Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. В Англии: Королевские скамьи (уголовные и апелляционные)






В Англии:

  • Королевские скамьи (уголовные и апелляционные).
  • Суд общих тяжб (дела связанные с землёй, апелляционный институт).
  • Адмиралтейства (споры связанные с короной).

Суд канцлера своеобразный источник возникновения права справедливости, оно постепенно дополняло общее право. В 13 веке формируется парламент, его деятельность в создании актов, основой которых были петиции королю от населения, парламент от имени народа подавал их королю. В следствии этого появляются новые акты статусы, совокупность этих актов носит название – статусное право.

Большое место в системе источников Англии занимал судебный прецедент – судебное решение вынесенное судами по разрешению различных споров, которые являлись обязательными для разрешения аналогичных споров другими судами.

Королевские суды – общее право.

Канцлерский суд – право справедливости.

Если одни из разъездных судей решил дело, то и другой после этого должен был аналогичное дело решать аналогичным образом. По вертикали также королевские прецеденты были обязательными для разъездных судей.

Но случались и коллизии, общие суды вторгались в компетенцию суда канцлера и наоборот. Это было устранено путём чёткого определения юрисдикции общего суда и суда канцлера, также правило согласно которому в случаи коллизии при отсутствии нор, главенствующую роль играет право справедливости.

Во Франции:

Своеобразие источников, как и в Германии множественность источников. Параллелизм (параллельного существования на различных территориях, различного права и источников).

Ограниченная сфера деятельности. Во Франции в силу своеобразия исторического развития, сложилось так, что на севере письменные обычаи исходили от частных лиц, знатоков права. Обычное право – не писанное, являлось таким до тех пор, пока не было записано в судебники. После этого приобретают форму нормативного акта, утрачивает казуистичные начала, распространяется на большую территорию, приобретает абстрактную форму реализации в определённом кругу лиц. На юге преобладало римское право, это объясняется ранним складыванием крупных городских центров, центров ремесла и торговли. Поскольку отношения торговли были новаторским явлением, они требовали нового правового регулирования. Французские учёные и университеты помогали распространению рецепции римского права, которое получило название права высшего разума. Оно изначально было писанным. Юг – часть Франции письменного права. Деление Франции на север и юг (писанное и не писанное), в условиях абсолютной монархии было устранено, этому способствовали генеральные штаты.

В Германии:

В силу политической раздробленности носило сословный характер. Известный законодательный акт – Каролина, законодательство короля Карла 5-го, после княжеских выступлений. В ней чётко определены основы правопорядка в Германии. Регулировала преступление и наказание (устрашение). Каролина - форма имперского законодательства.

