Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и принципы налогового администрирования






Глава 1. Теоретические основы организации системы налогового администрирования

 

Сущность и принципы налогового администрирования

 

Понятие «Налоговое администрирование» получило широкое распространение с 2000 года, когда был опубликован ряд работ по раскрытию его содержания. Относительная новизна данного понятия и рассмотрение налогового администрирования как одного из основных направлений современной налоговой политики России актуализирует исследование его сущности и принципов.

Понятие «налогового администрирования» раскрывается в работах Л.И. Гончаренко, А.З. Дадашева, Т.В. Игнатовой, А.Б. Золотаревой, Т.Н. Клементьевой, В.А. Красницкого, А.В. Лобанова, А.И. Пономарева и других. При этом различные авторы вкладывают в это понятие разный смысл.

Часть авторов определяют налоговое администрирование как деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами.

Так, по мнению А.З. Дадашева и А.В. Лобанова, «налоговое администрирование как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

Целью налогового администрирования, таким образом, является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля» [20, с. 3].

Также встречается фактическое отождествление понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой».

Так Т.Н. Клементьева определяет налоговое администрирование как урегулированная нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленная на реализацию эффективной налоговой политики [25, с. 7].

Эти авторы рассматривают понятие налогового администрирования в «узком» смысле.

Надо отметить, что в терминологии действующего Налогового кодекса РФ «…«налоговое администрирование» подается просто как свод требований, предписаний и санкций, установленных Налоговым кодексом в отношении действий налогоплательщиков – а не как система управления налоговыми отношениями, включающая в себя управление налоговым процессом в целом, регулирование отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками и осуществление связей с налоговыми органами других стран» [20, с. 3].

Другая часть авторов определяют налоговое администрирование в «широком смысле». Так А.Б. Золотарева отмечает что «термин «администрирование» обозначает не только процессы контроля, но и процессы комплексного управления соответствующей сферой» [25, с. 7].

Заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ Л.И. Гончаренко рассматривает содержание налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, по ее мнению, оно является и органической частью управления налоговой системой.

А.И. Пономарев, Т.В. Игнатова, М.А. Богатырев также придерживаются широкого определения налогового администрирования, к тому же учитывающего связи с налогоплательщиками.

Налоговое администрирование – «это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиками в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования, ролями рынка и государства в воспроизводственном процессе. Данное определение шире, чем деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля» [23, с. 25].

Таким образом, налоговое администрирование – это комплексное понятие, требующее системного подхода. Отсюда отличие в понимание его содержания: от «широкого» – управление налоговой системой и налогообложением в целом до «узкого» – деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

В выпускной квалификационной работе будем придерживаться широкого определения понятия налогового администрирования.

В основе администрирования налоговой системы – нормативные правовые акты (налоговое законодательство), организация практической деятельности и контроль.

Наряду с налоговой политикой государства факторами, влияющими на формирования налогового администрирования выступают: социально-экономический, правовой и институциональный.

Под влиянием институционального фактора определились основные принципы функционирования налогового администрирования.

Основные принципы, присущие системе налогового администрирования, представлены на рисунке 1.

От степени соблюдения субъектами налогового администрирования основных принципов функционирования органов государственного управления зависит эффективность принимаемых решений.

Рисунок 1 – Принципы налогового администрирования

 

Целью налогового администрирования является достижение максимально возможного эффекта для бюджетной системы в отношении налоговых поступлений при минимально возможных затратах, в условиях оптимального сочетания методов и форм налогового администрирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.