Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






курс, 2 семестр






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ» (модуль дисциплины «Психология и педагогика»),

для студентов медицинского факультета, специальность «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

курс, 2 семестр

№ п/п ТЕМА И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (28 чаc) К-во часов
  Психология как наука и сфера практической деятельности. 1. Определение и история развития психологии как науки. 2. Предмет, объект и задачи психологии. 3. Связь психологии с другими областями научного знания. 4. Основные области применения и сферы практической психологии (общая, возрастная, клиническая, педагогическая, социальная, психология труда, психология управления, юридическая и другие). 5. Разделы практической психологии (психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психопрофилактика). 6. Основные направления современной психологии (психодинамическое направление (З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Райх), бихевиоральное направление, экзистенциально-гуманистическое направление в психологии, гештальт-психология и гештальт-терапия)  
  Психология познавательных процессов. 1. Ощущение. Определение ощущения. Физиологические основы ощущений. Свойства ощущений. Виды ощущений. 2. Восприятие. Определение понятия «восприятие». Виды восприятия. Свойства восприятия. 3. Определение понятия «представление». Функции представлений. Виды представлений. 4. Внимание. Определение внимания. Свойства внимания. Виды внимания 5. Память. Определение понятия «память». Процессы памяти. Виды памяти. Характеристики памяти. 6. Воображение. Определение понятия «воображение». Виды воображения. 7. Мышление. Определение понятия «мышление». Мыслительные операции. Формы мышления. Виды мышления. 8. Интеллект. Определение понятия «интеллект». Модели интеллекта. Виды интеллекта.  
  Психологическая диагностика познавательных процессов 1. Исследование восприятия, пространственного представления: методика узнавание изображений на картинках, перечеркнутые изображения, фигуры Поппельрейтера, незавершенные изображения, химерные изображения, проба «Слепые часы»; Тесты Тейлора и Рея-Остеррица 2. Методика диагностики внимания: Таблицы Шульте, проба Мюнстерберга 3. Исследование памяти методиками: 10 слов, пиктограммы. 4. Исследование мышления методиками: исключение четвертого лишнего, сравнение понятий, классификация.  
  Эмоционально - волевая сфера. 1. Определение эмоций. 2. Основные теории эмоций. 3. Функции эмоций. 4. Классификация эмоций, параметры их оценки. 5. Определение и функции воли. 6. Волевые качества личности. 7. Физиологические и психологические механизмы регуляции воли  
  Психология личности. 1. Определение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Обоснование их различий. 2. Теория личности З. Фрейда. Теория личности К. Юнга. 3. Структура личности. 4. Определение, типы и свойства темперамента. Гиппократ и И.П.Павлов о темпераменте. 5. Теории темперамента: (гуморальная, морфологическая, основанная на типологических свойствах ВНД, интегративная). 6. Определение понятий способности задатки, талант, одаренность, гениальность 7. Классификация способностей. 8. Определение характера. Типология характеров (Э. Кречмер, К. Леонгард, А.Е. Личко). 9. Гармоничный и негармоничный характер. 10. Акцентуации характера  
  Психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы, темперамента и характера 1. Методика Люшера, 2. Шкала преобладающего эмоционального фона, 3. Рисуночные тесты, 4. Тест Айзенка, 5. Тест Леонгарда-Шмишека.  
  Формирование здоровой психики человека в норме. 1. Критические возрастные периоды и этапы формирования здоровой психики: ¾ Кризис новорожденности и его характерные особенности. ¾ Кризис 1 года и его характеристики. ¾ Кризис трех лет. Особенности психики трехлетнего ребенка. ¾ Развитие психических функций в дошкольном возрасте. ¾ Кризис 7 лет. Особенности психики детей дошкольного возраста. Критерии психологической готовности к школе. ¾ Психические особенности детей младшего и старшего школьного возраста. ¾ Пубертатный криз и его основные характеристики 2. Сензитивные периоды развития. 3. Последствия психической депривации. 4. Этапы социализации.  
  Факторы, определяющие поведение человека. 1. Потребности. Определение и виды потребностей. Классификация потребностей (лестница потребностей А. Маслоу). 2. Мотивация, общее строение мотивационной сферы человека. 3. Психологические теории мотивации. 4. Сознательное и бессознательное в мотивации. 5. Мотивация агрессивного поведения. Мотивация альтруизма. Мотивация достижения и уровень притязаний как личностная характеристика. Стресс и фрустрация. 1. Определение стресса. Физиологический и патологический стресс (дистресс). 2. Характеристика стрессовых факторов. 3. Стадии общего адаптационного синдрома. 4. Роль стресса в жизни человека. 5. Определение фрустрации. Характеристика фрустрирующих факторов. Виды реакций на фрустрирующую ситуацию. 6. Влияние стрессовых и фрустрирующих факторов на здоровье человека.  
  Здоровье и болезнь (патология) в медицинской психологии и психиатрии. 1. Психологические параметры здоровья. Категории психического здоровья. 2. Критерии психического здоровья Всемирной организации здравоохранения. 3. Понятие «психической нормы». Границы «психической нормы» и «не нормы» в рамках психически здоровой популяции. 4. Адаптационные концепции нормы. Норма как идеал. 5. Психическое здоровье, психическая болезнь, психическое расстройство. 6. Устойчивость границ нормы: психопатология обыденной жизни, пограничные и транзиторные расстройства.  
  Психологические защитные механизмы и копинг-поведение. 1. Определение, виды психологических защитных механизмов. 2. Роль психологических защитных механизмов в психической деятельности и формировании психических и психосоматических расстройств. 3. Копинг-поведение. Виды копинг поведения. 4. Роль копинг-поведения в формировании поведенческих расстройств и психосоматической патологии.  
  Индивидуально-личностные особенности как фактор риска развития психосоматических расстройств. 1. Проблема связи психической и соматической сферы. 2. Роль психологических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний. Двухсторонний характер влияния психики и соматики. 3. Основные теории возникновения психосоматических заболеваний (конституциональная, психодинамическая, теории эмоций и функциональных систем Анохина). 4. Сомато-психические расстройства. 5. Поведенческий тип «А» как фактор риска ишемической болезни сердца. 6. Алекситимия – как личностная характеристика и ее роль в формировании психосоматических расстройств.  
  Девиантное, делинквентное и аддиктивное поведение. 1. Определение и классификация девиантного поведения (асоциальное, антисоциальное, суицидальное). 2. Клинико-психологические характеристики девиантного поведения. 3. Делинквентное поведение. Определение, типология и клинико-психологические характеристики делинквентного поведения. 4. Аддиктивное поведение. Определение, типология и клинико-психологические характеристики различных видов аддиктивного товедения.  
  Психологические исследования в клинике внутренних болезней. 1. Внутренняя картина болезни. Аллопластическая и аутопластическая картина болезни. 2. Сензитивная и интеллектуальная аутопластическая картина болезни. 3. Уровни ВКБ: непосредственно-чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный. 4. Внутренняя картина здоровья. 5. Реакция личности на соматическое заболевание. Типологическая характеристика личностных реакций на соматическое заболевание.  
  Методы психологической диагностики психосоматической сфере 1. Методика «Тип поведенческой активности» (ТПА). 2. Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ, ТОБОЛ) 3. Торонтская алекситимическая шкала. 4. Методика диагностики уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации Шкала Холмса и Раге.  

 

 

Заведующий кафедрой психиатрии,

наркологии и клинической психологии,

д.м.н., профессор В.А.Руженков

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.