Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем сущность правового регулирования энергетической поли­тики Европейского Союза?




Энергетика представляет собой важнейшую промышленную ин­фраструктуру, без которой сегодня немыслимо устойчивое социаль­но-экономическое развитие Европейского региона. Топливно-энер-гетический комплекс всегда был самым уязвимым звеном экономи­ки стран Западной Европы, поэтому частичная интеграция в этой области осуществлялась изначально с появлением Сообществ в рам­ках ЕОУС и Евратома. Энергетический кризис начала 1970-х, вы­званный нехваткой энергоресурсов, еще раз подтвердил необходи­мость совместных скоординированных усилий государств — членов Сообщества в данной сфере. Однако к серьезным практическим ме­роприятиям по интеграции в области энергетики государства-члены пришли только с созданием внутреннего рынка.

В мае 1988 г. Комиссия в своем Рабочем документе, озаглавлен­ном как «Внутренний энергетический рынок», определила создание внутреннего энергетического рынка в качестве важнейшей цели рас­ширения общего рынка и представила план поэтапной либерализа­ции энергетического сектора экономики государств-членов. Данный план, предусматривавший координацию цен на энергоносители на уровне Сообщества и введение общих для государств-членов правил транзита электричества и газа через их территорию, был в целом осу­ществлен в начале 1990-х гг.

Кроме мероприятий по формированию внутреннего энергетиче­ского рынка, в 1990-е гг. Сообществом были проведены также меры, направленные на стимулирование инвестиций в энергетический сек­тор, обеспечение надежности поставок энергоресурсов, поддержки энергоэффективности и режима экономии энергии, развитие и рас­ширение потребления энергии из альтернативных источников, со­хранение окружающей среды в процессах производства энергии и энергопотребления.

Основу деятельности Европейского сообщества в сфере энерге­тики закладывает сегодня п. «и» § 1 ст. 3 Договора о ЕС 1957 г., назы­вающий среди прочих направлений деятельности Сообщества «меро­приятия в области энергетики». Однако энергетическая политика ЕС не находит сегодня отражения среди политик Сообщества, приве­денных в части III учредительного договора. Компетенция ЕС в этой сфере реализуется преимущественно через ст. 95 Договора о ЕС, пре­дусматривающую проведение мер по сближению законодательства государств-членов в целях обеспечения функционирования внутрен­него рынка.

Определенное значение для энергетической политики ЕС приоб­ретают в последнее время положения ст. 154—156 раздела XV «Трансъевропейские сети» Договора 1957 г., которые в достаточно общих формулировках говорят о поддержке Сообществом проектов развития трансъевропейских энергетических инфраструктур. Меро­приятия Сообщества в области энергетики непосредственно сопри­касаются также со «свободами» движения товаров и услуг, экологи­ческой политикой ЕС, а поскольку энергетика является сферой есте­ственных монополий, то еще и с конкурентной политикой ЕС. Энергетика относится к совместным предметам ведения Европей­ского сообщества и государств-членов.



Ключевую роль для развития собственной энергетической поли­тики ЕС играют такие международные документы, как Европейская энергетическая хартия 1991 г. и Лиссабонский договор к Энергетиче­ской хартии 1994 г.

Важно также помнить о том, что правовые основы интеграции в области атомной энергетики осуществляются на основе положений Договора 1957 г., учреждающего Евратом.

Анализ энергетического законодательства Европейского Союза позволяет выделить несколько основных принципов осуществления энергетической политики ЕС:

— принцип недискриминации, который вытекает из общего прин­ципа недискриминации и для энергетической сферы означает, в пер­вую очередь, недискриминацию на энергетическом рынке, запрет на включение дискриминационных условий в договоры об энергоснаб­жении, возможности «доступа третьей стороны»;

принцип транспарентности, характеризующий прозрачность ситуации на внутреннем энергетическом рынке, возможность полу­чения информации потребителями об уровне цен на энергоносите­ли, а также наблюдения Сообществом за поставками и транзитом энергоресурсов;

принцип непричинения вреда окружающей среде, отражающий необходимость проведения превентивных мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении деятельности по энергоснаб­жению;



принцип учета социального фактора в энергетической полити­ке, требующий уделять внимание зависимости уровня безработицы в энергетике от конъюнктуры рынка, обеспечению безопасности ра­ботников в энергетическом секторе, повышенной социальной значи­мости услуг общеэкономического значения.

