Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Проректор по академическим вопросам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по академическим вопросам

Дуйсенгулова Н.С.

Г.

Образовательная программа бакалавриата

Специальность 050507 «Менеджмент», 050511 «Маркетинг», 050509 «Финансы»

Форма обучения - дневная

СИЛЛАБУС

По дисциплине

«МАкроэкономика»

Курс: 2

Семестр: 3

Количество кредитов: 2

Преподаватель кафедры «Экономика и логистика»: Огай Д.В.

Телефон: 3022136, кабинет №115

 

 

 

Алматы, 2012

 

Составитель: ст. преподаватель ___________________ Огай Д.В.,

 

Силлабус составлен на основе рабочей программы курса «Макроэкономика» для студентов специальности 050507 «Менеджмент», 050511 «Маркетинг», 050509 «Финансы»

 

 

Силлаабусрассмотрен на заседании кафедры «Экономика и Логистика»

Протокол № 1 от «27» августа 2012 г.

 

И.о. зав. кафедрой «Экономика и логистика»

К.э.н., доц. _________________________ Тайкулакова Г.С.

 

 

Силлабусодобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»

Протокол №_____ от «____»_______________2012 г.

 

ДИСЦИПЛИНА «МАКРОЭКОНОМИКА»

Преподаватель: Огай Дмитрий Валерьевич, МВА

Введение

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий поведение основных экономических субъектов - домашних хозяйств, фирм и государства в условиях открытости экономики и международных взаимосвязей, а также ситуации на отдельных рынках ресурсов. Макроэкономика – наука о рациональном принятии решений экономическими субъектами в условиях ограниченности ресурсов. Экономический анализ поведения домашних хозяйств, фирм и государства основывается на теории потребительского выбора. Анализ экономического поведения фирм базируется на применение двух основных экономических течений: неоклассическом и кейнсианском. При изучении макроэкономики особое внимание уделяется бюджетно-налоговой (фискальной) политике правительства и денежно-кредитной (монетарной) политике Национального банка в условиях мировой финансовой нестабильности.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий;

- проведение СРСП.

Целью преподавания дисциплины является систематизированное и логически последовательное изучение экономических принципов и закономерностей функционирования современного рыночного хозяйства в рамках домашних хозяйств, фирм и государства.

Задачи курса:

- сформировать у студентов основы экономического мышления в результате познания закономерностей функционирования современной рыночной экономики;

- вооружить студентов методологией изучения экономических процессов для самостоятельного использования способов и методов анализа применительно к любым явлениям и ситуациям;

- помочь студентам овладеть макроэкономическим инструментарием анализа хозяйственной деятельности;

- выработать умение проводить макроэкономический анализ ситуаций с использованием основных макроэкономических моделей;

- выработать умение соотносить производственную деятельность национальной экономики с тенденциями развития мировой экономики в целом.

Пререквизиты: Экономическая теория, Микроэкономика, История экономических учений, Деньги и банковское дело

Постреквизиты: Государственное регулирование экономики, Эконометрика, Финансы и кредит, Экономика предприятия, Налоги и налогообложение, Финансовый анализ, Государственное и муниципальное управление.

Студенты, изучившие данную дисциплину, должны освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.

Общие компетенции:

- знать определенный набор экономических понятий, закономерностей развития рыночной экономики;

- уметь ориентироваться в современном мире экономических отношений;

- овладеть навыками экономического мышления: выбора из многих вариантов решения одного наиболее рационального и др.

Предметно специализированные:

знать:

- обширный понятийный аппарат (основные экономические принципы, агрегирование, спрос и предложение, основные макроэкономические показатели,);

- методологию и методы макроэкономического анализа;

- принципы, согласно которым индивиды принимают экономические решения;

- уметь:

- принимать решения с использованием макроэкономического инструментария по важнейшим проблемам развития фирмы;

- грамотно сконструировать поведение домашних хозяйств, фирм, государства, для того, чтобы с максимальной эффективностью достичь желаемых результатов;

- включать изучаемую проблему в систему функционирования различных составляющих экономики;

- рационально мыслить.

- овладеть навыками:

- макроэкономического анализа ситуаций на отдельных рынках;

- использования законов РК и других нормативных актов в области хозяйственного регулирования и международной торговли.

Студент должен быть компетентным в принятии решений по важнейшим проблемам развития национальной экономики, реагировать на быстро меняющиеся условия рынка, грамотно анализировать ситуацию в мировой экономике и понимать какие оперативные решения должно принимать правительство и Национальный банк в сфере развития национальной экономики.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы Распределение по неделям
       
лекции Практические занятия СРСП СРС
  Введение в макроэкономику. Основные понятия макроэкономики. Исторический взгляд.        
  Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.        
  Доходы и расходы. Потребление, сбережения и инвестиции.        
  Совокупный спрос и совокупное предложение 4, 5 4, 5 4, 5 4, 5
  Деньги и процентные ставки        
  Рубежный контроль 1  
  Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM.        
  Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица        
  Совокупное предложение: заработная плата, цены и занятость.        
  Теория рациональных ожиданий.        
  Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики.        
  Бюджетный дефицит и государственный долг.        
  Открытая экономика: платежный баланс и валютные курсы. Международные взаимосвязи.        
  Долгосрочный экономический рост и производительность        
Рубежный контроль 2  
   
