Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деспотизм






Совсем недавно ребенок был ласковым и добрым, а к трем годам вдруг превращается в маленького деспота, терроризирующего всю семью. Он указывает родителям, как нужно себя вести, вводит новые нормы и правила поведения, сам выбирает одежду и рацион питания, командует взрослыми, указывая, что в каждый конкретный момент можно делать, а чего делать нельзя. Если в семье есть и другие дети, то деспотизм выливается в сцены острой ревности, так как братья и сестры малыша, по его мнению, не имеют в семье совсем никаких прав.

Все эти признаки кризиса трех лет способны ввести в замешательство многих родителей. Но все на самом деле не настолько страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями кризиса, нельзя забывать о том, что все это только обратная сторона тех позитивных изменений личности, которые и составляют сущность любого критического возраста. На каждом конкретном этапе развития у ребенка есть определенный набор потребностей, особенностей и способов взаимодействия с окружающим миром, присущих только определенному возрасту. Ребенок растет, старые потребности перестают быть актуальными, и им на смену должны прийти новые, другие, но единственно возможные в изменившихся условиях. Появление нового обязательно сопровождается отмиранием старого, отказом от привычных моделей поведения и взаимоотношений с окружающими. В период кризиса происходят значительные сдвиги в развитии ребенка и формировании его личности.

Во время протекания кризиса не стоит ожидать от малыша привычного послушания, но это не значит, что он стал плохим. Он переживает переломный момент жизни, а это не может пройти незамеченным, не отразившись на поведении ребенка и на его отношении к окружающим.

Основным содержанием любого кризиса являются новообразования. Ребенок начинает по-другому вести себя со взрослыми, в его повседневной жизни появляются новые занятия. Так. например, при рождении у малыша формируется ответная реакция, восприятие окружающего мира, в год ребенок начинает ходить и говорить. По мнению психологов, в три года появляется одно из самых важных жизненных новообразований — становление собственного «Я» ребенка. Он осознает свою значимость и стремится к самостоятельности.

Ребенок прожил уже три года, привык и освоился в окружающем его мире, и в это время он обнаруживает себя как самостоятельную личность. Происходит обобщение опыта, приобретенного в раннем детстве, малыш оценивает свои достижения, оформляется его отношение к самому себе, своим поступкам и возможностям. В это время формируются новые черты личности, проявляется характер человека. Ребенок все чаще начинает употреблять по отношению к себе местоимение «Я» вместо собственного имени. Он начинает узнавать себя на фотографиях, в зеркальном отражении, понимая. что из зеркала ему улыбается не другой малыш, а он сам. Ребенок осознает себя отдельной личностью, формируется новая форма самосознания. Однако в этом возрасте восприятие собственного «Я» пока еще сильно отличается от восприятия взрослого человека. Оно пока имеет внешний характер: ребенок оценивает свои достижения и сравнивает их с оценкой, даваемой взрослыми людьми.

Осознание собственного «Я» у малыша тесно связано с понятием «Я сам». В возрасте трех лет многократно увеличивается стремление к практической самостоятельности. Теперь ребенком движут не простое любопытство и стремление к познаванию чего-то нового, все окружающее его пространство превращается в арену для самореализации себя. Он берется практически за все, проверяет свои силы и возможности. Ребенок самоутверждается, у него появляется самолюбие, а это важнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию.

Очень часто возникают ситуации, когда родителям нужно быстро собрать ребенка, быстро покормить, и было бы удобней сделать это самим, однако к трем годам малыш может не позволить это взрослым. Его стремление к самостоятельности настолько сильно, что любые попытки ее ограничить могут закончиться истерикой, протестом, бунтом. Он хочет, чтобы взрослые воспринимали его всерьез, уважали его мнение, верили в то, что он все может делать сам. Он бунтует против старого режима, против прежних отношений. В этом возрасте у человека происходит формирование воли, а значит — независимости и самостоятельности.

Ребенок требует самостоятельности, но позволять ему делать все. что он хочет, конечно, неправильно. Малыш не совсем верно пока еще воспринимает свои возможности, переоценивает их, он еще не умеет правильно и четко формулировать свои мысли и выражать желания, не может правильно планировать свои действия. Очень важно вовремя заметить происходящие в малыше перемены, ведь меняется его отношение не только к окружающему миру, но и самому себе.

Меняются ценности, меняется мотивация. Кризис проходит болезненно для ребенка, ему кажется, что взрослые его не понимают. Если вовремя заметить наступление кризисного возраста, то малышу можно помочь, облегчить его протекание. Взаимоотношения ребенка с родителями в это время коренным образом меняется. Родители превращаются для малыша не просто в источник тепла и заботы, но и становятся примером для подражания. Ребенок воспринимает родителей как идеал, эталон совершенства. Отношения с малышом должны быть построены на уважении и терпении.

Очень важной составляющей, сопровождающей кризис трехлетнего возраста, является гордость за достижения. У ребенка в корне меняется поведение. Суть этого изменения заключается в том, что он, во что бы то ни стало стремиться достичь результата своей деятельности. Его не пугают трудности и неудачи, он снова и снова, настойчиво и целеустремленно идет к намеченной цели, пока не достигнет желаемого результата. Очень важным моментом здесь является одобрение взрослых, ведь без этого успех в значительной мере обесценивается. В трехлетнем возрасте у ребенка обостряется чувство собственного достоинства, в связи с этим он становится очень эмоциональным, обидчивым, может злиться по пустякам. Родителям стоит набраться терпения и не забывать о том, что даже самые пустяковые, на их взгляд, достижения являются для малыша важными и значимыми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.