В целом необходимо Признать, что эти принципы одновременно являются и принципами энергетического права Европейского Союза как совокупности норм права Европейского Союза, регулирующих отно­шения, складывающиеся в процессах функционирования внутреннего энергетического рынка, обеспечения стабильности энергоснабжения, повышения энергоэффективности и развития альтернативных и возоб­новляемых источников энергии при учете целей достижения устойчиво­го развития и предотвращения изменения климата.

Современная структура рынка энергоснабжения расставляет приоритеты в правовом регулировании этой сферы. Снабжение электроэнергией, газо- и нефтеснабжение составляют основу энерге­тического рынка для стран ЕС сегодня, отодвигая далеко на задний план все другие инфраструктуры, в том числе и рынок угля. Также важнейшими приоритетами правового регулирования в этой области являются обеспечение надежности энергетического снабжения в Союзе, содействие энергетической эффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых видов энергии.

Важнейшим документом в сфере энергетической политики Евро­пейского Союза сегодня является первая общая программа действий Союза в этой сфере «Разумная энергия — Европе», учрежденная Ре­шением Европейского парламента и Совета № 1230/2003/ЕС от 26 июня 2003 г. Документ принят на период до 2006 г. Общая про­грамма действий в сфере энергоснабжения консолидировала в себе несколько уже существовавших ранее в этой области программ, та­ких как SAVE (повышение энергоэффективности и рационального использования энергии), ALTENER (поиск новых и использование возобновляемых источников энергии), STEER (поддержка энергети­ческих инициатив в транспортном секторе) и CQOPENER (поддерж­ка использования возобновляемых источников энергии в развиваю­щихся странах), действие которых завершилось в 2002 г.

Поддержка надежности энергоснабжения, интеграция энергети­ческой политики Европейского Союза в современную Союзную стратегию по устойчивому развитию, а также снижение зависимости внутреннего энергетического рынка от импорта энергии из разви­вающихся стран являются основными идеями первой многолетней программы действий Союза в области энергетики. Осуществление программы проводится за счет определения так называемых ключе­вых действий, охватывающих энергетические приоритеты, которые проводятся в четырех упомянутых секторах комбинировано или се­паратно, возможно также проведение ключевых действий по отдель­ным регионам Сообщества.

Лидирующая роль в реализации энергетической политики Евро­пейского Союза отведена Комиссии. Сегодня деятельность этого ин­ститута в сфере энергетики строится на основе приоритетов, обозна­ченных в Сообщении Комиссии от 23 апреля 1997 г. об общей пер­спективе энергетической политики и действий.

Функции Комиссии в этой области преимущественно концен­трируются на координации, надзоре и контроле деятельности участников энергетического рынка Союза. Так, например, Регламент (ЕС) № 736/96 от 22 апреля 1996 г. об уведомлении Комиссии об инвести­ционных проектах, затрагивающих интересы Сообщества в нефтя­ном, газовом секторах и секторе электроэнергии, требует раскрытия по крупным инвестиционным проектам в энергетическом секторе информации об инвесторах перед Комиссией.

В структуре Комиссии функционирует специальный департа­мент, курирующий вопросы европейской энергетики, — Генераль­ный директорат по вопросам транспорта и энергетики. Комиссией создан также ряд специализированных учреждений в этой сфере, та­ких как Европейский форум по транспорту и энергетике или Евро­пейская группа регулирования электричества и газа.

 


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал