Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протоколы к Конвенции






Структура Конвенции состоит из Преамбулы и примыкающей к ней ст. 1, содержащей базовое обязательство соблюдать права человека, раздела 1 Конвенции «Права и свободы», содержащего ст. 2-18 и описывающего гарантируемые права и свободы, а также ряд ограничений по реализации этих прав, раздела 2, носящего название «Европейский Суд по правам человека» и содержащего ст. 19-51 и задающего базовые параметры работы Европейского Суда, а также раздела III – «Различные положения», в частности правила о подписании, ратификации, формулировании оговорок и денонсации Конвенции.

Также непосредственно к Конвенции «примыкают» Протоколы №№ 1, 4, 6[4], 7, провозглашающие ряд дополнительных прав и свобод к содержащимся в «теле» Конвенции.

Следует отметить, что практически с момента подписания и ратификации Конвенция стала подвергаться изменениям путем принятия дополнительных Протоколов. Эти изменения в основном касались либо процедурных моментов, то есть улучшения функционирования Европейского Суда и Европейской Комиссии и в этом случае они, как правило включались в текст Конвенции, либо эти изменения касались расширения гарантируемых прав и свобод и в этом случае содержались в тексте Протоколов к Конвенции.

Представляется полезным изложить права и свободы, содержащиеся в Конвенции и Протоколах № 1, 4, 7 в виде таблицы:

 

  Личные права и свободы Гражданские права и свободы Процессуальные права
Конвенция Ст. 2 Право на жизнь Ст. 3 Запрещение пыток   Ст. 4 Запрещение рабства и принудительного труда   Ст. 8 Право на уважение частной и семейной жизни   Ст. 10 Свобода выражения мнения   Ст. 11 Свобода собраний и объединений   Ст. 9 Свобода мысли, совести и религии     Ст. 12 Право на вступление в брак Ст. 14 Запрещение дискриминации     Ст. 5 Право на свободу и личную неприкосновенность   Ст. 6 Право на справедливое судебное разбирательство   Ст. 7 Наказание исключительно на основании закона   Ст. 13 Право на эффективное средство правовой защиты  
Протокол № 1 Ст. 2 Право на образование   Ст. 1 Защита собственности   Ст. 3 Право на свободные выборы    
Протокол № 4     Ст. 2 Свобода передвижения   Ст. 1 Запрещение лишения свободы за долги Ст. 3 Запрещение высылки граждан     Ст. 4 Запрещение коллективной высылки иностранцев  
Протокол № 7     Ст. 5 Равенство супругов Ст. 1 Процедурные гарантии относительно высылки иностранцев   Ст. 2 Право на апелляцию приговоров в уголовных делах   Ст. 3 Компенсация за ошибочное осуждение   Ст. 4 Право не быть обвиненным и наказанным дважды  

 

 

1.5. Взаимодействие ЕКПП и национально-правовых систем государств – участников.

В литературе устоялось мнение, что взаимодействие ЕКПП и национально-правовых систем основано на 3 принципах:

1.свободы усмотрения государства;

2. пропорциональности;

3. субсидиарности

А. Доктрина «свободы государства»

1. Базовым, первым по значимости является принцип, в основе которого лежит доктрина свободы усмотрения государства (doctrine of margin of appreciation).

Эта доктрина вытекает непосредственно из ст.1 ЕКПЧ, которая налагает на самих государств-участников Конвенции позитивное обязательство по соблюдению прав человека.

ст.1 «обязательство соблюдать права человека».

Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому находящемуся под их юрисдикцией права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции».

Т.о., обязанность соблюдать права Конвенция возлагает в первую очередь на государств- участников.

Именно с этим связана доктрина «свободы усмотрения государства» - государству предоставляется определенная свобода усмотрения в тех случаях, когда «.. оно предпринимает законодательные, административные или судебные действия в сфере прав, гарантированных конвенцией».

