Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие. Вопросы для подготовки к пратическому занятию:






Вопросы для подготовки к пратическому занятию:

1. Периодизация государственного развития Древнего Рима, характеристика основных этапов.

2. История создания Законов XII таблиц. Общая характеристика.

3. Правовое положение основных групп населения по Законам XII таблиц.

4. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Законам XII таблиц.

5. Институты вещного права. Виды договоров в Законах XII таблиц.

6. Преступления и наказания в Законах XII таблиц.

7. Суд и судебный процесс в Законах XII таблиц.

Основные понятия: агнат, бонитарная собственность, вербальный договор, верховный понтифик, виндикация, всадники, деликт, диктатор, доминат, диоцез, ереси, исковые формулы, легисакционный процесс, квестор, квиритское право, клиент, консисторий, когнат, колон, комиции, консенсуальный контракт, консул, курия, либертин, ликтор, литеральный договор, магистрат, манципация, манципируемые вещи, неманципируемые вещи, народный трибун, нобили, оптиматы, преторская формула, патронат, патриций, плебей, право ауксилии, право апелляции, право вето, право интерцессии, принципат, принцепс, реальный контракт, рекс, патрон, плебисцит, сенат, сервитут, триба, триумвиры, узуфрукт, формулярный процесс, фиск, ценз, цензор, центурии, цивильное право, эдикт, экстраординарная магистратура, эпонимная должность, эдилы, res mancipi, res nec mancipi, вещь (res), ager publicus, нексум (nexum), pater familia, sine manu.

 

Рекомендации по подготовке к практическому занятию

Целью практического занятия является формирования навыков работы с юридической терминологией, применения сравнительно-правового метода при анализе нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также формирование целостных представлений о значении римского права для развития современных правовых систем, влиянии Римского государства на дальнейшее развитие европейских государственности, закрепление общетеоретических знаний об особенностях и закономерностях государственно-правового развития Древнего Рима.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал лекционного занятия, занести основные понятия в словарь, ознакомиться с текстом Законов XII Таблиц.

На практическом занятии предполагается решение задач, терминологический диктант, тестирование по итогам изучения 1 раздела.

При изучении первого вопроса следует понять, что Древний Рим имеет исключительное значение для изучения античной государственности в силу не только его трансконтинентального могущества, но и длительности существования, а также достаточно динамичной смены различных моделей управления. Уже для царского периода его истории было характерно сложное соотношение сил, источником которого было как быстро происходившее социальное расслоение внутри родовой организации, так и наличие многочисленных пришельцев – плебеев. «Инородным элементом» были также и выборные цари. Найдите ответ на вопросы: на что была нацелена реформа Сервия Туллия, преуспела ли царская власть в упрочении своего положения, чем закончилась борьба патрициев и плебеев в середине V в. до н. э.? Изложите структуру органов власти Римской республики в классический период ее развития. Чем она отличалась от афинской демократии? Как внешнеполитические успехи Рима деформировали республиканский строй?

Объясните, почему что в середине II – середине I в. до н. э. Римская республика входит в полосу кризиса? Против кого был направлен триумвират Помпея, Красса и Цезаря, благодаря чему преуспел Цезарь на пути к вершине власти? Когда окончательно установился режим принципата? Выясните, какую реальную власть получили императоры в Древнем Риме. Установите, в какой момент Древний Рим достигает своего кульминационного могущества, и при каких обстоятельствах начинается упа­док государства. Сформулируйте вывод о различиях режима домината и режима принципата. Объясните, почему тетрархия как способ управления государством оказался гибельным для империи. В чем причины и обстоятельства падения Западной Римской империи?

