Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Беседа и анкетирование
Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Особенно информативной может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.
Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:
· корректное информирование о проблеме;
· анамнестические сведения;
· любимые занятия ребенка дома;
· предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др.;
· отношения с родственниками;
· отношения с другими людьми и т. д.
Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семейной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.
Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преимущества этого метода заключаются в значительной экономии времени, которого и так зачастую не хватает у психолога ДОУ. Но использование анкетирования ни в коем случае не исключает беседу с родителем.
Проективные техники психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники. Как правило, цель диагностики в них замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Так, в инструкции к тесту «Несуществующее животное» испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его подходящим именем. Кроме того, применение рисуночных тестов не имеет ограничений по возрасту.
Диапазон диагностических возможностей теста «Несуществующее животное» достаточно широк, в частности его применение может быть направлено на диагностику агрессивности. Степень выраженности агрессивных тенденций будет определяться количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, острые клювы, зубы, иглы и др. Методика «Несуществующее животное» может быть использована в качестве метода экспресс-диагностики склонности к агрессивным формам поведения. И поскольку по составу данный тест является ориентировочным, он не может быть использован как единственный метод и требует объединения с другими методами или тестами для формирования батарейного инструмента исследования.
В ряду методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения нельзя не назвать тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, который получил распространение под названием «Методика изучения фрустрационных реакций». Детский вариант данного теста может быть адекватно использован на детях в возрасте 6-12 лет.
Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики
агрессивности.
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка.
В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Основные направления работы, методы и техники коррекционного воздействия представлены в таблице:
Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями
| Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей
| Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей
| Снижение уровня личностной тревожности
| Коррекция агрессивного поведения детей
| Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом
| Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
| Развитие позитивной самооценки
|
Характерологические особенности ребенка
| Направления коррекционной работы
| Методы и техники терапевтического воздействия
| 1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих
| Снижение уровня личностной тревожности
| 1)релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;
2)работа со страхами;
3)ролевые игры
| 2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии
| Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии
| 1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;
2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);
3) рисование, лепка эмоций;
4) пластическое изображение эмоций;
5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;
6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;
7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния;
8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), когда…»
9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
| 3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих
| Развитие позитивной самооценки
| 1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;
2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);
3) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков
| 4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий
| Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом
| 1) выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);
2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;
3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;
4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев;
5) «письма гнева»;
6) «галерея негативных портретов»;
7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации
| 5. Слабый контроль над своими эмоциями
| Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом
| 1) релаксационные техники - мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;
2) перевод деструктивных действий в вербальный план(«остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);
3) ввод правила: «посчитай до, 10 прежде чем перейдешь к действию»;
4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;
5) сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;
6) осознание своего гнева через сенсорные каналы(на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);
7) осознание своего гнева через телесные ощущения(сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль)
| 6. Ограниченный набор поведенческих реакций на проблемную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения
| Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении
| 1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке);
2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;
3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;
4) использование игр, направленных на сотрудничество;
5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;
6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.);
7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;
8) ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;
9) включение ребенка в спортивные командные игры(канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил)
| 7. Работа с родителями и педагогами
| Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей
| 1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;
2)обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемамрегуляции психического равновесия;
3) обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;
4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;
5) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;
6) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;
7) включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий
|
Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту.
После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки. Хочется еще раз отметить, что работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5—6 человек. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1—2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста – не более 40 минут.
Рассмотрим подробнее основные направления работы, которые представлены в таблице:
|