В деле Handyside v UK (1976) суд постановил:

«По причине прямого и длящегося контакта с жизненно-важными силами общества своих стран национальные власти находятся в лучшем положении, чем международный судья, в отношении точного содержания требования необходимости ограничений или наказании за неисполнение. Тем не менее это не дает участнику Конвенции неограниченное право усмотрения. Суд отвечает за соблюдение этими государствами своих обязанностей, он наделен давать окончательные заключения о том, совместимы ли «ограничения» или «наказания» со свободой выражения, гарантированной ст.10. Таким образом внутренняя свобода усмотрения государства идет рука об руку с европейским надзором.

 

Б. Принцип пропорциональности

в свою очередь «европейский надзор» ограничен еще одним принципом – пропорциональности.

Иными словами, любые ограничения права должны быть пропорциональны цели, которую это ограничение преследует.

Как установил суд в деле Soering v UK (1989).

«неотъемлемым в Конвенции является понятие справедливого баланса между требованиями соблюдения публичных интересов и требованиями защиты фундаментальных индивидуальных прав».

Наиболее зримо принцип пропорциональности находит свое воплощение в практике Суда применительно к ст.ст. 8-11 ЕКПЧ. Все эти статьи содержит ч.2, в которой допускается определенное ограничение гражданских прав в пределах, «необходимых в демократическом обществе». Остается добавить, что эти пределы установил ЕСПЧ в своей практике.

Б. Принцип субсидиарности – еще один принцип, уравновешивающий «свободу усмотрения государства». Принцип субсидиарности заложен в ст.35 ЕКПЧ «Условия приемлемости».

В соответствии с п.1 этой статьи «Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу».

Следовательно, обращение в ЕСПЧ - это дополнительное или субсидиарное средство защиты, которое может быть задействовано лишь после исчерпания внутренних национальных средств защиты, либо в том случае, если Судом при решении вопроса о признании жалобы приемлемой для рассмотрения было сделано предположение об отсутствии эффективных внутренних средств защиты (ст.13 ЕКПЧ).

Необходимо добавить, что этот принцип нашел самое полное отражение в практике Европейского Суда (Klaas v Germany(1994) 305; Jordan v UK (2003); Tanli v Turkey (2004) и др.

В параграфе 9 Плана действий, одобренных на Международной конференции в Интерлакене в феврале 2010 г., посвященной реформированию ЕСПЧ, еще раз было подтверждено, что ЕСПЧ – это не суд, четвертой инстанции и он не в праве пересматривать вопросы факта и права, которые уже были рассмотрены и разрешены национальными судами, если только неверное их разрешение не привело к нарушению прав, гарантированных Конвенцией.

 

 

1.6 Организация работы Европейского Суда по правам человека. Организационная структура ЕСПЧ

1.6.1. Порядок формирования Суда

 

Суд состоит из судей, представляющих каждое из государств-членов Совета Европы, то есть количество судей определяется количеством стран-членов Совета Европы. Иногда в течение непродолжительного времени количество судей и стран-участников может не совпадать, что связано с процедурой выбора судей, а также процедурой ратификации государством Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Следует отметить, что судьи не являются представителями государства, от которого они избраны, и не отстаивают интересы государства. Все судьи представлены в «личном качестве», и должны отвечать (и отвечают) требованиям, предъявляемым к судьям: высокие моральные качества, профессионализм в сфере юриспруденции своей страны, а также знание как минимум одного из официальных языков Совета Европы. Как правило, судьями становятся либо судьи высших судебных инстанций, либо научные работники, либо сотрудники международных организаций.

Судьи Европейского Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех кандидатур, предложенных государством. Срок полномочий судьи в настоящее время составляет 6 лет. С возможностью переизбрания на второй срок. С вступлением в силу Протокола № 14 к Конвенции этот срок будет увеличен до 9 лет без права переизбрания. Пребывание в должности судьи ограничено лишь возрастным цензом, предельный возраст пребывания в должности судьи составляет 70 лет.

Гарантиями независимости судей Европейского Суда является то, что они избираются в личном качестве, не могут быть отозваны государством в течение срока, на который они избраны, а также значительный размер материального вознаграждения, которое они получают, существует еще ряд гарантий судейской неприкосновенности.

Полномочия судьи могут быть прекращены по его собственному желанию или в связи с отстранением от должности. Последнее правило является новшеством, поэтому пока нет практики его применения.

