Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что представляет собой Шестая программа действий Евро­пейского сообщества в области окружающей среды?




Опираясь на положения конституирующих документов, практи­ческая деятельность ЕС в области экологии строится на основе спе­циальной среднесрочной программы действий в отношении окружающей среды. Программа действий Сообщества в области окружаю­щей среды — это политико-правовой документ, определяющий приоритетные мероприятия организации на ближайшую перспективу и устанавливающий конкретные цели и задачи, достигнуть и выполнить которые Сообществу под силу исходя из современной ситуации.

За все время проведения Сообществом экологической политики было принято шесть таких программ. Первая из них появилась в 1973 г. Последующие экологические программы действий принима­лись соответственно в 1977 г. (Вторая программа), в 1983 г. (Третья программа) и в 1987 г. (Четвертая программа).

Фундаментальной по содержанию явилась Пятая программа дей­ствий Сообщества в области окружающей среды, принятая в 1993 г. и получившая название «В направлении устойчивости». Пятая про­грамма действий по окружающей среде взяла на вооружение ЕС кон­цепцию устойчивого развития, ставшую официальной стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса после про­ведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро (РИО-92).

Современная Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена решением Европейского парла­мента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г.

Утверждение новой программы определено было провести на ос­нове решения Европейского парламента и Совета, а не на основе ре­золюции Совета и представителей государств-членов, как это имело место при утверждении предыдущих экологических программ ЕС.

В целом принятие новой экологической программы ЕС заняло около полутора лет.

Как и планировалось, Шестая программа учреждена сроком на 10 лет, что отличает ее от предыдущих программ, которые охватывали меньший период времени. Первоначально планировалось ввести но­вую программу до 2010 г., однако из-за задержки принятия в оконча­тельном тексте было определено, что программа действует в течение 10 лет начиная с 22 июля 2002 г., т.е. до 21 июля 2012 г.

Новая программа экологических действий в целом направлена на обеспечение трех условий проведения экологических мероприятий Сообщества:

1) интеграции потребностей окружающей среды в различные направления деятельности ЕС и имплементации принципа экологи­ческой обусловленности деятельности Сообщества, изложенного в ст. 6 Договора об учреждении ЕС;

2) продолжения мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития;

3) проведения экологических мероприятий с расчетом на теку­щее и будущее расширение Европейского Союза, т.е. вступление в него новых государств.



 

Программа концентрирует внимание на четырех приоритетных сферах действий Сообщества на ближайшие годы, к которым отно­сятся:

— изменение климата;

— природа и биологическое разнообразие;

— окружающая среда, здоровье и качество жизни;

— природные ресурсы и отходы.

Шестая программа определяет как общие цели, задачи, принци­пы и стратегические подходы экологической деятельности ЕС на ближайшие 10 лет, так и конкретные цели, задачи и ключевые меро­приятия в упомянутых выше сферах. Программа также определяет основные задачи организации в сфере международного сотрудниче­ства по проблемам экологии и устанавливает критерии формулиро­вания экологической политики на основе обработки соответствую­щей информации и получения новых данных.

Программа учреждает специальные политико-правовые инстру­менты, на основе которых будут проводиться те или иные мероприя­тия в четырех приоритетных сферах, — тематические стратегии. Та­кие тематические стратегии должны содержать описание предложе­ний по решению тех задач Программы, ради которых они учреждены, и меры по их реализации.

Шестая программа намечает серьезную законотворческую рабо­ту, которую предстоит провести Сообществу и ее государствам-чле­нам в области окружающей среды.

В этой связи при определении Программой стратегических под­ходов к решению экологических задач делается специальный акцент на необходимости обновления соответствующего законодательства Сообщества, а также имплементации и обеспечения принудительной силой экологического законодательства ЕС. Последнее предусмат­ривает:



— совершенствование мер по повышению уважения экологиче­ских правил Сообщества и пресечение нарушений экологического законодательства;

— содействие совершенствованию процедур правопринужде-ния, инспекции, мониторинга экологического законодательства в государствах-членах;

— систематический обзор применения экологического законо­дательства в государствах-членах;

— обмен информацией о наилучшей практике по имплемента­ции законодательства ЕС.

Среди этих же подходов Программа особо выделяет необходи­мость становления законодательства ЕС об экологической ответст­венности и скорейшей ратификации Сообществом и государства­ми-членами Орхусской конвенции 1998 г.

К важнейшим законодательным мероприятиям, предусмотрен­ным Шестой программой экологических действий ЕС, в четырех приоритетных сферах можно отнести следующие.

В сфереизменения климата меры, заложенные в Шестой програм­ме, направлены на реализацию Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г.

В сфереприроды и биологического разнообразия Шестая програм­ма предполагает дальнейшую реализацию положений Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. и, в частности, Картахенского протокола о биологической безопасности к ней. Также предусматри­вается имплементация морских конвенций о защите морской среды от загрязнения и расширение применения Хабитат-директивы и Ди­рективы о защите птиц, в том числе и путем введения их положений в государствах-кандидатах.

В сфереокружающей среды, здоровья и качества жизни Программа предусматривает необходимость:

— учета во всех сферах законодательства Сообщества результа­тов оценки вредности химикатов;

— анализа эффективности применения законодательства, опре­деляющего правовые рамки использования пестицидов;

— ратификации международных конвенций об устойчивых ор­ганических загрязнителях, опасных химикатах и пестицидах и изме­нения в связи с этим Регламента Совета по экспорту и импорту неко­торых опасных химикатов;

— совершенствования применения положений Рамочной вод­ной директивы и Директивы о качестве воды для купания;

— совершенствования законодательства по шумовому загрязне­нию.

В сфереприродных ресурсов и отходов Шестая программа специ­ально подчеркивает необходимость пересмотра законодательства об отходах, которое уже давно нуждается в кодификации, включая зако­нодательство о сточных нечистотах, биодеградировавших отходах, об упаковке, батарейках и перевозке отходов, а также дополнения Ра­мочной директивы об отходах 1975 г.

Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды является центральным документом в области экологии на ев­ропейском континенте на ближайшее десятилетие. Учитывая мас­штабы предусматриваемых мероприятий и характер деятельности ЕС, в соответствии с Программой будут координироваться меро­приятия в сфере охраны окружающей среды не только госу­дарств-членов ЕС, но и государств-кандидатов, а также других стран Европы и европейских международных экологических организаций. Нет сомнений, что данный документ имеет большое значение и для России как участника европейских процессов в природоохранной сфере.

 


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал