Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механика и техника творческого созидания






Механика создавания художественного (или научного) произведения заключается:

1. В восприятии своей или чужой идеи, мелькнувшей иногда, как молния или как отдаленный неясный звук или шорох.

Идея эта может быть эмбрионом, т. е. зародышем со своей уже существующей, хотя еще и не ясной и, как будто, примитивной формой.

Может быть обрывком формы, по которому я могу догадываться о содержании, — как ветка цветущей вишни, влезающей в окно, у Чехова, как кость мамонта у Кювье.

Следует подчеркнуть, что вначале воспринимается не содержание, а идея или эмбрион. Что же касается обрывка формы, он наталкивает тоже не на форму и содержание, а именно на эмбрион.

2. В оформлении идеи, в реализации ее.

В редких случаях первоначальная идея ясна, отчетлива (и недостижима только в реализации) как «явление» мадонны Рафаэлю. Чаще — она туманна, бесформенна и только притягательна какими-то еще не выясненными возможностями. Она манит, как неясный зовущий огонек, звук, запах.

И тогда, только во время работы, она постепенно раскрывается, приближается и расцветает. Часто она настолько изменяется, модифицируется, что в конечном виде так не похожа на саму себя, как дуб на породивший его желудь. Так и должно быть.

В связи с такой механикой и техника должна делиться на технику восприятия идеи (или эмбриона) и технику реализации, выявления ее.

Почему так долго готовят спектакль художники — режиссеры и актеры?

Почему переделывают, меняют, отказываются от того, что утверждали в начале?

Неумение?

Станиславский как-то сказал: «Первое, что приходит в голову, никогда не верно, только переделав несколько раз, можно найти то, что должно тут быть».

Почему Леонардо 17 лет пишет Монну Лизу, а Гоголь 8 лет «Мертвые души»?

Неумение?

Черновики Пушкина говорят о неимоверной кропотливой работе, все перемарано, перечеркнуто, опять зачеркнуто и опять, и опять...

Наши профессиональные «производственные установки» не принимают во внимание, что не переделывать нельзя — это свидетельствует о бедности художественных критериев, фантазии или, вернее всего, об установленном шаблоне. О потере художественного чутья.

Конечно, практически нельзя готовить вещь несколько лет, но ляпать ее сразу по намеченному плану — это тупость.

Когда архитектор строит здание, и к концу видит, что можно сделать лучше, конечно, разрушать здание не стоит,

но переделать спектакль, это не здание разрушать.

Здесь живой текучий материал, а не камни, бетон и тысячепудовые

стены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.