор предоставлял право наследования наследни­кам четвертой очереди - всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последую­щую.

Особенностью римского права являются нормы, ограничивающие сво­боду завещательных распоряжений. Ими введен принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней: ближайший родствен­ник умершего, если его обошли наследством, имел право на одну чет­вертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной фор­ме и удостоверению свидетелями.

 

Уголовное право складывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров. К видам преступлений в римском праве можно отнести среди прочего:

• преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского го­сударства, - присвоение казенного имущества и расхищение государ­ственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.;

• религиозные преступления, число которых значительно возросло пос­ле официального признания христианства;

• воинские преступления - измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.;

• преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, - крово­смешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамуж­ней женщиной, мужеложство и т. д.;

• преступления против личности;.

• преступления против собственности.

Наказание первоначально строилось на принципе возмездия, в период домината оно преследует цели устрашения.

В императорском Риме происходит усиление карательной направлен­ности наказания, резкое увеличение числа его видов:

• восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление;

• каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установ­ленный срок, отдача в гладиаторы;

• различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка;

• по некоторым видам преступлений предусматривались телесные нака­зания;

• широко практиковалась конфискация имущества осужденных.

 

В древности судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания. Со временем в сфере судебного устройства и судопроизводства произошли следующие перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданс­ких делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административ­ным органам империи. Суд и администрация представлены общими орга­нами.

Римский суд во времена империи превратился в сословный. Лица, при­надлежащие к высшим привилегированным сословиям империи, суди­лись самим императором. Чиновник получил привилегию судиться в суде его собственного начальника.

Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам вы­носил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины была пытка.

В период республики существовало открытое, публичное рассмотрение судебных дел, во время же империи установилась строгая тайна судопро­изводства, служившая прикрытием произвола.

Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.