Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест 2. Методика «Дом — дерево — человек»






Методика «Дом — дерево — человек»

 

Для выполнения теста «Дом — дерево — человек» (ДДЧ) ис­следуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печат­ными буквами написано «Дом», на второй «Дерево», на третьей — «Человек», на четвертой — имя и фамилия ребенка, дата проведе­ния исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М. При использовании этого карандаша хорошо вид­ны изменения в силе нажима.

Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает на­блюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривыч­ные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он рисовал, возраст на­рисованного человека, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Обычно вопрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ре­бенка.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки: де­тали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значе­ние деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорции могут рассматриваться как отношение целого рисунка к пространству бумаги или как отно­шение одной части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отно­шению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное распо­ложение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Наиболее полная интерпретация теста ДДЧ изложена ниже.

 

Интерпретация признаков изображения в тесте

«Дом — дерево — человек»

«ДОМ»

«Дом». Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теп­лоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьез­ный конфликт.

Разные постройки — агрессия направлена против фактиче­ского хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценке реально­сти. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно же­лать свободного сердечного общения).

Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, не­обычна, выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспо­собление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждеб­ные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравне­нию с другими деталями — субъект стремится сохранить (не по­терять) контакт с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пы­тается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудно­сти, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего): Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена: контуры линии слишком акцентированы — сознатель­ное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сто­рона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированными вертикальными измерениями — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели жела­тельно.

Двери. Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько) задние или боковые — отступле­ние, отрешенность, избегание.

Двери (одна или несколько) парадные — первый признак от­кровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (от­кровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уедине­ние, избегание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельно­стью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чув­ство несоответствия, неадекватности и нерешительности в со­циальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональ­ной теплоты дома.

Окна. Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межличностным отношениям. Тенденция ограничения от дей­ствительности.

Окна, сильно открытые, — субъект ведет себя несколько раз­вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаи­модействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность.

Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужден­ность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша. Крыша — сфера фантазии.

Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выра­жают чувства субъекта, что им повелевают независимо от собст­венной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно со­провождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления конт­роля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая лично­стная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или про­длением за стены — усиленно защитная (обычно с мнительно­стью) установка.

Комната. Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате;

2) межличностными отношениями в комнате;

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписы­ваемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негатив­ную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната: субъект выбирает верхнюю дальнюю комнату — не­значительная тенденция к отчуждению.

Комната: субъект выбирает ближайшую комнату — мнитель­ность.

Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изо­бражения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Труба. Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку пси­хологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнитель­ность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усилен­ные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнительные, обрамляющие рисунок, элементы.

Прозрачный «стеклянный» ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным кон­тактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность за­висимости при доминировании родителей.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окру­жают дом, может иметь место сильное желание оградить себя за­щитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто­роны дорожки — указывают на незначительную тревогу в рам­ках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показы­вает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и са­моконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у до­ма — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетаю­щаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто воспринимает­ся как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет. Цвет, конвенциональное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый — для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от постоянных глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно ис­пользует не меньше двух или не больше пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмо­ционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект под­бирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных на­рушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность в чувстве безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность

теплоты из окружения.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением

эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Общий вид. Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности.

Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспек­тива, признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнализирует о начи­нающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная; субъект рисует по мень­шей мере четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружаю­щих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже не­значительные, все черты.

Размещение рисунка. Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внут­ренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа — незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботли­вого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рису­нок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно и что это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль­ностью.

Размещение рисунка по левой стороне листа — акцентирова­ние прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или уг­лубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект скло­нен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контроли­руемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на про­шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свобод­ными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа – желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые— ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем слу­чае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.

 

«ЧЕЛОВЕК»

Голова – сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

Голова изображается в самом конце – межличностный конфликт.

Нечеткая голова – застенчивость, робость.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой кон­троля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнутая шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея — уступки своим слабостям и жела­ниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры — признак физический силы или Потреб­ности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или потребности во власти.

Плечи мелкие — ощущение малоценности (никчемности), ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторож­ности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста­ток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище. Туловище угловатое или квадратное — мужествен­ность.

Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенно­сти, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, ма­лоценности.

Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп­торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительно­стью.

Лицо подчеркнуто—сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность домини­ровать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци­нации. Встречается у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити­ки, заглушать

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле­ние избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чув­ства.