Изучая второй вопрос, рассматривая факты из истории создания Законов XII таблиц, постарайтесь ответить на вопрос, для чего создавался этот правовой сборник, каково было его предназначение. Подлинный текст Законов XII таблиц не сохранился. Тот текст, которым оперируют исследователи, есть не что иное, как реконструкция основного содержания этого правового памятника, осуществленная в XVI–XVII вв. на основе приводимых в произведениях античных правоведов, историков, философов цитат из него или пересказов отдельных его норм. По доступному нам тексту Законов XII таблиц, мы можем судить об уровне правовой культуры древнеримского общества V в. до н. э. Например, о том, как формулировалось содержание правовых норм – посредством специальных юридических понятий или путем изложения конкретных случаев (казусов). О том, каким было юридическое мышление римлян в эпоху XII таблиц – оставалось оно казуистическим или уже становилось понятийным, хотя бы отчасти.

При рассмотрении третьего вопроса, следует в первую очередь определить, о каких социальных группах идет речь в тексте Законов XII таблиц. Проанализируйте правовое положение патрициев и плебееев. Далее необходимо определить правовой статус рабов, его отличия от статуса свободных (ст. 12 табл. VII, ст. 14 табл. VIII и ст. 26 табл. XII). Выясните, мог ли свободный гражданин утратить по Законам XII таблиц свою свободу и превратиться в раба. Какие лица называются в этих таблицах «подвластными», чем их правовой статус отличается от статуса раба? Охарактеризуйте правовой статус категории вольноотпущенников по Законам XII таблиц?

В четвертом вопросе следует проанализировать содержание правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения (в IV, V, VI и XI таблицах). Эти нормы отражают юридическую природу брака и семьи, оформляют взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. Для определения юридической природы брака и семьи следует, прежде всего, рассмотреть статью 4 таблицы VI, статьи 2 и 3 таблицы IV.

Определите, какое представление о правоотношениях между супругами отражают указанные статьи? Какой характер придается в них правоотношениям между отцом и сыном? После ответа на этот вопрос необходимо обратиться к статьям, оформляющим правовое положение замужней и незамужней женщины в семье. При этом следует уделить особое внимание ст. 1 и 2 таблицы V. Юридическая природа семьи раскрывается и в тех нормах Законов XII таблиц, которые посвящены наследованию. Какой порядок наследования закрепляется в этих нормах? Как в них отражается характер древнеримской семьи? Рассмотрение данного вопроса целесообразно начинать с определения круга тех лиц или общественных образований, которые, согласно Законам XII таблиц, могут выступать в качестве субъектов права собственности.

В пятом вопросе следует остановиться понятии и видах вещных прав, на проблеме вещных прав индивидов, объяснить, почему не все индивиды могли являться обладателями вещных прав. После этого необходимо обратиться к статьям, регулирующим способы приобретения права собственности на вещь. Определите, какие разновидности вещей фигурируют в Законах XII таблиц. Следует объяснить понятие манципации, разъяснить содержание и значение процедур отчуждения вещи, выявить ограничения, налагаемые на распоряжение украденной вещью. Особое внимание обратите на порядок пользования чужой вещью.

Приступая к анализу статей, касающихся договоров, следует в первую очередь осмыслить установленный ими порядок заключения сделок. В чем смысл статьи 1 таблицы VI? Какое значение имеет произнесение слов при заключении сделки? Какова роль свидетелей данной процедуры? Далее необходимо определить, какие виды договоров предусмотрены Законами XII таблиц. Следует показать, в чем конкретно проявлялись специфические черты зафиксированных в Законах XII таблиц договоров займа и купли-продажи. При этом особое внимание должно быть уделено таблице III, ст. 18а таблицы VIII, ст. 56 таблицы VI, ст. 11 таблицы VII, ст. 1 таблицы XII и др. Проанализируйте статьи об ответственности должника за неисполнение своего обязательства по договору займа? Почему Законы XII таблиц устанавливают такую жестокую форму ответственности должника? Почему ими санкционируется столь высокая степень произвола кредитора в отношении должника, не исполняющего своего обязательства?

При рассмотрении шестого вопроса необходимо в первую очередь определить, какие виды уголовных наказаний упоминаются в Законах XII таблиц и за какие деяния они назначаются. Следует научиться отличать уголовные преступления от деликтов, то есть деяний, порождающих обязательство возместить ущерб. Какие разновидности деликтов можно обнаружить в тексте изучаемого правового памятника?