 

1.6.2 Организационная структура Суда

Высшими органами Суда являются Пленарное заседание Суда и Председатель (Президент) Суда. Пленарное заседание полномочно решать основные вопросы внутренней организации деятельности Суда, а Председатель Суда помимо организационно-управленческой и собственно судейской функций выполняет еще и функцию представительства Европейского Суда в органах Совета Европы.

В целях эффективности работы Суд не рассматривает дела на пленарных заседаниях. На таких заседаниях избираются Председатели, один или два заместителя Председателя и Председатели Секций сроком на три года, принимаются Правила процедуры Суда и избирается руководитель Секретариата и его заместители. На пленарных заседаниях рассматриваются и другие вопросы, касающиеся организации и деятельности Суда, например, вопросы формирования рабочих групп и принятие решений по этим предложениям.

Организационно Суд разделен на пять секций, которые формируются сроком на 3 года. Секции формируются таким образом, чтобы каждая из них могла бы рассматривать любые жалобы, из числа поступивших в Суд. В рамках секций формируются Комитеты и Палаты.

Составы комитетов утверждаются сроком на один год и состоят из 3 судей. Комитеты ра ссматривают жалобы на предмет приемлемости, их основной задачей является отклонение явно неприемлемых жалоб, не соответствующих формальным критериям обращения в Европейский Суд по правам человека, Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут признать жалобу неприемлемой, в связи с тем, что она не отвечает всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окон чательным. Протокол № 14 к Конвенции расширяет полномочия Комитетов. Предполагается, что Комитеты будут рассматривать повторные, хорошо обоснованные жалобы, поданные на основании существующей практики Европейского Суда, а судьи единолично будут рассматривать явно неприемлемые жалобы. Большинство дел по существу рассматриваются Палатами Суда.

Палаты формируются по принципу очередности судей в рамках секций и состоят из 7 судей, которые рассматривают дела коллегиально. Следует отметить, что обязательным правилом рассмотрения дел в Европейском Суде является участие в рассмотрении дела судьи той страны, против которой подана жалоба. Это не означает, что судья может отстаивать интересы своей страны, он является в данном случае «сведующим» судьей. В тех случаях, когда судья по какой-то причине не может принять участие в рассмотрении дела, стране предлагают назначить судью ad hoc, только для рассмотрения данного конкретного дела. Такой судья должен отвечать требованиям, предъявляемым к судьям, а также принять присягу.

Высшим судебным органом в рамках Европейского Суда является Большая Палата, состоящая из 17 судей. В Большую Палату включаются Председатель Суда, председатели секций Суда, судья от той страны, против конторой рассматривается дело - ex-offitio, а также судьи в порядке жребия. Поэтому состав Большой Палаты непостоянен, а изменяется от дела к делу.

К компетенции Большой Палаты относится четко определенный круг вопросов. Во-первых, Большая Палата рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим. Во-вторых, Большая Палата в исключительных случаях осуществляет апелляционные полномочия, если стороны обратятся с такой просьбой в течение 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой. В-третьих, Большая Палата рассматривает консультативные заключения в соответствии со ст.47 Конвенции.

1.6.3.Критерии приемлемости жалоб

 

После того, как Российская Федерация подписала и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, физические и юридические лица, находящиеся под юрисдикцией РФ получили возможность подавать жалобы против Российской Федерации в Европейской Суд. Конвенция определяет условия приемлемости жалоб для рассмотрения Европейским Судом.

Большинство из правил приемлемости предусмотрено в ст. 34 и 35 Европейской Конвенции, но некоторые из них следуют из Конвенции в целом.

В частности, статья 34 Конвенции (индивидуальные жалобы) предусматривает: «Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права». Статья 35 Конвенции (условия приемлемости) гласит: «1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если она:

a) является анонимной; или

b) является по существу аналогичной той, которая уже была
рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры
международного разбирательства или урегулирования, и если она не
содержит новых относящихся к делу фактов.

3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если сочтет ее несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалоб.

4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой в соответствии с настоящей статьей. Он может сделать это на любой стадии разбирательства».