Рот впалый — пассивная зависимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными сте­реотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, воз­можны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрело­сти и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мыш­лением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности. Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межличност­ных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вы­тянутые в стороны, — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физиче­ской сине, ловкости, храбрости как компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стрем­ления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межличностных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чув­ством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность к лучшей при­способляемости в социальных отношениях с чувством неадек­ватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоким ин­теллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сто­роне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависи­мость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контак­тах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.

Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверен­ность в себе.

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятель­ности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре, — материнская фигура воспринимается: как нелюбящая, отвергающая, неподдержи­вающая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — открытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные уси­лия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремле­нии к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы —грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межличностных отношениях.

Ступни непропорционально длинные— потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависи­мость.

Поза. Лицо изображено так что виден затылок, — тенденция

замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный в беге, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше­нию к правой или левой сторонам — отсутствие личного равно­весия.

Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляе­мость.

Человек — абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны — особо сильная фрустрация со стремле­нием избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Кукла—уступчивость, переживание доминирования окру­жения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощуще­ние внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек — может означать увиливание и негати­визм.

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопре­зрение.

Фон, окружение. Тучи — боязливая тревога, опасения, де­прессия.

Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязан­ности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирова­ния целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъ­ектом качества, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под чело­веком.

Оружие. Агрессивность. Многоплановые критерии. Разрыв ли­ний, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фи­гуры, карманы—зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие паль­цы и руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Поза с широ­ко расставленными ногами — грубость, черствость.

Контур, нажим, штриховка, расположение. Мало гнутых ли­ний, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округлые) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость,

черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопас­ность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Тонкие продленные Линии — напряжение:

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фи­гура—изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера кон­фликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой де­тали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Яркая линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии — недостаток энергии.

Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скован­ность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, им­пульсивность, нестабильность. Тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, ла­бильные настроения.

Длина штрихов. Если пациент возбудимый, штрихи уко­рачиваются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, рас­кованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряжение, замкну­тость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащи­щенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, реши­тельность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания — тревожность, опасливость.

Частые стирания — нерешительность, недовольство собой.

Стирание при перерисовке (если перерисовка более совер­шенна) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внут­ренний конфликт или конфликт с собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщесла­вию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценное и незначительности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа — зависимость, не­уверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Психолог должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринима­ет; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Существенные детали. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недале­ком прошлом характеризовался средним или более высоким ин­теллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей. Неумение ограничить себя указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несуще­ственные или странные) может послужить для более точного оп­ределения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденция к замкнутости.

Особо щепетильная детализация — скованность, педан­тичность.

Ориентация в задании. Способность к критической оценке ри­сунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянно­го контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом, — хорошее на­чало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — экстраверсия, потребность в под­держке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности, — хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

 

«ДЕРЕВО»

Общие закономерности. Корни — коллективное бессозна­тельное.

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энту­зиазм.

Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недос­таточность стремлений.

Корни. Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже пред­ставляющее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий — способность к различению и рассу­дительность в оценке реального, различная форма.этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать не­которые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия — видимое стремление быть в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдерживать агрессивность. Коле­бания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалент­ность, могущая быть источником внутреннего конфликта. Затор­моженные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное — отношение к про­шлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности жесткой и не­укоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо — увеличивается направлен­ность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авто­ритет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремле­ние навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмо­циональность.

Круги в листве — поиск ускакивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.

Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контак­тов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружаю­щему, не противостоит ему.

Листва-сетка, более или менее густая, — большая или мень­шая ловкость в избегании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое при­нятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объ­ективности.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским

способом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, прини­мающие малозначительные детали за характеристику явления

в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски

защиты, норма для 7 лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей

реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые линии — хорошее различение действительности.

Листья-петельки — предпочитает использовать свое обаяние.

Зигзаги в листве — осторожность и скрытность.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость,

обаяние.

Пальма — стремление к перемене мест.

Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

Ствол. Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозритель­ность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол — желание походить на отца, померяться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять.

Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, по­датливость.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — мо­жет самоутверждаться и действовать свободно. Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задер­живается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотребле­ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не соответ­ствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нор­мальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск под­держки.

Ствол расширяется книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укре­пить свое «Я» против беспокойного мира.

