Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Тезея. Эволюция государственного и общественного строя в Древних Афинах.






Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарномуТесею (ХIII век до н.э.).

Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, на-селявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший де-лами всех четырех племен. По старой родоплеменной орга-низации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных раз-личий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регули-рования развивающихся социальных отношений.

Ранее до-статочно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и меж-племенные распри. Но уже возникали новые острые кон-фликты в связи с усиливающейся имущественной диффе-ренциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между сво-бодными афинянами и различными группами неполноправ-но и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т. д.), создавали почву для формирования новых механиз-мов власти.

Возникла необходимость в политической (госу-дарственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примире-ния, с другой -- силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социально-го, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов -- благородных, геоморов -- земледельцев и демиургов -- ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло ис-ключительное право на занятие общественных должнос-тей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.

Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, посте-пенно отстранялись от непосредственного активного уп-равления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая каба-ла, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.11Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства. Л., 1988.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.