Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какова компетенция Европейского Союза в области окружаю­щей среды?




Мероприятия в области окружающей среды осуществляются Ев­ропейским сообществом. Содействие высокому уровню защиты и улучшение качества окружающей среды сегодня являются одной из ключевых целей, стоящих перед Сообществом согласно ст. 2 Догово­ра о ЕС. Для ее выполнения в соответствии со ст. 3, наряду с другими направлениями деятельности, ЕС осуществляет деятельность по за­щите окружающей среды. Статья 6 Договора о ЕС идет еще дальше, закрепляя принцип экологической ориентированности деятельности ЕС: «Потребности окружающей среды должны быть интегрированы в определение и осуществление политики и деятельности Сообщест­ва, указанных в статье 3, особенно в целях содействия устойчивому развитию». Отсылочный характер нормы ст. 6 подчеркивает приори­тетное значение решения экологических задач Сообществом. Этому должна служить вся деятельность организации. Статья 6 устанавли­вает экологические пределы достижения экономических, социаль­ных и политических целей ЕС. Любая «общая политика» Европей­ского сообщества, любое направление интеграции должны исходить из учета потребностей окружающей среды.

Непосредственно определению компетенции в области окружаю­щей среды в Договоре о ЕС посвящены ст. 174—176 раздела XIX «Ок­ружающая среда», а также ст. 95.

Основные положения об экологической политике Сообщества содержатся в ст. 174 Договора о ЕС, в соответствии с которой поли­тика Сообщества в отношении окружающей среды имеет собствен­ные цели:

— сохранение, защиту и улучшение состояния окружающей среды;

— защиту здоровья людей;

— достижение разумного и рационального использования при­родных ресурсов;

— содействие на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам окружающей среды.

Параграф 2 ст. 174 указывает, что политика Сообщества в отноше­нии окружающей среды нацелена на «достижение высокого уровня за­щиты», и, таким образом, увязывает реализацию положений разде­ла XIX с достижением экологических целей, перечисленных в ст. 2 Договора о ЕС. Здесь же устанавливается важное положение о диффе­ренцированном характере деятельности ЕС по окружающей среде.

Экологическая политика проводится Сообществом с учетом специфи­ки проблем окружающей среды в каждом регионе Сообщества.

Статья 174 перечисляет принципы экологической деятельности ЕС — принцип превентивных действий, принцип предосторожности, принцип возмещения ущерба окружающей среде, принцип ответствен­ности загрязнителя (^загрязнитель платит»). В решении по делу Safety High-Tech Суд указал на то, что цели и принципы экологиче­ской политики ЕС, изложенные в ст. 174 Договора о ЕС, имеют нор­мативное значение. В соответствии с ними должно проводиться тол­кование нормативных актов Сообщества о защите окружающей сре­ды.



Параграф 3 ст. 174 закрепляет критерии, учитываемые при разра­ботке программ действий Сообщества в области окружающей среды.

В § 4 ст. 174 говорится и о внешних связях Сообщества в области экологии: «В рамках своей компетенции Сообщество и государст­ва-члены сотрудничают с третьими странами и международными ор­ганизациями». Договором Сообществу предоставляется возможность присоединяться к международным соглашениям по охране окружаю­щей среды, а также наряду с государствами-членами участвовать в экологической деятельности международных организаций.

«Уполномочивающей» статьей для действий по реализации поли­тики ЕС в отношении окружающей среды является ст. 175. Порядку принятия Сообществом экологических решений посвящены § 1—3. Положения о финансировании экологических мероприятий содер­жатся в § 4, 5 ст. 175 Договора о ЕС.

Положения раздела XIX о компетенции ЕС в области окружаю­щей среды дополняются нормами ст. 95 Договора о ЕС, которые пре­доставляют возможность Сообществу проводить мероприятия по сближению экологического законодательства государств-членов. Компетенция, предоставляемая ЕС согласно ст. 95, по своему харак­теру отличается от полномочий, предоставляемых Сообществу ст. 174 и 175.

С другой стороны, и ст. 95, и ст. 174 соответственно содержат по­ложения о том, что экологическая политика ЕС и деятельность Со­общества по сближению экологического законодательства госу­дарств-членов должны осуществляться в соответствии с экологиче­скими целями деятельности ЕС. Такую ситуацию можно обозначить как дуализм компетенции Европейского сообщества в области охраны окружающей среды.



Договор о ЕС в ряде своих положений наряду с полномочиями Сообщества определяеткомпетенцию государств-членов в области ок­ружающей среды. Параграф 4 ст. 175 устанавливает, что «государст­ва-члены финансируют и осуществляют политику в области окру­жающей среды» без ущерба для совместных мероприятий. Согласно 14 абзацу второму § 4 ст. 174 государства-члены могут независимо от деятельности ЕС на международной арене вести международные пе­реговоры и заключать международные соглашения в области окру­жающей среды.

Статья 176 Договора о ЕС позволяет государствам-членам вво­дить более строгие природоохранные меры, нежели предусмотрен­ные правом Сообщества, либо сохранять таковые, если они сущест­вовали до вступления государства в Европейский Союз (как, напри­мер, это имеет место в Австрии). Статья 176 ставит два условия, при которых подобные меры возможны, —• совместимость их с положе­ниями Договора и информированность о них Комиссии. Судебной практикой было выработано еще одно условие — данные меры не должны носить дискриминационный характер. Это положение отра­зилось в решении Суда по делу Danish Beer Cans (1987 г.).

То же касается других полномочий государств-членов в области окружающей среды. В соответствии с абзацем вторым § 2 ст. 174 го­сударства-члены могут вводить меры по неэкономическим причинам экологического характера, идущие вразрез с мероприятиями Сооб­щества в сфере гармонизации, при условиях, что возможность введе­ния данных мер должна быть предусмотрена законодательством Со­общества, а сами меры государств-членов должны носить временный характер и подлежать инспекции Сообщества.

Параграф 4 ст. 95 Договора о ЕС позволяет государствам-членам после принятия Сообществом мер по гармонизации сохранять поло­жения национального права в силе исходя из потребностей окру­жающей среды при условии уведомления об этом Комиссии. Пара­граф 5 ст. 95 идет еще дальше, говоря о том, что государство-член мо­жет вводить подобные положения и после проведения мер по сближению законодательства, но такие положения должны быть обоснованы новыми научными данными и специфическими пробле­мами конкретного государства-члена. Об этом также должна быть уведомлена Комиссия. И в первом и во втором случае Комиссия мо­жет не согласиться с мотивировкой и/или характером сохраняемых или вводимых мер и обратиться в Суд с иском к государству-члену.

Экологическое значение имеет также положение ст. 30 Договора, позволяющее государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарообороте по мотивам защиты здоровья жи­вотных и растений. Это было констатировано Судом в его решении по делу Danish bee (1998 г.).

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал