Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика семинарских занятий






по дисциплине «Основы современного естествознания»

(всего 8 часов, их них 2 часа УСРС)

 

Занятие 1. Движение. Современные представления о пространстве – времени. Теплота. Основы квантовой физики (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Материя. Движение – способ существования материи. Пространство и время – формы существования материи. Пространственно-временной континуум.

2. Теория относительности.

3. Основы термодинамики.

4. Теория порядка и хаоса.

5. Основы квантовой физики. Фотоэффект.

Задания:

1. Прокомментируйте высказывание Гельмгольца о том, что электрон – это «нечто», обозначаемое буквой е. Какими свойствами обладает электрон в разных экспериментах и почему так про него было сказано?

2. Какие виды взаимодействий в природе вам известны? К каким из них вы отнесете: плавание, скатывание с горы, телевидение, гром, движение спутника по орбите, источник энергии звезд, любовь, деление клеток организма, высвобождение энергии при взрыве атомной бомбы.

3. Фотон рентгеновского излучения с энергией 100 кэВ рассеивается на угол 90º. Определите энергию фотона после рассеивания.

4. Для чего придают вращение брошенному футбольному мячу и делают нарезку в стволе оружия?

5. Почему Земля сплюснута у полюсов? Какова должна быть скорость вращения Земли, чтобы с ее поверхности стали улетать предметы? С каких мест это случится раньше?

Источники информации:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.

2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М., 2003.

5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003.

6. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь, 2005.

7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003.

8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М., 1997.

9. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М., 2004.

10. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн., 2004.

11. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб., 2000.

12. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов / Под общ. ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д, 2002.

13. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

14. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2008.

15. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж, 2004.

16. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004.

17. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб., 1999.

18. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.

19. Стражев В.И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.

20. Толкачев Е.А., Дынич В.И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.

 

Занятие 2. Современная космология (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Вселенная. Происхождение Вселенной. Модель Большого взрыва.

2. Галактики и звезды, их происхождение и развитие.

3. Солнечная система: структура, теории происхождения.

4. Современные космологические представления о планете Земля.

5. Антропный принцип.

Задания:

1. Сколько лет нужно лететь в направлении созвездия Лиры со скоростью 30 км/с, чтобы Вега была ярче в 4 раза (в 2 раза ближе)?

2. Какие модели развития Вселенной вам известны? Сравните их.

3. Как объясняется устойчивость Солнечной системы? Какие новые факты для космогонии планет были открыты с использованием космических аппаратов?

4. Как объясняется происхождение на Земле океанов, континентов, атмосферы и с чем связано резкое изменение состава атмосферы 2 млрд. лет назад?

Источники информации:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.

2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М., 2003.

5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003.

6. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь, 2005.

7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003.

8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М., 1997.

9. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М., 2004.

10. Касперович Г.И. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – Мн., 2004.

11. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Скоробогатова. – СПб., 2000.

12. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.

13. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2008.

14. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – Воронеж, 2004.

15. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004.

16. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. – СПб., 1999.

17. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2001.

18. Стражев В.И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.

19. Толкачев Е.А., Дынич В.И. Современная концепция естествознания: общественное понимание: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.

 

Занятие 3. Современные концепции происхождения и сущности жизни (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки появления жизни на Земле.

2. Понятия «жизнь», «живой организм», «живое вещество». Отличия живой и неживой природы.

3. Характеристика основных теорий происхождения жизни.

4. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

5. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Концепция ноосферы.

Задания:

1.Подготовить реферат на тему «Взаимосвязь биологического и социального в процессах становления человека».

2.На основе полученных теоретических знаний заполните таблицу:

Основные эволюционные течения, их характеристика

Эволюционные течения Механизм биологической эволюции
материал эволюционных преобразований движущие силы эволюционных преобразований направления эволюции результат эволюции
Трансфор-мистское учение Бюффона        
Эволюционное учение Ламарка        
Эволюционная теория Дарвина        
Синтетическая теория эволюции        

Источники информации:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.

2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов). – М., 2003.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2000.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. Для вузов. – М., 2003.

5. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2003.

6. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. – М., 2002.

7. Андрейченко Г.В., Павлова И.Н. Концепции современного естествознания. Справочник для студентов. – Ставрополь, 2005.

8. Басаков М.И. и др. Концепции современного естествознания. – Ростов н/д, 1997.

9. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М., 1994.

10. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М., 2001.

11. Ганти Г. Жизнь и ее происхождение. – М., 1984.

12. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2003.

13. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций: Учеб. пособие. – М., 1997.

14. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: хрестоматия для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М., 2004.

15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: Пер. с англ. В 3-х т. – М., 1993.

16. Естествознание и основы экологии: Учеб. пособие / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд. – М., 2003.

17. Крик Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность. – М., 2002.

18. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М., 2004.

19. Опарин А.М. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. – М., 1968.

20. Павлова О.С. Развитие биологических концепций: учеб.-метод. пособие. – Мн., 2006.

21. Современные проблемы теории эволюции / Под ред. Л.П. Татаринова. – М., 1993.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.