Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ экспериментальных данных по исследованию взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста






На основании результатов изучения самооценки, общая выборка была разделена на 3 группы: «Группа - 1», состоящая из 12 детей с низким уровнем самооценки; «Группа - 2» из 22 детей с нормальной самооценкой; «Группа – 3» из 19 детей с высоким уровнем самооценки. После этого усредненные показатели групп, по выше перечисленным методикам, были подвергнуты сравнительному анализу по t-критерию Стьюдента. При этом достоверными считались различия с вероятностью ошибки p< =0, 05.

При анализе экспериментального исследования, все полученные результаты были преобразованы в порядковую шкалу, т.о. мы получили таблицу с числовыми показателями тревожности.

Таблица числовых показателей тревожности по использованным методикам.

Методики Уровни тревожности Числовые показатели тревожности
  «ТДА» Пониженный 0 – 1
Нормальный 2 – 5
Повышенный 6 – 7
Высокий 8 – 14
  «РНЖ» Нормальный  
Повышенный  
Высокий  
  «ДДЧ» Нормальный  
Повышенный  
Высокий  
  «Филлипс» Нормальный 0 – 50
Повышенный 50 – 75
Высокий 75 – 100

 

При сравнительном анализе результатов у нас получились следующие данные, по группам с низкой, нормальной и высокой самооценкой, которые представлены в таблицах.


Таблица средних показателей по t-критерию Стьюдента по группам с низкой («Группа-1») и нормальной самооценкой («Группа-2»)

Показатели тревожности Средние показатели по «Группе-1» Средние показатели по «Группе-2» Уровень достоверности (различия достоверны при p< =0, 05
По тесту «ТДА» 7, 17 4, 05 0, 0000
По проективной методике «РНЖ» 2, 42 1, 55 0, 0000
По проективной методике «ДДЧ» 2, 42 1, 50 0, 0000

 

Сравнение средних показателей тревожности по тесту «ТДА» группа детей с низкой самооценкой имеет достоверно более высокую тревожность, чем группа с нормальной самооценкой. Эти данные так же подтверждены проективной методикой «РНЖ», который позволяет говорить о наличии низкой самооценки и выводит параметрический показатель выраженности тревожности. По проективной методике «ДДЧ» так же можно утверждать, что у детей с низкой самооценкой показатель тревожности значительно выше, чем у детей с нормальной самооценкой.

Для того чтобы убедиться, что существует достоверная взаимосвязь между тревожностью и самооценкой личности у младших школьников, по данным методикам, проанализируем усредненные показатели по группам с высокой самооценкой («Группа-3») и нормальной самооценкой («Группа-2»).

Таблица средних показателей по t-критерию Стьюдента по «Группе-3» и «Группе-2»

Показатели тревожности Средние показатели по «Группе-3» Средние показатели по «Группе-2» Уровень достоверности (различия достоверны при p< =0, 05)
По тесту «ТДА» 2, 21 4, 05 0, 0008
По проективной методике «РНЖ» 1, 00 1, 55 0, 0000
По проективной методике «ДДЧ» 1, 00 1, 50 0, 0001

 

Данная таблица показывает, что существуют достоверные отличия у групп с высокой и нормальной самооценкой по уровню тревожности, у «Группы-3» уровень тревожности значительно ниже, чем у «Группы-2».

Взаимосвязь тревожности и самооценки мы отслеживали так же по тесту школьной тревожности Филлипса.

Таблица средних показателей по t-критерию Стьюдента по «Группе-1» и «Группе-2»

Показатели Средние показатели по «Группе-1» Средние показатели по «Группе-2» Уровень достоверности (различия достоверны при p< =0, 05)
Общая тревожность в школе 68, 17 49, 36 0, 0004
Переживание социального стресса 47, 25 35, 18 0, 0228
Фрустрация потребности в достижении успеха 45, 83 34, 91 0, 0590
Страх самовыражения 53, 83 37, 55 0, 0028
Страх ситуации проверки знаний 71, 92 51, 09 0, 0040
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 40, 00 29, 09 0, 0478
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 33, 33 27, 27 0, 2070
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 59, 25 37, 77 0, 0050

 

Группа с низкой самооценкой имеет тревожность значительно выше, чем группа с нормальной самооценкой. Взаимосвязь низкой самооценки и высокой тревожности можно уловить в следующих факторах: общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы); переживание социального стресса (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками); страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей); страх проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей); страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок); проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка).

Так же нами были проанализированы усредненные показатели школьной тревожности по тесту Филлипса по «Группе-3» и по «Группе-2».


Таблица средних показателей по t- критерию Стьюдента по «Группе-3» и по «Группе-2».

Показатели Средние показатели по «Группе-3» Средние показатели по «Группе-2» Уровень достоверности (различия достоверны при p< =0, 05)
Общая тревожность в школе 29, 42 49, 36 0, 0001
Переживание социального стресса 22, 26 35, 18 0, 0020
Фрустрация потребности в достижении успеха 19, 00 34, 91 0, 0004
Страх самовыражения 17, 00 37, 55 0, 0000
Страх ситуации проверки знаний 30, 21 51, 09 0, 0011
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 29, 47 29, 09 0, 9409
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 25, 26 27, 27 0, 6275
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 25, 05 37, 77 0, 0051

 

Данная таблица показывает, что у «Группы-3» показатель тревожности значительно ниже, чем у «Группы-2» в ситуациях: общей тревожности в школе; переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний.