Экзаменационная сессия  

Содержание практических занятий, форма контроля и оценка

№ темы Вопросы практических занятий Литература Форма контроля Макс. балл
  Основы макроэкономической теории. Основные принципы экономической теории: ограниченность ресурсов, выбор, маржинальный подход Основная: № 2 Опрос, вопросы на обсуждение.  
  Валовой внутренний продукт: методы подсчета. Задачи по расчету: ВНП и ВВП, ВВП по расходам. ВВП по доходам. Определение типа экономики в зависимости от соотношения инвестиций и амортизации (растущая, статичная и стагнирующая). Принципы исчисления ВВП. Метод подсчета ВВП по конечной стоимости продукта и по добавленной стоимости Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Личный располагаемый доход. Основная: № 2, 3, 4 Задачи, учебная ситуация  
  ВВП и инфляция. Задачи на определение реального и номинального ВВП, индексов цен: дефлятора ВВП, индекса потребительских цен, индекса производственных цен. Основная: № 3, 5 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Совокупный спрос и совокупное предложение. Доходы и расходы. Равновесный объем выпуска. Равновесный объем выпуска и совокупный спрос. Функция потребления. Потребление и накопление. Совокупное предложение. Основная: № 2, 6 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Влияние бюджетно-налоговой политики на экономику в рамках кейнсианского креста. Задачи на определение изменения уровня равновесного национального дохода на товарном рынке в результате изменения налогов и государственных расходов, расчет мультипликатора налогов и гос. расходов Основная: № 4, 5 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Модель IS – LM. Задачи на определение равновесного положения на товарном и денежном рынках. Анализ воздействия бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Определение предельной склонности к потреблению. Основная: № 2, 6 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Спрос на деньги. Денежные агрегаты. Функции денег. Трансакционный мотив спроса на деньги Модель Баумоля-Тобина. Основная: № 6 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Модель предложения денег и денежный мультипликатор. Определение объема денежной массы. Отношение «резервы-депозиты». База денежного обращения. Контроль за величиной денежной базы. Основная: № 2, 4 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Инструменты денежной базы. Политика открытого рынка. Норма резервных требований. Учетная ставка. Основная: № 6 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Фискальная политика. Доходы и расходы государства. Налоги и субсидии. Автоматически встроенные стабилизаторы. Вытеснение частных инвестиций Ликвидная ловушка. Эффект вытеснения. Сочетание мер стабилизационной политики Основная: № 3, 4 Дополн.№ 14 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Бюджетный дефицит и государственный. Проблема дефицита и уровень дефицита. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Эмиссионный доход. Сеньораж. Займ в банковском и небанковском секторе. Сокращение доходов и государственные доходы. Кривая Лаффера. Государственный долг. Основная: № 2, 5 Дополн.№ 14 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  
  Теория экономического роста. Источники экономического роста. Производственная функция. Теория роста. Модель Солоу. Изменение уровня накопления. Рост населения и модель Солоу. Основная: № 4, 5 Опрос, задачи, вопросы на обсуждение.  

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СРСП*

Задания на СРС Литература Форма контроля Сроки сдачи (неделя) Макс. балл
  Тема: Введение в макроэкономику. Основные понятия макроэкономики. Исторический взгляд. Письменная работа. Дать краткую характеристику методам, используемым в макроэкономике, проанализировать возможности их применения. Рассмотреть основные течения в макроэкономическом анализе. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: № 6-15 Защита СРС        
  Тема: Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. Рассмотреть основные макроэкономические показатели и альтернативные измерители дохода. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №6-7 Защита СРС    
  Тема: Доходы и расходы. Потребление, сбережения и инвестиции. Исходя из представленных данных, определить ВВП доходным и затратным методами Основная: №1-5 Дополнитель-ная: № 9, 12-15 Защита СРС    
  Тема: Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS. Рассмотреть вывод кривых AD-AS и проанализировать как устанавливается равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №6-10 Защита СРС    
  Тема: Деньги и процентные ставки Рассмотреть как функционирует рынок денег, как формируется спрос и предложение на рынке денег. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №7, 8 Защита СРС    
  Тема: Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM. Вывести кривые IS и LM. Объяснить их наклон. Денежно-кредитная политика в рамках модели IS-LM. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №7, 9 Защита СРС    
  Тема: Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица. Определить уровень инфляции используя ИПЦ. Рассчитать численность рабочей силы и уровень безработицы используя статистические данные. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №15, 14 Защита СРС    
  Тема: Совокупное предложение: заработная плата, цены и занятость. Рассмотреть кривую совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Объяснить положительный наклон кривой AS в краткосрочном периоде. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №7, 10 Защита СРС    
  Тема: Теория рациональных ожиданий. Рассмотреть неоклассическую модель рынка труда. Объяснить положение кривая совокупного предложения Лукаса. Вывести свойства кривой совокупного предложения. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №7 Защита СРС    
  Тема: Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политики. Рассмотреть сдвиги кривой совокупного спроса в результате изменения государственных расходов и налогов. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №7 Защита СРС    
  Тема: Бюджетный дефицит и государственный долг. Составить структуру государственно долга РК. Рассмотреть основные виды государственных ценных бумаг. Основная: №1-5 Дополнитель-ная№7-10 Защита СРС    
  Тема: Открытая экономика: платежный баланс и валютные курсы. Международные взаимосвязи. Составить платежный баланс используя статистические данные. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №7 Защита СРС    
  Тема: Долгосрочный экономический рост и производительность Рассмотреть основные теории экономического роста. Обосновать неоклассическую теорию экономического роста и модель Р.Солоу. Основная: №1-5 Дополнитель-ная: №7-9 Защита СРС    

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модуль 1 | Объявление символьных строк в программах




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.