Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие. Вопросы для подготовки к семинару:






Вопросы для подготовки к семинару:

1.Общая характеристика дхармашастры «Законы Ману» и Артхашастры Каутильи.

2.Социальная структура населения и правовое положение основных варн.

3.Брачно-семейные и имущественные отношения в Древней Индии.

4.Уголовное право и судебный процесс в Древней Индии.

5. Источники права Древнего Китая.

 

Основные понятия: раджа, император, веды, дхармашатры, артхашастра, брахманизм, дхарма, паришад, варна, каста, брахман, кшатрия, вайшия, шудра, дваждырожденный, неприкасаемый, мононорма, система формальных доказательств, абстрактная норма, нормы ли, нормы фа, легизм.

 

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

Изучение Дхармашастры Ману («Законов Ману») и Артхашастры Каутильи на семинарском занятии призвано дать обучающимся представление о религиозной соционормативной культуре древней Индии, о способах закрепления в идеологических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, студенты должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание об особенностях правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отраженные в текстах указанных произведений представления о преступлении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства. Изучение истории древнекитайского права, его сравнительная характеристика в правом Древней Индии, позволят выявить ключевые особенности китайской правовой культуры, основы которой были заложены в древности и развивались под воздействием двух противоборствующих философских учений: конфуцианства и легизма.

Целью семинарского занятия является закрепление теоретических знаний о сущности и особенностях процессов образования государства в Древней Индии и Древнем Китае, об основных понятиях правовых систем изучаемых государств, о памятках права Индии и Китая, а также формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативных источников, формулировать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями.

Вопросы государственного устройства Древней Индии и Древнего Китая будут подробно рассмотрены на лекции. На семинаре основное внимание будет уделено изучению источников древнеиндийского и древнекитайского права.

При подготовке ответа на первый вопрос следует охарактеризовать историю создания Законов Ману и Артхашастры Каутильи, определить их место в общей системе источников древнеиндийского права. Раскройте содержание такой характеристики Законов Ману и Артхашастры Каутильи как комплексный характер источника (объединение норм позитивного права, религиозных и моральных норм, мифологических и философских представлений). Выявите особенности структуры Законов Ману, Артхашастры Каутильи, проанализируйте такие их качества как казуистичность, противоречивость и формализм норм. Сравните уровень юридической техники в период создания Законов Ману и Артхашастры Каутильи.

Для ответа на второй вопрос следует дать характеристику возникновения варнового строя, порядка приобретения варнового статуса, иерархию варн, сравнить такие понятия как варна, сословие, класс. Следует объяснить обособленное положение каждой из варн, особенно дваждырожденных, шудр и чандалов, а также определить правовое положение рабов и указать способы приобретения рабства и разряды рабов. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, обратите внимание на права и привилегии, а также на ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности.

При подготовке ответа на третий вопрос дайте общую характеристику имущественных прав. Выявите основные формы землевладения, особенности земельной собственности в Древней Индии. Выявите различие понятий собственности и владения, определите способы приобретения собственности (см. ст.129 гл.X, ст.115 гл.X, ст.147 гл.VIII и др. Законов Ману; Книга III. 1-15 Артхашастры). Особое внимание следует уделить условиям действительности и недействительности сделок (ст.164 гл.VIII, ст.165, 167 гл.III, ст.167, 163 гл.XIII Законов Ману; Книга III. 1-15 Артхашастры). Определите требования, которые предъявлялись к заключению договора, условия действительности, возможности расторжения договора. Охарактеризуйте отдельные виды договоров. Например, договор купли-продажи, займа, найма, аренды и др. При характеристике обязательственных отношений следует установить основания возникновения обязательств, формы обеспечения и ответственность за неисполнение обязательств с точки зрения варновой принадлежности должника и кредитора.

Брачно-семейным отношениям посвящены X и др. главы Законов Ману, Книга III. 2-7 Артхашастры, где даны условия заключения и расторжения брака, распределение наследства в соответствии с варновой принадлежностью к варнам, различные формы брака и т.д. Объясните патриархальные и сословные черты института брака по Законам Ману. Определите особенности в правовом статусе женщины. Выявите формы заключения брака, возможности и условия его расторжения, права и обязанности супругов, возможность и правовые последствия межварновых браков. Перечислите формы наследования, определите круг наследников, порядок распределения долей наследства, основания для лишения наследства или исключения из круга наследников.

В ответе на четвертый вопрос дайте определение преступления согласно Законам Ману и Артхашастре Каутильи, установите взаимосвязь между преступлением и наказанием, выделите стадии совершения преступления, формы соучастия, проследите противоречия в правовом материале (ст. 322, 332, 380, 358 гл.VIII Законов Ману). Определите классификацию преступлений, дайте характеристику квалифицирующих признаков состава преступления: форм вины, обстоятельств и способов совершения преступления, рецидива, соучастия. Выявите, какое влияние оказывал социальный статус преступника и потерпевшего на определение мер уголовной ответственности. Назовите цели и формы наказания по древнеиндийскому праву. Характеризуя судебный процесс, установите органы правосудия. Уделите внимание вопросу о порядке возбуждения судебного процесса, его характера, форм, возможности обжалования и пересмотра судебного решения. Установите, какие виды доказательств использовались в судебном процессе, какие требования предъявлялись к свидетелям, а также к оценке доказательств.

Раскрывая содержание пятого вопроса, назовите и охарактеризуйте основные памятники права Древнего Китая, такие как Чжоуское законодательство, Книга правителя области Шан, Циньское уложение о наказаниях, законодательные акты начала династии Хань. Выявите специфические черты древнекитайского права, отличающие его от древнеиндийского права. Проанализируйте сущность легизма и конфуцианства. Объясните превалирование в древнекитайском праве уголовных и административных норм, выявите особенности регулирования брачно-семейных отношений. Проанализируйте основные виды судебного процесса, понятие преступления и виды наказаний.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.