Эксперты выделяют 10 условий приемлемости (см., например, Clements Luke, Mole Nuala, Simmons Alan. European Human Rights: Taking a case under the Convention, London, 1999):

• обращаться в Европейский Суд можно только в случае нарушения того права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией;

• жалоба может быть подана только тем лицом, чье право непосредственно было нарушено;

• нарушение права должно произойти на территории, которая находится под юрисдикцией одного из государств-участников Европейской Конвенции;

• нарушение права, по общему правилу, должно произойти после вступления Европейской Конвенции в силу, за исключением случаев длящихся нарушений;

• заявитель обязан исчерпать эффективные средства правовой защиты, существующие в стране (применительно к Российской Федерации, эффективным средством защиты признается судебная защита, включая обязательное использование кассационного и апелляционного (в том случае, если оно предусмотрено) производства);

• обращение в Европейский Суд должно быть направлено, по общему правилу, не позднее 6 месяцев с момента принятия последнего судебного решения);

• жалоба должна быть обоснованной: на заявителя возлагается обязанность доказать нарушение государством его права;

• жалоба не может быть анонимной;

• жалоба не должна содержать оскорбительных высказываний;

• нельзя подавать жалобы по одному и тому же поводу одновременно в два (и более) международных органа, например, в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН.

 

1.6.4. Стадии судопроизводства. Коммуникация жалобы

Когда принято решение о том, что жалоба будет рассматриваться на предмет приемлемости Палатой с вынесением мотивированного решения, жалоба передается Правительству страны для ответа на те обвинения, которые в ней изложены. Жалобы против Российской Федерации передаются Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. Заявитель имеет право ответа на возражения Правительства Российской Федерации. Этот этап представления взаимных возражений называется стадией коммуникации. Стадия коммуникации имеет два этапа - представление возражений перед решением вопроса о приемлемости жалобы и представление возражений перед принятием решения по существу. С точки зрения представления вопросов права этот этап является наиболее важным.

Секретариат Европейского Суда одновременно с направлением жалобы Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека уведомляет заявителя о том, что его жалоба была передана на рассмотрение Правительства Российской Федерации и указывает срок, в течение которого Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека должен будет представить свои возражения на жалобу заявителя. Кроме того, заявителю также направляется описание фактических обстоятельств на английском (французском) языке, как они были суммированы юристами Секретариата, и вопросы, которые Суд предложил сторонам осветить для разрешения вопроса о приемлемости и по существу. Меморандум, подготовленный Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, Секретариат Европейского Суда направляет заявителю или его представителю для ответа. Меморандум Правительства Российской Федерации предоставляется на английском и русском языках.

Следует отметить, что при направлении заявителю уведомления о том, что жалоба передана Правительству Российской Федерации для представления возражений Секретариат просит заявителя избрать представителя, если заявитель обращался самостоятельно. В соответствии с правилом 36 Регламента Суда представителем в Европейском Суде может быть любой адвокат, имеющий право практиковать в одной из стран-участниц Совета Европы, а также любое другое лицо, с разрешения Президента Палаты. Как правило, такое разрешение может быть предоставлено лицу, имеющему достаточные знания в области защиты прав человека в Европейском Суде, а также определенный уровень понимания одного из официальных языков Совета Европы - английского или французского.

Кроме того, Секретариат сообщает заявителю о его праве на получение небольшой суммы денег для оплаты юридических услуг, если он не может оплатить услуги своего адвоката. Эта сумма составляет около 600-700 евро и одинакова для всех стран-членов. Если заявитель хотел бы получить эти денежные средства, то он должен сообщить об этом в Европейский Суд в письменном виде. Вопрос о предоставлении legal aid будет решаться на основании сведений, которые заявитель направляет в Европейский Суд о своем доходе и имуществе.

Требование обязательного участия юриста, представляющего интересы заявителя, при разрешении вопросов приемлемости и существа жалобы объясняется тем, что вопросы, на которые стороны должны ответить, являются вопросами права, а не факта, и ответить на них полно и качественно может только юрист, который знает право и практику Европейского Суда. Вопросы, поставленные Судом, показывают, какие именно аспекты жалобы заявителя заинтересовали Европейский Суд и могут потенциально стать предметом рассмотрения, так как Суд будет рассматривать только те вопросы жалобы, которые были предметом коммуникации.