Наши исследования показали, что большинство детей младшего школьного возраста испытывают чувство страха по отношению к тем или иным сферам жизни. В свою очередь страхи оказывают значительное влияние на самооценку детей младшего школьного возраста. Особенно много страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Это в свою очередь существенно сказывается на их успеваемости и самооценке. Самым распространенным из страхов по отношению к учебной деятельности является страх ситуации проверки знаний. Такие показатели как высокая тревожность и низкая самооценка могут привести к тому, что эти дети чаще входят в число наименее популярных, так как часто крайне не уверены в себе, замкнуты, малообщительны, или же напротив, сверх общительные, назойливые, озлобленные. Причиной их не популярности является безынициативность из-за неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе, чувство неполноценности либо агрессивности. Такой ребенок нередко становится эгоцентричным, отчужденным, будет обижаться, жаловаться, фальшивить и обманывать. Это может способствовать формированию у него отрицательного отношения к детям, к людям вообще, мстительности, враждебности, стремления к уединению. Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Они слишком неуверенны в себе, обладают низкой самооценкой, а это очень серьезное нарушение, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальному поведению. Таким детям очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не в состоянии сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут оценки от взрослого. Низкая самооценка как правило, бывает связана с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо ведет себя. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Так же не уверены в себе и родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводит к низкой самооценки у ребенка.

 

 

Вывод

 

Таким образом наши исследования показали, что дети с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонны воспринимать угрозу своей самооценки. Это подтверждено методиками: «ТДА», «РНЖ», «ДДЧ», тест школьной тревожности Филлипса, методика исследования самооценки «Лесенка». Как правило, у тревожных детей формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Исходя из выше изложенного, мы приходим к выводу, что наша гипотеза подтвердилась и самооценка ребенка младшего школьного возраста взаимосвязана с наличием у него тревожности.


Заключение

В настоящее время все больше возрастает число, событий, условий, ситуаций, объектов, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция. Устойчивые страхи могут перейти в личностное состояние – тревожность. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не в состоянии справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера и снижению самооценки, что в последствии сказывается на всей жизни человека.

Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Страх – это одно из средств познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и критичному отношению к ней. Страх, таким образом, выполняет определенную социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности.

Страхи детей – это нормальное явление в их развитии. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей.

Младший школьный возраст – это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни. В то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страха «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают.

Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Существует множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны).

Известно, что почти за всеми страхами детей стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, поэтому профилактика страхов состоит прежде всего в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность.

Исходя из наших исследований, мы пришли к выводу, что дети с повышенным уровнем тревожности, а именно, с личностной тревожностью склонны воспринимать угрозу своей самооценки. Как правило, у нее формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Таким образом, наша гипотеза о взаимосвязи страхов и самооценки у детей младшего школьного возраста подтверждена.


Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.

2. Асламов А.Г. Психология личности.- М., 2002.

3. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2002.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.

6. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? - М., 1986.

7. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика – М., 1996.

8. Волокитина М.Н. Очерки психологии младшего школьника.- М., Изд-во АПН РСФСР, 1995.

9. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 №2.

10. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л., 1990.

11. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1996.

12. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 №5.

13. Джемс У. Психология.- М., 1991.

14. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.

15. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993.

16. Изард К. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 1999.

17. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

18. Левис Ш. Ребенок и стресс.- М.: Владос, 1996.

19. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М., 1990.

20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.- В сб.: Эмоциональный стресс. – Л., 1970.

21. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. – М.: Школа-Пресс, 1996.

22. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 1997.

23. Мартыненко О.Б. Происхождение страхов у детей // Журнал прикладной психологии. 2003 №2.

24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

25. Овчарова Р.В. Практическая психология – М.: Т.Ц. Сфера, 1996.

26. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: Академия, 1995.

27. Практическая психология образования. Под редакцией И.В. Дубровиной.- М.: ТЦ Сфера, 1997.

28. Прохоров А.О. взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 №6.

29. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Колыбель неврозов. - М., 1988.

30. Психология детства. Под редакцией А.А. Реана – СПб.: Прайм-евро-знак. 2003.

31. Психология. Словарь. Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е издание.- М.: Политиздат, 1990.

32. Психоанализ детской сексуальности \ З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг и др. Под ред. В.А. Лукова.- СПб.: Союз, 1997.

33.Подгорный И.С. Эмоции, страх, стресс.// Вопросы психологии.- 1989 №4.

34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Владос, 2000 Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста.

35. Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий Г.Р. Психология и педагогика – М.: РЭА, 1999.

36. Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.

37. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М., 1972.

38. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003.

39. Степанова Е. Как выявить и предупредить детские страхи // Дошкольное воспитание. 1997 №5.

40. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р-н-Д.: Феникс, 1996.

41. Субботинский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

42. Степанов С.С. Азбука детской психологии.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

43. Тиллих П. Теория Культуры. – М., 1995.

44. Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности.- СПб.: Питер, 1999.

45. Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991.

46. Чистякова М. Психогимнастика. – М.: Олма-пресс, 2003.

47. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. - М., 1996.

48. Шишова Т. Как помочь маленькому трусишке? // Семья и школа.- 1997. №4.

49. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?.- М., 1988.

50. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.- М., 1981






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.