Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хоровод






 

Дети и взрослые образуют вокруг Масленицы два круга. Оба круга водят хоровод, но при этом движутся в противоположных направлениях. Масленица пытается вырваться сначала из маленького круга, а затем – из большого. У неё это долго не получается. Когда Масленице, наконец, удаётся выбраться из кругов, она разбивает большой хоровод и уводит его «змейкой». «Змейка» из большого хоровода уводит за собой ребят из малого хоровода. По пути «змейка» прихватывает с собой гостей праздника и детей, не участвовавших в хороводе.

Покружив какое‑ то время по залу, " змейка" распадается, и все пляшут кто во что горазд. Масленица тоже пляшет, кружится и в изнеможении опускается на землю, раскинув руки в стороны, охая и смеясь. Скоморохи подбегают к Масленице и подхватывают её под руки.

Ведущий.

 

Эй, Масленица дорогая,

Жизнь с тобой совсем другая:

Можно вкусно есть и пить,

Бегать, прыгать и шутить!

 

В качестве альтернативы хороводу вокруг Масленицы можно провести хороводную игру «Лакомка».

 

Хороводная игра «Лакомка»

 

Дети и взрослые образуют круг. В центре хоровода стоят 4 девушки, которые взялись за руки и подняли их вверх. Это «ворота», через которые проходят все участники хоровода. Если девушки поднимают руки – «ворота» открыты, если опускают руки вниз – «ворота» закрыты.

Участники хоровода идут по кругу, время от времени проскальзывают через " ворота", и нараспев произносят следующие слова:

 

" А мы Масленицу встречали,

Встречали, люли, встречали.

Мы сыр с маслицем починали,

Мы блинами гору устилали,

Сверху маслицем поливали.

Как от сыра гора крута,

А от масла гора ясна".

 

На последних словах девушки закрывают «ворота» и считают количество участников, которые остались в центре. Если девушки закрыли «ворота», поймав 5 человек, то участники хоровода говорят: «Пять блинов, ели, ели, не наелись». Пойманные пять человек встают вместе с девушками в круг, – и таким образом, «ворота» становятся шире. Игра продолжается до тех пор, пока в центре будет не больше участников, чем во внешнем кругу хоровода. В завершение игры участники говорят, например: «Тридцать блинов ели, ели – и наелись. Всё!»

1‑ й скоморох.

 

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

 

2‑ й скоморох.

 

Ну, а с чего нам начинать:

Иль песни петь, или играть?

 

Все.

 

Играть!

 

Скоморохи вместе с Масленицей и ведущим проводят фольклорные игры, точнее, их адаптированные варианты. Предварительно участники праздника разбиваются на 2 команды, состоящие как из детей, так и из взрослых.

 

Игра «Перетягивание каната»

 

Ведущий. Испокон веков славилась Масленица своими играми и потехами. Во время праздника пели

и плясали, катались на русских тройках и санях, лепили из снега настоящие скульптуры, устраивали кулачные бои. Предлагаю и вам, ребята, померяться силой, испытать свою удаль молодецкую.

Команды берутся за концы каната и тянут каждая свой конец на себя. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат на свою сторону. Зрители игры словами и жестами активно подбадривают ту команду, за которую болеют. Как правило, игра проходит очень громко и весело.

 

Игра «Петушиные бои»

 

1‑ й скоморох. Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться да затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные.

2‑ й скоморох. И мы приглашаем самых сильных посостязаться между собой.

В игре принимают участие 2 игрока – по одному самому сильному игроку от каждой команды. Вокруг игроков чертят круг диаметром не менее 2 м. Каждый игрок поджимает свою левую ногу. Прыгая на правой ноге и держа руки за спиной, игрок должен постараться вытолкнуть из круга противника. При этом сам игрок следит за тем, чтобы не оступиться и не упасть. Если тот или иной игрок становится на две ноги, его признают побеждённым. Если оба игрока выйдут из круга, то победа не присуждается никому.

