Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный танец: внутренняя активность, осознанность и креативный потенциал.






Мова Л.В.(Киев) к. психол. н., доцент каф. общей и организационной психологии

КНУ им. Т.Г.Шевченко,

Руководитель Центра психологии движения «Maluma& Takete»

 

В статье рассматриваются такие компоненты современного танца как игра и импровизация, и их использование как диагностической и развивающей системы, которая позволяет двигаться от ограничений к свободе, от ригидности к разнообразию и возможности двигаться, учитывая качество отношений и жизни. Искусство рассматривается как возможность самовыражения, самораскрытия, поиска, принятия, осознанности, развития рефлексии и творческого потенциала.

Для арт терапевтов (как и для терапевтов многих других школ), а также танцоров, актеров, и просто людей разных профессий, актуальным является развитие умения слушать и слышать свое тело. Всегда важно понимать для чего, как, в чем и с кем выходить на сцену собственной жизни.

Наши знания, приобретенные на занятиях с педагогами по Сontemporary, Release, Somatics, Лабан-анализу, импровизации, контактной импровизации и композиции, а также собственный танцевального опыт, опыт наблюдений и исследований в области анализа движений, преподавательская практика, как хореографическая, так и психологическая, позволяют говорить о современном танце как о возможности экономично-бережного, осознанного, гармоничного и эффективного использования телесной структуры, телесного опыта и в целом возможностей личности. Основные аспекты техники танца, на которые обращается внимание во время работы, это: динамическое выстраивание оси скелета, артикуляционная работа частей тела, работа с центром и периферией, ярусами, ритмом, плоскостями, балансом - контрбалансом, ощущением объема внутри тела и тела в пространстве. Осознанное использование вышеперечисленных категорий очень сильно влияет на качество движения и жизни человека. Поэтому очень важно слушать себя и развивать доверие к собственному телу и танцу.

Основные задачи, которые приходится решать в процессе поиска своего Танца и ответов на вопросы, можно сформулировать следующие:

9. Осознание и принятие того, что тело есть и оно трехмерно.

10. «Выстраивание» тела и развитие возможности осознанно владеть и управлять движениями.

11. Развитие ресурсного отношения к телу и умения пользоваться его энергетическим потенциалом.

12. Осознание и развитие внутренних взаимосвязей, и налаживание связей с пространством, нахождение и удерживание баланса между внутренним и внешним вниманием.

13. Чувствование времени, осознание собственного ритма (ритм движений включает в себя три компонента: время, вес, энергию).

14. Участие в групповой (партнерской) деятельности и осознание своих паттернов движений как определенного стиля взаимодействия с окружающими и пространством.

15. Развитие понимания чувств и переживаний других людей, расширение возможностей осознанного и продуктивного взаимодействия с окружающими и пространством через расширение телесного и движенческого лексического материала.

16. Формирование открытости новым знаниям, возможностям, действиям.

17. Знания о различных инструментах, которыми хореографы во всем мире пользуются для создания интересных и успешных постановок, например: повторение (repetition), ретроградность (retrograde), инверсия (inversion), изменение размера движения (size), изменение темпа (tempo), изменение качества (quality), инструментовка (instrumentation), сопоставление (juxtaposition) и многое другое. А это в свою очередь может служить расширением лексического материала любого человека.

В свою работу со студентами так же мы включаем много импровизационных техник, техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих взаимодействие.

Для нас техники импровизации - это возможность раскрытия личностного потенциала, предполагая со-творчество с телом, признавая одинаковую значимость предыдущего жизненного опыта и сиюминутных импульсов. Импровизация позволяет развивать чувствующее и «думающее» тело, причем способ этого мышления кардинально отличается от традиционного вербального. Используя в работе со студентами техники импровизации, сталкиваемся с тем, что танцоров с одной стороны, характеризуют «подготовленные» тела, с другой стороны – большое количество заученных паттернов. Заученные движения, будучи частью телесного опыта, одновременно становятся препятствием на пути импровизации, которая высвобождает внутренние резервы и активирует огромный потенциал возможностей, ранее спящих в теле.

Вообще, определения понятия импровизации существуют разные. Мы согласны с тем, что: Импровизация – это процесс создания композиции «тут и теперь». Что Спонтанная Импровизация – это процесс последовательного и структурированного формообразования в конкретный, актуальный момент, который исключает значимость влияния внешних факторов и директив [1, 41].

