Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика лекционных занятий






по дисциплине «Основы современного естествознания»

(всего 26 часов, в том числе 2 часа УСРС)

 

Лекция 1. Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и развития (2 часа) .

Цель: способствовать формированию представления об естествознании как комплексе наук о природе, ознакомить с особенностями естественнонаучного познания мира, охарактеризовать проблемы современного естествознания.

Вопросы для рассмотрения:

1. Наука. Функции науки.

2. Естествознание – косплекс наук о природе. Естественнонаучная картина мира.

3. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания.

4. Уровни естественнонаучного познания.

5. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания.

6. Естествознание и нравственность.

Лекция 2. Движение. Современные представления о пространстве-времени (2 часа) .

Цель: способствовать формированию представлений о движении как основном способе существования материи, о времени и пространстве как основных формах существования материи, ознакомить с принципами пространственно-временного континуума с позиций классической и неклассической физики.

Вопросы для рассмотрения:

1. Материя и ее свойства. Эволюция представлений о материи. Структурные уровни организации материи и фундаментальные взаимодействия.

2. Пространство и время как основные формы существования материи. Развитие представлений о пространстве и времени.

3. Пространство и время в специальной и общей теории относительности.

4. Связь законов сохранения с пространственно-временными преобразованиями.

Лекция 3. Начала термодинамики. Представления об энтропии. (2 часа) .

Цель: ознакомить с важнейшими теориями и законами термодинамики, способствовать формированию представлений о равновесных и неравновесных системах.

Вопросы для рассмотрения:

1. Общие сведения о термодинамике. Нулевое начало термодинамики.

2. Первое начало термодинамики (закон сохранения и превращения энергии).

3. Второе начало термодинамики. Энтропия.

4. Понятие самоорганизации. Самоорганизация в открытых системах.

5. Равновесные и неравновесные системы.

 

Лекция 4. Основы квантовой физики (2 часа) .

Цель: ознакомить с современной квантовой теорией материи.

Вопросы для рассмотрения:

1. Квантовые представления о тепловом излучении.

2. Корпускулярно-волновой дуализм света и микрочастиц.

3. Принцип неопределенности и принцип дополнительности.

4. Релятивистская квантовая физика. Физический вакуум.

5. Атомы, молекулы и вещество с точки зрения квантовой теории.

6. Основные понятия ядерной физики. Радиоактивность.

Лекция 5. Современная космология (2 часа) .

Цель: способствовать формированию предствления о Вселенной, ее структурной организации, взаимосвязи ее компонентов, ознакомить с теориями происхождения и эволюции Вселенной.

Вопросы для рассмотрения:

1. Вселенная. Космические объекты и методы их исследования.

2. Основные теории эволюции Вселенной.

3. Происхождение Вселенной. Концепция Большого взрыва.

4. Галактики, их строение. Галактика Млечный путь, ее соседи.

5. Звезды. Рождение и эволюция звезд.

 

Лекция 6. Солнечная система. Планета Земля (2 часа).

Цель: способствовать формированию современных представлений о Солнечной системе, ее организации, о Земле как планете Солнечной системы, ознакомить с основными теориями происхождения и развития Солнечной системы, планеты Земля, развития геосферных оболочек.

Вопросы для рассмотрения:

1. Солнечная система, ее структурная организация.

2. Теории происхождения Солнечной системы. “Темная материя”.

3. Современные научные представления о Земле (строение, состав, современные концепции происхождения Земли и геосферных оболочек).

4. Антропный принцип.

Лекция 7. Система современного химического знания (2 часа) .

Цель: способствовать формированию представления о химии как науке, сформировать понятия “химическое вещество”, “раствор”, “химический процесс”, ознакомить с классификациями химических веществ, растворов и процессов.

Вопросы для рассмотрения:

1. Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира.

2. Химические вещества.

3. Растворы.

4. Химические процессы.

5. Химия экстремальных состояний.

Лекция 8. Современная химия: экономический и социальный эффект (4 часа, из них 2 часа УСРС) .

Цель: способствовать формированию представлений о роли химии для развития современного промышленного и сельскохозяйственного производства, ее взаимосвязи с проблемами охраны окружающей среды.

Вопросы для рассмотрения:

1. Масштабы современного химического производства.

2. Перспективные химические процессы и материалы.

3. Химия и охрана окружающей среды.

4. Роль химии в решении продовольственной проблемы.

5. Значение химических знаний в повседневной жизни.

Лекция 9. Особенности современного биологического знания и его эволюция. Уровни организации живых систем (2 часа) .

Цель: сформировать представление о биологии как науке о живой природе, способствовать формированию понятия “живая система”, ознакомить с уровнями организации живых систем.

Вопросы для рассмотрения:

1. Биология в системе естественных наук. Предмет биологии.

2. Эволюция образов биологии в динамике культуры.

3. Концептуальные подходы к исследованию человека в современной биологии.

4. Биоэтика как междисциплинарная область познания.

5. Понятие “живая система”. Общие и особенные признаки живых систем (в вещественном, структурном и функциональном аспектах).

6. Сущность концепции структурных уровней организации живой материи.

Лекция 10. Современные концепции происхождения и сущности жизни (2 часа) .

Цель: ознакомить с основными концепциями происхождения жизни на Земле, о материальных предпосылках ее возникновения, с трудами В.И. Вернадского, Т. де Шардена и др. о биосфере и ноосфере.

Вопросы для рассмотрения:

1. Предпосылки появления жизни на Земле.

2. Основные концепции происхождения жизни на Земле: креационизм, концепция самопроизвольного зарождения, концепция биохимической эволюции жизни из предбиологических форм, концепция панспермии.

3. Эволюционная теория Ч. Дарвина–А.Р. Уоллеса. Современные трактовки эволюционной теории.

4. Современные трактовки эволюционной теории.

5. Концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества.

6. Идея трансформации биосферы в ноосферу.

Лекция 11. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе (2 часа) .

Цель: ознакомить с современными принципами происхождения человека, раскрыть основные пути, движущие силы и проблемы антропогенеза.

Вопросы для рассмотрения:

1. Человек как единство биологического, социального и духовного.

2. Проблема генезиса человека. Место человека в зоологической системе.

3. Этапы и движущие факторы антропогенеза.

4. Роль социальных факторов в развитии человека.

5. Социальный аспект биологического познания. Биотехнология, ее достижения и возможные негативные последствия.

6. Ресурсы биосферы и демографические проблемы.

Лекция 12. Заключение. Социальное измерение современного естествознания (2 часа) .

Цель: способствовать обобщению знаний, полученных в результате изучения дисциплины “Основы современного естествознания”, определить взаимосвязь естественнонаучного познания с гуманитарным, его роль и отражение на современном этапе развития общества.

Вопросы для рассмотрения:

1. Научное знание: аберрации общественного сознания.

2. Феномен антинауки в современной культуре.

3. Проблема общественного понимания науки. Роль СМИ в актуализации научного знания.

4. Естествознание и технологии. Поиск путей развития природного и социального мира.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.