 

Игра «Бег в мешках»

 

1‑ й скоморох.

 

А вот ещё одна забава –

Победителя ждет слава!

 

2‑ й скоморох.

 

Кто в беге в мешках победит,

Того Масленица наградит.

 

Между двумя командами проводится бег в мешках на заданную дистанцию. Игра проводится в виде эстафеты. Побеждает та команда, которая закончит эстафету первой.

 

Игра «Плетень»

 

Скоморохи.

 

Веселей, господа!

Подбегайте сюда!

В игру включайтесь –

Развлекайтесь!

 

Игроки каждой команды, взявшись крест‑ накрест за руки, образуют 2 плетня, один напротив другого. Игроки одного плетня медленно приближаются к стоящей напротив команде и кланяются ей, после чего спиной отходят на своё место. Игроки второго плетня подходят к первой команде, тоже кланяются и отходят назад. Когда обе команды совершат «обряд приветствия», игроки по сигналу Масленицы разбредаются по игровой площадке и опять же по сигналу бегут на свои места и образуют плетень. Выигрывает та команда, которая построится быстрее другой. Игра повторяется, пока не надоест.

 

Игра «Взятие Снежного городка»

 

Ведущий. В субботу масляной недели из снега лепили стены Снежного городка. Играющие делились на две команды – пеших и конных. Конные атаковали город, а пешие, вооружённые мётлами, защищали его. Штурмуя Снежный городок, игроки лепили из снега снежки. Если конным удавалось прорваться сквозь пеших и въехать в ворота Снежного городка, это означало, что они взяли городок. Победителя купали в проруби, после чего всех игроков угощали чаем с блинами. Предлагаю вам сыграть в интеллектуальный вариант этой забавы.

1‑ й скоморох.

 

Кто много читает,

Тот много знает!

 

2‑ й скоморох.

 

А кто много знает,

Тот и побеждает!

 

Одна команда располагается напротив другой. Задача игроков – по очереди перебрасывать друг другу мячик, произнося на каждом броске название какого‑ нибудь города. Название очередного города должно начинаться с той буквы, на которую заканчивалось название предыдущего города. (Для детей 1–2 классов это требование необязательно.) Произносить ранее прозвучавшие названия городов запрещено! Игрок, который при получении мячика, не называет города, выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой к концу игры останется больше игроков.

Масленица. Ну, уморили меня! Ну, повеселили! Хороводом и играми встретили. А я вас за это блинками попотчую.

Выходит мальчик в русском народном костюме.

Мальчик.

 

Как на Масленой неделе

Из трубы блины летели,

Уж блины, блины мои,

Вы блиночки мои.

 

Мальчика сменяют 4 девочки и начинают наперебой рассказывать. 1‑ я девочка.

 

Столы стоят дубовые,

На них – скатёрки весёлые.

 

2‑ я девочка.

 

На скамейках‑ то ребятки сидят,

Лясы точат, угощеньица просят.

 

3‑ я девочка.

 

Сладкий медок по столам разливается,

Горками блины на столах румянятся,

С энтого‑ то боку режь,

Ан с другого боку – макай и ешь.

 

4‑ я девочка.

Ой, а я‑ то хороша, на окошке ложку забыла!

Девочек сменяет ещё один мальчик. Мальчик.

 

У меня есть младшая сестрица,

Печь блины‑ то мастерица.

Напекла их кучек шесть.

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И блины‑ то все поели.

 

Скоморохи.

 

Хорошие были блины!

 

Выходят девочка и мальчик и исполняют песенку о блинах (на мотив песни «Ах, вы лапти, мои лапти»).

 

Песня о блинах

Как на масляной неделе

Из печи блины летели.

 

Ой, блины, мои блины,

Блины масляные!

 

Как на масляной неделе

Со стола блины летели.

 

Ой, блины, мои блины,

Блины масляные!

 

Как на масляной неделе

Животы у всех болели.

 

Ой, блины, мои блины,

Блины масляные!