В отличие от формуляра жалобы в Европейский Суд, взаимные возражения заявителя и Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека не имеют какой-то определенной и четкой структуры, но они, как правило, включают: 1) указания на то, какая именно жалоба коммуницируется, когда она была подана, зарегистрирована, передана Правительству для ответа; 2) краткое описание фактов; 3) подробно изложенные ответы на вопросы Суда с учетом возражений Правительства. Заявитель вправе подать возражения до принятия решения по вопросу приемлемости на русском языке, возражения перед принятием решения по существу должны быть представлены на английском языке.

Ответы на вопросы Суда являются наиболее существенной частью возражений, так как заявителю необходимо четко выразить свою позицию относительно нарушения права: какой именно аспект права, из предусмотренных статьей Европейской Конвенцией, был затронут, а также мотивировать свою позицию с использованием практики Европейского Суда по правам человека.

Собственно требование к государству в коммуникации составляется таким же образом, как и в жалобе, с указанием того, что заявитель просит, чтобы Европейский Суд по правам человека признал, что были нарушены определенные права заявителя, гарантированные Европейской Конвенцией.

В случае признания жалобы приемлемой, происходит второй этап коммуникации. Европейский Суд просит стороны ответить на дополнительные вопросы по существу жалобы, если они не были полностью прояснены.

 

1.6.5 Мнение третьей стороны

 

В соответствии со статьей 36 Европейской Конвенции и с правилом 61 Регламента Суда, государство-участник Европейской Конвенции, гражданин которого обратился против другого государства в Европейский Суд по правам человека, вправе представлять свои письменные объяснения или принимать участие в устном рассмотрении дела. Например, Российская Федерация воспользовалась этим правом при рассмотрении дела «Сливенко против Латвии» (Slivenko v. Latvia).

Но право предоставлять свои объяснения, «в целях надлежащего отправления правосудия» может быть предоставлено Президентом Суда и любому другому лицу, которое не является стороной по делу. Так, например, в качестве третьей стороны выступали такие международные организации как Международная Амнистия, Артикль 19, Human Rights Watch.

Третья сторона привлекается для участия в деле либо после коммуникации жалобы, либо уже после принятия решения о приемлемости, но заявитель может прилагать справки, отчеты, результаты мониторингов различных общественных организаций при направлении жалобы или возражений на меморандум Правительства как доказательства своей позиции.

 

1.6.6 Дружественное урегулирование

 

При признании жалобы приемлемой также возможен и другой вариант разрешения дела без вынесения решения по существу. Статья 38 часть 1 пункт (Ь) Конвенции предусматривает возможность заключения мирового соглашения (friendly settlement). Эта процедура является конфиденциальной, то есть само мировое соглашение не публикуется, в информационной системе Европейского Суда публикуется только информация о том, что стороны заключили такое мировое соглашение.

Формально, статья 38 Европейской Конвенции и статья 62 Регламента Суда говорят о том, что любая из сторон может выступить инициатором дружественного урегулирования, но, как правило, с этой инициативой выступает сторона государства.

Поскольку процедура является конфиденциальной, ее форма, условия, другие вопросы дружественного урегулирования обсуждаются применительно к конкретному делу.

 

1.6.7 Разбирательство в Европейском Суде

 

Разбирательство в Европейском Суде может быть письменным или устным. Чаще проводится письменное разбирательство. Разбирательство проводится в два этапа: разбирательство на предмет приемлемости с вынесением решения о приемлемости жалобы, и затем вынесение решения по существу. Письменная процедура разбирательства проходит без участия сторон, точнее стороны представляют свои письменные объяснения, и на их основе выносятся решения.

Проведение устного разбирательства зависит от важности рассматриваемого дела.

На этапе коммуникации, как правило, Европейский Суд запрашивает стороны о том, какое разбирательство - письменное или устное, они считают наиболее приемлемым для себя, но решение этого вопроса остается на усмотрение Европейского Суда, который, исходя из собственных критериев, определяет порядок разбирательства.