Движения тела имеют различные траектории, отражающие как осознаваемые, так и неосознаваемые реакции. Когда человек «застревает» на определенных двигательных паттернах, повторяя одни и те же движения вновь и вновь, это препятствует его экспериментам с новыми движениями. Танцевальная импровизация предполагает эксперимент с движениями, которые имеют непривычный и неосознанный характер. Его результаты не запланированы и непредвиденны, что дает возможность для освобождения от жестких систем значений и привычных моделей поведения. Являясь выражением кинетической субъективности, танец дезорганизует регулярность, рутину, или же наоборот выстраивает и структурирует порядок. Танец позволяют установить с собой и окружающим миром новые, осознанные и более активные отношения.

Можно сказать, что Импровизацию характеризуют: самоорганизация и спонтанность.

Самоорганизация: в данном контексте означает последовательность, которая рождается в середине системы, без вмешательства ведущего. Кроме того, происходит некое структурирование на грани хаоса и упорядоченности. На уровне, достаточном для того, что бы узнать стиль, который является подходящим для адаптации к новой информации. Что, в свою очередь, становится источником для получения нового результата.

Спонтанность означает то, что потенциал приходит в результате самоорганизации. Это тот процесс, благодаря которому, развиваются новые формы, последовательности, стили. Новые возможности возникают и развиваются, в результате чего проявляется потенциал для создания чего-то нового: возникает некая коллективная композиция, которая отличается от просто суммы ее составляющих [1, 42].

Кроме спонтанности, существует еще несколько факторов, способствующих появлению нового в импровизационном процессе. Например, у участников есть возможность выбора двигаться или использовать голос (хотя, движение для нас это тоже своего рода возможность «звучать»). Важными компонентами также являются: время и пространство, определение и развитие границ пространства, в котором происходит действие.

Импульс к движению, прикосновению, к возникновению контактов, необходимость отвечать за собственные границы – все это достаточно важные составляющие при работе над созданием собственной композиции, которая в свою очередь влияет на состояние пространства и появление общей (коллективной) композиции. При этом у каждого существует возможность в любой момент прекратить своё участие в создании совместного танца.

Спонтанная Импровизация входит в повседневную жизнь на разных уровнях. На личностном - позволяет определить свой уникальный и неповторимый потенциал самовыражения и использовать его в отношениях с другими. На уровне коллективного взаимодействия - подтверждает, что спонтанная система является более живой, адаптивно действенной и развивающей, чем иерархичные системы.

Понятие Хаос в современной традиции обретает значимый общекультурный статус, а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты, как внутренняя активность и креативный потенциал [4, 936-937]. На наш взгляд, это связано с игрой. Игра имеет немалую ценность как элемент творческого поиска, высвобождающего сознание из-под тяжести стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида.

Еще Сартр говорил о том, что игра – это форма существования человеческой свободы. А современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 века стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности [4, 293].

Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей.

Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная игра смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. Игра умирает, когда исчезает грань условности игровой человеческой жизни.

Одна из целей, которую каждый из нас старается реализовать каждый день, передавая информацию о том, кто мы есть, что мы делаем и почему, быть понятыми другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, мы пытаемся установить определенную связь, выстроить контакт тем или иным образом: от мягкого и уступчивого до уверенного и может быть агрессивного стиля взаимодействия. Чтобы достичь этого, необходимо осознавать и учитывать работу двух уровней: вербального, что я говорю, и невербального, а именно: как взаимосвязаны между собой все части тела для подкрепления информации или намерения. Это возможно лишь при хорошей телесной осознанности, при использовании знаний о взаимосвязях, возникающих в теле каждого из нас и творческом подходе к жизни.

Именно поэтому, в своей работе мы активно используем игру и импровизацию как диагностическую и развивающую систему, которая по данным наших исследований, действительно позволяет двигаться от ограничений к свободе, от ригидности к разнообразию и возможности двигаться, учитывая качество отношений и жизни.

Чего человек хочет и может достичь в своей жизни? Каковы факторы, влияющие на формирование целей, желаний и веры в свои возможности? Какие факторы и жизненные ситуации способствуют развитию и желанию идти дальше, а что может послужить ограничением, не пускающим дальше?

