Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи развития для ребенка трех лет






До пятилетнего возраста все основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить — обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то. что само запоминается. Такова важнейшая особенность. которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок трех лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция — игры со взрослыми, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду, испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Для детей трех лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения.

Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят давление обуви, теснота пояса колготок или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с тканью и т.п. Взрослый должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь с ним индивидуальный контакт. Отсюда следует, что занятия с малышом должны быть кратковременными. Выше уже отмечалось, что обучить ребенка чему-либо может только тот взрослый, которому он симпатизирует.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте ребенка, и на основе подражания симпатичному ему взрослому. При этом малыш подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстники пока еще не представляют для него особого интереса и рассматриваются часто как еще один предмет. Дети в этом возрасте играют рядом, но не вместе. Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок завладел вниманием любимой воспитательницы, другой ребенок наступил на ногу, пролил компот на скатерть и т.п.

Малыш трех лет может не понимать разницы между живыми и неживыми предметами. С живой бабочкой он поступает точно так же. как с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдения за отношением взрослого к разным объектам.

Мышление ребенка рассматриваемого возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно, и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, т.е. архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство.

Опыты работы с детьми показывает, что часть детей имеют и сохраняют при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом.

В этом смысле многие дети наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободная, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.

С точки зрения обучения и развития, можно выделить следующие психологические особенности детей трех лет:

  • им присуще наглядно-действенное мышление;
  • их интеллектуальное развитие зависит оттого, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния;
  • внимание, мышление и память непроизвольны.

· Рекомендации родителям

· Родителям необходимо знать о том, что такое кризис трехлетнего возраста, что за ним стоит, что происходит в это время с психикой малыша. Важно вовремя распознать кризис и помочь ребенку его менее болезненно пережить. Он капризничает, не слушается, закатывает скандалы и истерики не потому, что он вдруг стал «плохим», а потому, что не может в данный момент вести себя по-другому. Понимание того, что происходит с маленьким человеком, знание внутренних механизмов протекания кризиса поможет родителям быть терпимее к малышу и помочь ему справиться с проблемами, которые его волнуют. Возраст очень сложный. Иногда даже понимание может не дать результатов, поэтому нужно быть готовыми даже к возможным ссорам.

·

· Спокойствие

· Во время кризиса трех лет родителей, как правило, больше всего тревожат «аффективные вспышки», которые выражаются в истериках малыша, капризах, плаче. Конечно, такое случается с ребенком и без кризиса, но это происходит гораздо реже и не так интенсивно. Порекомендовать в этих ситуациях можно только одно: относиться к этому спокойно. Сложно успокоить бьющегося в истерике ребенка, пребывая в это же самое время в возбужденном состоянии. Не нужно предпринимать никаких действий, пока малыш полностью не успокоится и не перестанет плакать. В три года родители наверняка уже очень хорошо знают своего ребенка, и у них в запасе есть несколько верных способов, чтобы отвлечь его. Некоторые родители просто игнорируют такие вспышки или реагируют достаточно спокойно. Но здесь все зависит от малыша. Многие дети способны биться в истерике на протяжении очень длительного времени, а такое не под силу вынести любящему материнскому сердцу. Ребенок раздражен, плачет, нужно его пожалеть. Можно обнять малыша, взять на руки, гладить его по головке. Как правило, это работает безотказно, но не стоит этим злоупотреблять. Ребенок привыкнет, что за его слезами всегда следует позитивное подкрепление, и начнет этим пользоваться. Это приведет к тому, что плач и истерики станут проявляться гораздо чаще. Малыш начнет капризничать, чтобы просто получить от мамы порцию ласки. Самый эффективный способ — это не допускать истерики. Если ребенок начинает капризничать, нужно как можно быстрее переключить его внимание, занять чем-то интересным. В три года малыши очень восприимчивы ко всему новому, поэтому предложение посмотреть новый мультфильм, поиграть в новую игру или просто новая игрушка предотвратят назревающий конфликт и сберегут всем нервы.

· Метод проб и ошибок

· В три года у ребенка происходит осознание собственного «Я», развивается самостоятельность. Малыш начинает воспринимать себя как личность, понимать свою значимость. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым человеком с адекватной самооценкой, уверенный в своих силах и возможностях. Все эти качества закладываются именно в трехлетнем возрасте. Люди учатся на своих ошибках. Нужно дать малышу возможность сделать их в три года, под присмотром родителей, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем и трудностей. Чтобы помочь ему в этом, необходимо, чтобы родители начали воспринимать его как самостоятельного человека, имеющего право на собственный жизненный путь, пусть даже методом проб и ошибок. Ребенок хочет, чтобы взрослые его поняли, поверили в него. Ученые доказали, что если в детстве в ребенке подавляются независимость и самостоятельность, то нарушается процесс его развития, поэтому вместо воли развиваются острые чувства стыда и неуверенности в себе.

Однако не стоит давать малышу безграничную свободу действий. У всякой свободы должны быть четко обозначенные рамки. Нужно определить те границы, за которые он ни при каких обстоятельствах не должен выходить. Например, нельзя расстегивать куртку на улице, снимать шапку, пропускать дневной сон, выбегать на проезжую часть. Во всем остальном можно предоставить малышу право действовать самостоятельно по своему разумению.

· Свобода выбора

· Право на принятие собственного решения позволяет человеку чувствовать себя свободным в какой-либо ситуации. То же можно отнести и к трехлетнему ребенку. Описанные выше проявления кризиса являются результатом того, что ребенок не ощущает свободы для принятия решения, для совершения каких-либо действий и поступков. Это не значит, что нужно от пустить его в «вольное плавание» и разрешить ему абсолютно все, но предоставить малышу право на принятие решений просто необходимо для формирования нужных ему в жизни качеств.

На все вопросы и предложения ребенок отвечает отказом, сопротивляется, слова «нет», «не хочу», «не буду» прочно обосновались в его лексиконе. Не нужно его заставлять. Это пустая трата времени и нервов. Этот процесс не принесет удовольствия и пользы ни родителям, ни ребенку. Из этой ситуации есть очень простой выход Если у ребенка есть потребность в самостоятельном принятии решения, нужно дать ему возможность выбирать. Можно предложить малышу на выбор два варианта: рисовать фломастерами или красками, надеть на прогулку красную футболку или зеленую, есть из большой тарелки или из маленькой. Подобный выбор можно смоделировать практически в любой ситуации. Так одним выстрелом убиваются сразу два зайца: родители берегут свои нервы, а ребенок остается довольным и уверенным, что с его мнением считаются.

Если ребенок очень настойчиво на протяжении долгого времени проявляет упрямство, можно инсценировать подобные ситуации, когда на это есть время. Пусть он сам принимает решения, выбирает наиболее подходящий вариант из нескольких предложенных. Отстаивая свою точку зрения, добиваясь результатов, ребенок приобретает уверенность в себе, в своих силах и возможностях, осознает значимость своего мнения. Он чувствует, что его уважают и с ним считаются. Проявление упрямства в детстве в дальнейшем перерастает в развитие воли, стремление к достижению результата. В силах родителей направить это в нужное русло, превратить в целеустремленность, а не в ослиное упрямство.

·

· Существует довольно распространенная среди родителей тактика «сделай наоборот». Иногда мама, устав от бесконечных отказов малыша от ее просьб, начинает убеждать его сделать обратное тому, чего она хочет от него добиться. Например, «не ешь эту кашу», «ни в коем случае не ложись спать», «не ходи туда». В случае с упрямым трехлетним малышом этот способ очень часто успешно работает. Но стоит ли его использовать? Мама изначально обманывает ребенка, пользуясь своим опытом и знаниями. Это самая настоящая манипуляция сознанием малыша. Конечно, это приносит результат, но принесет ли это пользу ребенку? Нельзя забывать о том, что кризис несет в себе массу положительных изменений, способствует формированию новых качеств личности, а обман в этой ситуации — не лучший помощник.

· Игра

· Одна из самых важных составляющих кризиса трехлетнего возраста — это возросшее стремление к самостоятельности. Малыш хочет все делать сам, но в этом возрасте пока не может правильно соизмерить свои желания со своими возможностями. Научиться этому — вот основная задача развития ребенка в ближайшее время. Он будет постоянно экспериментировать, пытаться достичь желаемого результата. Родители могут помочь малышу в таких экспериментах и сгладить протекание кризиса, сделать его не таким болезненным для ребенка и окружающих его людей. Самый лучший способ сделать это — игра. Во время игры родители могут моделировать для малыша самые разные ситуации, в которых он сможет в «тепличных» условиях опробовать свою независимость и самостоятельность, приобрести новые знания и навыки, увидеть границы своих возможностей.

Очень хорошо, если к трем годам родители замечают у своего ребенка признаки начинающегося кризиса. Через некоторое время кризисные проявления исчезают, и родители опять получают ласкового и послушного малыша, только ставшего чуть взрослее. Но бывает и так, что кризис не наступает ни в три года, ни в три с половиной. Родители, ничего не знающие о возрастных кризисах, этому обстоятельству только радуются — их ребенок послушный, в то время как его сверстники сводят родителей с ума своими постоянными капризами. Просвещенные родители, знающие о том, что в районе трех лет у ребенка должен начаться возраст строптивости, с нетерпением этого ожидают, выискивают изменения в поведении малыша, и если они не наступают, начинают беспокоиться. Существует точка зрения, что вялотекущий кризис свидетельствует о задержке развития ребенка. Однако не стоит бить тревогу по поводу того, как протекает кризис. Самое главное — это его последствия. Вот за ними-то и надо наблюдать. Кризис трех лет ведет за собой изменения в поведении ребенка, формирование воли, самостоятельности, гордости за свои достижения. Вот если родители не обнаруживают формирования этих качеств у своего малыша, тогда стоит начинать бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.