Расположение, размеры. Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.,

Нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рас­считывать на других, самоутверждаться.

Высота листвы (страница делится на 8 частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для 4 лет,

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,

3/8 — хорошие контроль и рефлексия,

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 — интенсивная духовная жизнь,

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от ин­теллектуального развития и духовных интересов,

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения.

Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад, желание действо­вать на других, атакует илизащищается, трудности в контактах, хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти, поиск безопасного убежища, против чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном лис­те) — детское поведение, испытуемый не следует данной инст­рукции.

Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпре­тации).

Добавление к дереву различных объектов — трактуется в за­висимости от конкретных объектов.

Пейзаж — означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интеллек­та, рассудительность.

Земля. Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами — дейст­вия в соответствии со своими собственными правилами, по­требность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю, в совокупности и касающихся края листа, — спонтан­ный контакт, затем внезапное удаление, импульсивность, каприз­ность.

Для экспресс-оценки агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения можно использовать табл. 8.

Таблица 8

Симптомокомплексы теста «ДОМ —ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК»

 

Симптомо-комплекс Симптом Балл
Враждеб­ность 1. Отсутствие окон   0, 2  
2. Дверь — замочная скважина   0, 1  
3. Очень большое дерево   0, 1  
4. Дерево с краю листа   0, 1  
5. Обратный профиль дерева, человека.   0, 1  
6. Ветки двух измерений, как пальцы   0, 1  
7. Глаза — пустые глазницы   0, 2  
8. Длинные острые пальцы   0, 2  
9. Оскал, видны зубы   0, 1  
10. Агрессивная позиция человека   0, 1, 2  
11. Задняя стена дома изображена с другой стороны, необычно   0, 1  
12. Двери с огромным замком   0, 2  
13. Окна без стекол   0, 1  
14. Отсутствие окон на первом этаже дома   0, 1  
15. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову   0, 1, 2  
16. Руки скрещены на груди      
17. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы)   0, 1, 2  
18. Карикатурное изображение   0, 1, 2  
19. Зубчатые неровные линии   0, 1, 2  
20. Фигура Бабы-Яги (к женщинам)   0, 1  
21. Крона — клубок   0, 1, 2  
22. Другие возможные признаки   0, 1  
Конфликтность 1. Ограничения пространства   0, 1, 2  
2. Перспектива снизу (взгляд червя)   0, 1, 2  
3. Перерисовывание объекта   0, 2  
4. Отказ рисовать какой-либо объект   0, 2  
5. Дерево как два дерева   0, 2  
6. Явное несоответствие качества одного из рисунков   0, 2  
7. Противоречивость рисунка и высказывания   0, 1  
Симптомо-комплекс Симптом Балл
  8. Подчеркнутая талия   0, 1  
9. Отсутствие трубы на крыше   0, 1  
10. Другие возможные признаки 0, 1  
Агрессив­ность 1. Разные постройки   0, 1, 2  
  2. Ноздри слишком подчеркнуты   0, 1  
3. Зубы четко нарисованы   0, 1, 2  
4. Руки сильные   0, 1, 2  
5. Рука как боксерская перчатка   0, 2  
6. Пальцы отделены   0, 1, 2  
7. Большие пальцы   0, 2  
8. Пальцев больше пяти   0, 2  
9. Пальцы длинные   0, 2  
10. Оружие 0, 1, 2  
11. Мало гнутых линий, много острых углов   0, 1.2  
12. Линии с нажимом   0, 1, 2  
13. Штриховка от себя   0, 1, 2  
14. Закрытая густая листва   0, 1, 2  
15. Штриховка ствола   0, 1  
16. Другие возможные признаки   0, 1  
Негати­визм 1. Разные постройки   0, 1, 2  
2. Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе   0, 1  
3. Уши маленькие   0, 1  
4. Уши слишком подчеркнуты   0, 1, 2  
5. Пальцы сжаты в кулак   0, 1, 2  
6. Кулаки прижаты к телу   0, 2  
7. Кулаки далеко от тела   0, 1, 2  
8. Ноги непропорционально длинные   0.2  
9. Ноги широко расставлены   0, 1  

 

Условные обозначения: 0 баллов — отсутствие признака, 1 балл — присут­ствие признака либо признак выражен слабо, 2 балла — многократное прояв­ление признака.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.