В своей работе мы часто используем упражнение, когда группе предлагается начать ходить по залу, осваивая или знакомясь с пространством, в котором находимся (даже, если это знакомое пространство).

Задач несколько:

1. Обращать внимание на свое тело и чувства, которые возникают вовремя передвижения по пространству зала:

· как ставятся на пол стопы во время ходьбы: с носка, с пятки, стопа всей поверхностью ставиться «в пол;

· вес тела распределяется на всю стопу или есть завал на внешнюю или внутреннюю сторону стопы, стопы параллельны или же пальцы ног больше открыты наружу или закрыты вовнутрь;

· какова степень подвижности и осознанности использования суставов;

· есть ли ощущение центра и каковы особенности взаимосвязей в теле (основы BF и LMA).

2. Быть внимательным и видеть других людей в пространстве (поскольку на первом этапе движения, как правило, у большинства участников взгляд направлен в пол).

3. Стараться удерживать баланс пространства, а это возможно лишь при условии осознанного и точного выбора траектории собственного передвижения.

4. Точность и ясность намерений: используя различные направления и рисунки перемещения, пробуя быстрые смены передвижения в пространстве и разный ритм, общий для всей группы (на первом этапе очень часто происходит движение по кругу, если не акцентировать внимание на расширение возможных вариантов и уход от стереотипов).

В зависимости от акцента на одну из данных задач, дальнейшее развитие упражнения может быть различным. Как правило, мы предлагаем обратить внимание на то, что движение и перемещение возможны не только в верхнем ярусе, а можно перемещаться на пол (использовать нижний ярус) и средний (промежуточный между полом и привычным движением на ногах) яруса. При этом находить наиболее природные (используя суставы и удлинение или сокращение тела) варианты перемещения из яруса в ярус, продолжая свое путешествие в пространстве.

Еще один вариант развития ситуации - это движение в разном темпе и осознание того, какой есть самым привычным, какой в жизни используется крайне редко, какой самый комфортный, какой самый продуктивный.

Условие помнить о балансе пространства звучит на первом же занятии, но начинает реализовываться несколько позже. Кроме того, предложение быть предельно внимательными и видеть друг друга имеет проверочную стадию. Спустя несколько минут, мы предлагаем остановиться («стоп») и тут же закрыть глаза. Далее, просим всех одновременно указать рукой в сторону какого-либо конкретного участника группы, назвав либо имя, если все хорошо друг друга знают, либо характерную деталь или цвет одежды данного участника. Затем предлагаем открыть глаза и проверить, насколько точным оказался ответ каждого. И так несколько раз звучит «стоп» и проверяется степень внимания участников по отношению к пространству и друг другу. Привычные паттерны поведения (в социуме) достаточно стойки. Поэтому, прежде, чем глаголы «смотреть» и «видеть» приобретают смыл синонимов, проходит определенное время.

Точность и ясность намерений позволяет быть свободным, креативным, так как решение принимается самостоятельно, и ограничений фактически нет. Но, как показывает опыт, именно этот фактор наличия максимальной свободы, становится самым ограничивающим на первых этапах работы. Участники группы очень часто «не понимают, что нужно (можно) делать и как должно быть, как правильно действовать». Им трудно понять, поскольку нет определенных критериев их оценки, что в данном случае правильно, а что – нет. Это естественно, поскольку и в школе, и в студенчестве, человек ориентирован на оценивание, и это есть мотивом развития в том числе. А если не понятно, что будет оцениваться, то возникает вопрос что и, главное, зачем делать?

Момент доверия к себе, своему выбору очень важен. И далеко не всегда это доверие присутствует. Поэтому, когда для человека важно контролировать любую ситуацию, видеть в зеркале как он выглядит, и ориентироваться на то, как его оценивают другие, то требуется время для того, что бы произошли перемены. И тогда глаза во время движения станут приоткрываться реже, возможность настаивать, или хотя бы предлагать свои истории, говорить «нет» или «да» в соответствии со своими внутренними ощущениями станут обычной реакцией на различные ситуации.