 

Следующим выходит мальчик в русском народном костюме и читает шуточное стихотворение о чае.

Мальчик.

 

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил луку, перцу

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он сильно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом‑ то догадался,

Что забыл я посолить.

 

Если у Масленицы есть свита, то все вышеперечисленные номера могут исполнить звери из масленичной свиты.

Масленица. Приглашаю вас к столу, гости дорогие! Откушайте моих блинов да чаю!

 

Вкусностей припасено,

Нажарено, напечено

Всяческих разностей

Для весёлой праздности!

 

Масленица, ведущий и скоморохи приглашают детей и их родителей отведать блины.

1‑ й скоморох.

 

Масленица, не скупись,

Масленым блином поделись!

 

2‑ й скоморох.

 

Где блины – туда и мы!

 

Праздник продолжается чаепитием с блинами. Где‑ то в середине чаепития Масленица прощается с ребятами.

Ведущий.

 

Прощай, Масленица!

Прощай, ясная!

А уж празднуем

Не напрасно мы!

 

1‑ й скоморох.

 

Уж мы песенок попели

И блиночков мы поели.

 

2‑ й скоморох.

 

Может, семь, а может, восемь,

Но ещё сейчас попросим!

 

Праздничное чаепитие продолжается.

После чаепития с блинами можно устроить обряд прощания с зимой, который заключается в ритуальном сожжении соломенного чучела. Сжигают чучело, естественно, на улице.

Ведущий. По старинному русскому обычаю зиму провожали – соломенную Масленицу сжигали. Но перед тем, как проститься с Масленицей, давайте вспомним о древнем обычае. В последний день масленой недели люди просили друг у друга прощения. Давайте и мы поклонимся друг другу и тихо скажем: «Прости!».

Дети и взрослые кланяются друг другу и говорят " Прости! ".

Затем вслед за ведущим все участники праздника выходят на улицу и образуют хоровод вокруг соломенной куклы. Участники обряда ходят вокруг горящей куклы и распевно приговаривают:

 

" Масленицу провожаем –

Весну‑ красну встречаем".

 

В завершение праздника скоморохи прощаются с ребятами. 1‑ й скоморох.

 

До свиданья, до свиданья,

До свиданья через год!

Через год на это место

Приходи, честной народ.

 

2‑ й скоморох.

 

Будут снова чудеса,

Будут развлечения,

А теперь прощаемся

Все без исключения!

 

Сценарий весенней викторины (для 3–4 классов)

 

Основу сценария этого весеннего праздника составляет биологическая викторина. В качестве ведущего выступает Викторина (в исполнении взрослого).

В начале праздника учительница представляет Викторину, которая специально пришла проверить знания ребят.

Викторина. Здравствуйте, мальчики и девочки! Я принесла вам много вопросов и заданий о природе. Справитесь с ними – молодцы. Не справитесь – ничего страшного! Хотя я уверена, что вам мои задания не покажутся слишком сложными. Ваша учительница предупредила меня, что мне предстоит дело с очень умными и дружными ребятами. Но для начала скажите мне, пожалуйста, любите ли вы природу?

Дети отвечают.

Викторина.

 

Человек – хоть будь он трижды гением –

Остаётся мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава.

Не стыдитесь этого родства.

Вам даны до вашего рождения

Сила, стойкость, жизненность растения.

 

Учительница.

 

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни!

 

1‑ й ученик.

 

Все‑ все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

 

Ученица.

 

Нужны все на свете!

Нужны все подряд:

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

 

2‑ й ученик.

 

Да, если мы с кем‑ то

Не очень дружны,

Мы всё‑ таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто‑ нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

 

Викторина.

Ай, да молодцы! С такими ребятами можно и в огонь, и в воду, не то что на викторину! Но разрешите вам представить моих " помощников".

Викторина представляет членов жюри, которые будут оценивать игры. Это могут быть старшеклассники и родители.

Викторина. Итак, начинаем биологическую викторину. Удачи вам, мои юные натуралисты!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.