Выявите, за какие преступления данный юридический сборник устанавливает в качестве наказания смертную казнь? Как можно оценить приведенное в статье 16 таблицы VIII реконструированного текста Законов XII таблиц высказывание Цицерона, согласно которому «XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний»?

Следующей задачей анализа текста Законов XII таблиц должно стать выявление принципов назначения уголовных наказаний, а также обстоятельств, влияющих на характер и степень наказаний. Особое внимание при этом необходимо уделить таблицам VIII и IX, а также статье 2а и 26 таблицы XII. Рассматривая нормы, составляющие содержание указанных таблиц, следует выяснить, какое значение при определении наказания придавалось в Законах XII таблиц социальному статусу правонарушителя и потерпевшего, возрасту преступника, обстоятельствам, при которых совершалось преступление и т. д. Для правовых памятников древности типичным является назначение наказания по принципу талиона – «око за око, зуб за зуб». Знают ли такой принцип Законы XII таблиц?

Необходимо установить, известна ли рассматриваемому правовому памятнику категория вины, различаются ли в нем преступления умышленные и совершенные по неосторожности, выделяются ли стадии совершения преступного деяния, формы соучастия в преступлении.

Содержание Законов XII таблиц показывает, что в древнеримском обществе V в. до н. э. одним из самых распространенных правонарушений являлась кража. Какие меры борьбы с такого рода преступлениями предусматривались нормами сборника? Чем можно объяснить различное отношение римлян к кражам в ночное и дневное время, зафиксированное в статьях 12 и 13 таблицы VIII?

Из трудов древнеримских историков известно, что самым опасным деянием среди правонарушений римляне считали государственную измену. И это их отношение к данному преступлению отразил текст Законов XII таблиц. В чем оно проявляется?

При рассмотрении седьмого вопроса следует проанализировать все статьи первых двух таблиц рассматриваемого правового памятника, а также ст. 5а таблицы VI, ст. 156 и 22, 23 таблицы VIII, ст. 1–2, 3, 4, 6 таблицы IX, ст. 3 и 4 таблицы XII. В указанных статьях отражается характер и состав суда, фиксируются некоторые элементы процедуры судопроизводства.

В процессе анализа перечисленных статей Законов XII таблиц следует определить, с чего начиналось, согласно этим статьям, рассмотрение того или иного спора в суде, как вызывались в суд ответчики и свидетели, как добывались доказательства, какие требования предъявлялись к судьям и свидетелям, в каком порядке проходило судебное разбирательство того или иного дела. Особое внимание необходимо уделить установленным Законами XII таблиц гарантиям справедливого разрешения спора в суде. Основываясь на конкретных статьях изучаемого правового памятника, покажите, какое значение придавалось в нем суду и судебному процессу. После рассмотрения норм, регулирующих разрешение споров в суде, необходимо обратиться к статьям, в которых санкционируется самоуправство или самосуд, то есть внесудебные способы разрешения споров. Определите, в каких случаях Законы XII таблиц допускали подобные формы восстановления нарушенного права и разрешения.

При подготовке к практическому занятию рекомендуется составить следующие схемы, которые помогут структурировать и усвоить сложный теоретический материал:

– «Социальная структура Рима в период республики»

– «Социальная структура Рима в период империи»

– «Организация государственной власти в Риме в период республики»

– «Государственный строй Рима в период принципата»

– «Государственный строй Рима в период домината»

– «Система римского права»

 

Темы рефератов, докладов

1.Возникновение государства и утверждение республики в Риме.

2.Реформа Сервия Туллия. Законодательное закрепление политических и гражданских прав плебеев.

3. Государственный механизм Римской аристократической республики.

4. Государственные институты и учреждения императорского Рима.

5. Представительные учреждения Рима.

6.Основные этапы истории римского права. Эволюция его источников на основных этапах развития государства.

7. Институция Гая (II в.) и Дигесты Юстиниана (VI в.), их общая характеристика (источники, система изложения норм, основные институты).

8. Эволюция основных институтов вещного права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.