В сознании многих взрослых нередко существует уверенность в полном отсутствии у них способностей к различным видам творчества. В своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что студенты или просто взрослые участники групп говорят о том, что не умеют танцевать. Поэтому, каждый раз акцентируем внимание: когда мы используем различные виды искусства для саморазвития или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, и техничности танцевальных движений в частности, это просто своеобразная игра. Мы используем искусство в целях принятия, самовыражения, самораскрытия, поиска, осознанности, развития рефлексии. Высшая ценность игры состоит в самом игровом процессе, а не в результате.

Таким образом, активно используя в своей работе игровые техники импровизации, можем сделать вывод, что благодаря этому становится возможной трансформация предыдущего опыта в новое качество жизни. А также, эффективным и целесообразным является использование в своей обучающей, развивающей (тренинговой) и терапевтической деятельности символического языка танца, которые передаёт содержание внутреннего мира личности. Движения тела имеют различные траектории, отражающие как осознаваемые, так и неосознаваемые реакции. Танец позволяет понять, что такое «привычное движение», «привычная картинка» и каким образом они связаны с неразрешенными в прошлом конфликтами. Танцевальная импровизация предполагает эксперимент с движениями различного характера. Его результаты не запланированы, поэтому появляется необходимость позволить себе просто Быть (я есть), быть внимательным к тому, что происходит, и установить с собой и окружающим миром новые, более честные и гармоничные отношения.

Для нас очень важным является момент рефлексии (и анализа) того движенческого материала, из которого создается танце. Как правило, его характеристики очень кореллируют с жизненными реалиями.

Одно из упражнений, которое мы часто используем в своей работе, предполагает контакт и партнерское взаимодействие. Кроме небольшой 400-500 мл бутылочки может использоваться любой другой предмет похожего объема. Задача очень простая, один партнер должен постараться любым способом, используя движение и любую точку контакта, забрать бутылочку (или предмет) у своего партнера. Задача второго участника – любым способом, не теряя точку контакта, не допустить этого. Кроме того, что в игровом взаимодействии происходит хороший разогрев и включение внимания, всегда есть возможность отследить стратегии, используемые каждым из партнеров для достижения результата:

· Какой темп и ритм действия выбран: действие в непрерывном потоке, до тех пор, пока уже совсем не остается сил действовать дальше, или же возможны остановки и переключение темпа.

· Намерения четки и прозрачны, или же используются различные маневры обманного характера.

· Задание воспринимается как игра или же, как серьезная задача, при сложности выполнения которой, возникают различные чувства (от агрессии до апатии).

· Как долго идет работа на выполнение задания.

· Интерес больше присутствует при задаче «не отдавать» или же когда нужно «отобрать».

Часто выбирается высокий темп взаимодействия, и лишь после понимания, что слишком много сил всерьез потрачено, возникает мысль о возможности что-то изменить, разнообразить, стать легче… и начать творить.

 

Литература

1. Gean Newlove and Gohn Dolby. Laban for All. New York. 2007, 255 p.

2. Кнастер М. Мудрость тела. /Пер. с англ. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 496с., илл. (Серия «Мир человека»).

3. Contact quarterly: a vehicle for moving ideas. Biannual journal of dance and improvisation: winter/spring 2007 Vol. 32 NO. 1. р.40-46.

4. Словарь

 

Дополнительная литература по курсу «Введение в Креативный танец и Развивающее движение. Основы танцевальной импровизации» на английском языке:

1. Lynne Anne Blom and L.Tarin Chaplin “The moment of movement. Dance improvisation”. London, Dance Books Ltd., 2000.

2. Mary Joyce “First steps in teaching Creative dance”. California, National Press Books, 1973.

3. Joan Russell “Creative Dance in the Primary School”, United Kingdom, Northcote House Publishers Ltd, 1987.

4. «Taken by surprise. A dance improvisation reader». Edited by Ann Cooper Albright and David Gere. Wesleyan University Press, Middtetown, Connecticut, 2003.

5. Erik Franklin. «Dance Imagery for Technique and Perfomance». Printed in the United States of America, 1996

6. Garcia M.E. – Plevin M. – Macagno P. «Creative movement and dance», New books, 2012

7. Payne H. «Creative movement and dance in groupwork», Speechmark Publishing Ltd, 1992 - 2006

 

 


 

 


 



 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.