Если Европейский Суд решает провести устное слушание, то он извещает об этом стороны заранее, но срок извещения зависит от процедуры по конкретному делу.

Стороны также должны представить Суду свои письменные возражения и тексты своих устных возражений для того, чтобы переводчики могли адекватно переводить выступления сторон во время слушания. По сложившейся традиции непосредственно перед судебным заседанием стороны встречаются с Президентом Суда, который определяет очередность выступления предоставленной стороне и временные рамки слушания.

Во время устного слушания стороны представляют свою позицию по делу. Каждой из сторон отводится не более 30 минут для выступления. После выступления сторон судьи вправе задать вопросы одной из сторон или обеим сторонам. Суд может предоставить время для подготовки ответов, но оно ограничено 15-20 мин. После ответов на вопросы сторонам предоставляется право реплики. Обычно стороны выступают на одном из официальных языков Совета Европы, то есть на английском или французском, но в редких случаях сторонам может быть позволено выступать на своем родном языке.

Суд вправе также пригласить свидетелей и экспертов для дачи показаний, если это необходимо.

 

1.6.8 Судебные акты Европейского Суда по правам человека

 

Решения и постановления Европейского Суда включают несколько разделов. В вводной части указывается наименование дела, его номер, состав Палаты, представители сторон, сведения о заявителе, процедура прохождения жалобы в Суде. В описательной части излагаются обстоятельства дела, как они представлены заявителем, а также внутреннее законодательство страны, если оно важно для разрешения дела.

В резолютивной части постановления Европейского Суда указано, какие именно статьи и части Европейской Конвенции, гарантирующие права человека, были признаны нарушенными, а какие нет, а также какие именно вопросы Суд счел излишним рассматривать, так как рассмотрел эти вопросы в других частях. Кроме того, в резолютивной части указывается, какая именно справедливая компенсация присуждена заявителю, а также размер возмещения расходов на юридические услуги.

Решения и постановления готовятся и публикуются на английском или французском языках. Официальные тексты решения или постановления направляются сторонам.

 

1.6.9.Исполнение решений Европейского Суда по правам человека

 

Отличительным признаком Европейской системы защиты прав человека является контроль за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека. Функция контроля принадлежит Комитету Министров Совета Европы, который решает все вопросы, связанные с деятельностью самой организации и вопросы межгосударственного сотрудничества.

Заседания, посвященные контролю за исполнением решений Европейского Суда, проводятся обычно 1 раз в 3 месяца, то есть 4 раз в год. Постановление, которое констатирует нарушение прав человека, обсуждается Комитетом Министров на ближайшем заседании, а затем выносится на повестку дня, как правило, каждые 6 месяцев, если исполнение решения не требует большей срочности. По мере рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решений Комитет Министров может выносить предварительные резолюции, в которых излагается позиция Комитета по вопросам исполнения решений Суда. После исполнения решения Комитет выносит закрывающую дело резолюцию.

Исполнение решений Европейского Суда может включать три компонента: выплата справедливой компенсации и возмещение судебных издержек, принятие мер индивидуального характера, осуществление мер общего характера.

Выплата справедливой компенсации и возмещение судебных издержек предусматриваются непосредственно решением Суда, в котором определяется их размер. Справедливая компенсация и судебные издержки должны быть выплачены жертве нарушения прав человека в течение 3-х месяцев с момента вынесения окончательного решения. В том случае, если государство не делает этого, компенсация должна будет выплачиваться с начислением процентов на уровне процентной ставки Центрального банка страны. Практика исполнения судебных решений показывает, что эта часть судебных постановлений, как правило, исполняется государствами без длительных задержек.

Что касается мер индивидуального характера, то они могут быть различными, и это зависит от конкретного дела. Во многих случаях восстановление права через принятие мер индивидуального характера невозможно, например, в случае смерти заявителя.

Меры общего характера, как правило, затрагивают изменение законодательства или судебной и административной практики.

 

 


[1] Данные взяты с официального сайта ЕСПЧ: www.echr.coe.int

[2] Цит. по: Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №2. С. 163.

 

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №14. С. 151

[4] Протокол № 6 не ратифицирован Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.