Мусульманское право (Шариат) Своеобразие: Возникновение этого права связано с деятельностью одного из основателей религиозной общины, Мухамеда у арабов. Сам Мухамед – создатель новой религии, ислама, затем в его деятельности его заменили четыре праведных последователя – 4 халиба. Которые на основе толкований высказываний, поступков Мухамеда создали священные книги мусульман – Коран и Сунну, после смерти Мухамеда. Эти два памятника стали источником права у арабов. Коран – священная книга мусульман, состоящая из молитв, проповедей приписываемых Мухамеду, которые призывали отказаться арабов от старых обычаев в пользу правил устанавливаемых Мухамедом. Коран состоит из 114 глав/ ссур, которые включали 8219 стихов/аятов. В содержании Корана чисто правовых норм не более 500, остальное проповеди и заповеди. Нормы Корана носят казуальный характер, и создавали в зависимости от смысла толкования последователями. Сунна – священное предание, состоящее из большого числа рассказов/хачесов, о рассуждениях и поступках Мухамеда. Особую роль в становлении мусульманского права сыграл последователь Абу, поскольку записал все высказывания, притчи, молитвы, а потом пересказывал непосредственно народу, то есть он создал Сунну – великий учитель. 3-ее место занимает Иджма – общее решение мусульманской общины (во главе общины проповедники или знатоки ислама, носили название Мутхиев). Эти знатоки ислама высказывали своё мнение, которое обсуждалось всей мусульманской общиной. Эти мнения были в рамках Корана и Сунны, вместе с тем, они признаются отдельным источником права, по которому жила община. Иджма – легко приспосабливалась к любым условиям, изменениям в жизни общины, постепенно была приспособлена для нужд формирующейся верхушки общины. Спорный источник – Ияс, это решение дел по аналогии, согласно ему правила устанавлеваемые в Коране, Сунне, Иджме, могут быть применены по отношению к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках. Ияс – не смог приспособится к новым условиям, изменениям в обществе. В мусульманском праве есть и другие источники, указы и распоряжения Халифов (глава государства) и кануны – законы исходящие от органов государственной власти. Система источников и их своеобразие отличается от Европы, это связано прежде всего с тем, что на Востоке была другая религия. На основе законодательства начинается структурирование, какие отношения, чем регулируются, деление на правовые институты. Структура феодального права в Европе и Азии:
  1. Главный институт – права собственности.
  2. Институт брака и семьи, наследования.
  3. Обязательственное право.
  4. Уголовное право.
  5. Организация судебной деятельности, деятельности судебных органов.
Такую структуру можно объяснить следующим: главной ценностью того периода была земля, именно поэтому во главе право собственности. Далее в то время одному вести хозяйство было просто невозможно, поэтому институт брака и семьи. Затем различные права связанные с выполнением обязательств и уголовной ответственностью, это понятно поскольку в любом обществе необходим порядок. Ну а судебные органы помогали устанавливать этот порядок.
j u r i s t y . r u Конспекты История буржуазного государства и права в Англии
  1. Периодизация истории буржуазного государства и права.
  2. Английская буржуазная революция (АБР). Предпосылки, причины, движущие силы, этапы, значение. Основные конституционные акты этого периода.
  3. Утверждение конституционной монархии в Англии и ее эволюция в 18-19 веке.
  4. Британская колониальная империя.
Вопрос 1. 1-ый период. Связан с буржуазной революцией (конфликт между королем и парламентом в 1640-ом году до 1660-го года, это по Черниловскому, Крашенниников считает, что до 1689-го года). Закладываются основы конституционной монархии. 2-ой период. 1660(89)-ый – оформление конституционной монархии в Англии завершается. 1701-ый год – “Акт о престолонаследии”. 3-ий период. С 1701-го до 1-ой мировой войны 1914-го года. Утверждение парламентской монархии. 4-ый период. С 1914-го до наших дней, изменение взаимоотношений между палатами и между парламентом и правительством. Вопрос 2. Способ решения проблемы власти /преобразование общества и власти (государства)/ - изобрела буржуазия. 1-ая буржуазная революция в мире произошла в Нидерландах, но она не может быть сравнима с АБР, поскольку ее исторической и мировое значение куда больше. Многие страны мира заимствовали её, это революция мирового масштаба. АБР прошла ряд этапов, которые характеризуются наличием определённой формы организации верховной власти.
  • Первый этап. С 1640-49 год, решались главные вопросы, связанные с той формой организации верховной власти, в которой нуждалась крупная буржуазия, финансовая аристократия. Этот период характеризуется постоянной и непрекращающейся борьбой за ограничение абсолютной власти английского монарха. Утверждается верховенство парламента. Наряду с этим, окончательно был закреплен второй принцип: “Господство права” (первый: “Верховенство парламента”).
  • Второй этап. С 1649-53-ий – установление новой формы организации верховной власти, в результате которой упраздняется монарх и палата лордов, утверждается республика. Обусловлен борьбой революционных сил, обеспечил приход во власть средних слоев буржуазии.
  • Третий этап. 1653-1660-ый – протекторат (монархия + республика), становится компромиссом входе буржуазной революции между финансовой аристократией и средними слоями класса буржуазии, они объединены одной идей – восстановление старых форм власти. Этот компромисс стал преградой к приходу во власть более мелких буржуа. Также этот период характеризуется наличием совокупности черт английской монархии и черт, возникших в ходе революции. Все это приводит к установлению конституционных основ в Англии.
  • Четвертый этап. Выделяется в отдельный Крашенниковым, он считает, что основанием классификации может быть не только форма устройства верховных органов власти, но и характером взаимоотношений между монархом, правительством и парламентом. Поэтому и выделяет четвертый этап, период установления основ конституционной монархии.
До АБР в стране была абсолютная монархия, которая отличалась:
  • Парламентом, наличием законодательного органа.
  • В виду островного положения, отсутствие постоянной армии
  • Отсутствие органов местного самоуправления в городах и округах.
Политическая обстановка в стране характеризовалась отношениями складывающимися между королем и парламентом. Короли пренебрежительно относились к парламенту, он созывался ими только для сбора налогов, поскольку требовалось их согласие, в остальном, не интересовались его мнением, отсюда частые неожиданные роспуски парламента. Парламентом было подана петиция королю в которой содержались следующие требования:
  1. Упразднение Звёздной палаты и Высокой комиссии (внесудебная расправа), вне общих судов и суда канцлера.
  2. Претензия к королю – король вмешивался в судебную деятельность (канцлера и общих).
  3. Ограничение солдатских постоев в домах.
  4. Требования к усилению вооруженных сил, флота, который смог бы обеспечить свободную морскую торговлю.
  5. Претензии к отдельным лицам правящей верхушки, к их произволу.
  6. + О роспуске парламента: распускать парламент можно только после 50-ти дней его работы, срок беспарламентского правления – 3 года.
  7. Необходимость соблюдения королями обычаев и вольностей.
  8. Требование о установлении новых налогов только с полного согласия парламента.
  9. Ограничение произвола королевской юстиции, аресты могут производиться только по закону.
Такие требования были неприемлемы для монархии, поэтому парламент был разогнан, но вскоре Карл Стюард был вынужден вновь собрать, поскольку Англия находилась на грани поражения в войне с Шотландией за соблюдение принципов католицизма. Эта война была необходимым (но не достаточным см. Сложные суждения /понятие необходимого и достаточного условия/ в конце темы) условием для созыва. Данный парламент получил название “Долгого парламента” (1640-53). Новый парламент повторил требования предыдущего парламента + 6 пункт. Такие требования и петиция 1628-го года, невозможность роспуска, привели к тому, что король уехал в Оксфорд, начинается революция. АБР проходит под лозунгом борьбы с религией, то есть революция была антирелигиозной. Выделяют три политических течения в АБР:
  1. Пресвитериан – выражали интересы крупной земельной аристократии.
  2. Индепенденты – обуржуазившее дворянство (джентри) и среднее дворянство.
  3. Левельеры (уравнители) – мелкая буржуазия, стремилась к реализации своих принципов: свободы, равенства, защиты частной собственности. Они проигрывают, поскольку первые две группы пришли к компромиссу.
  4. Диггеры – выражали интересы простого народа.
Законодательные акты периода АБР: Великая ремонстрация – требования к королю, назначать на должностные места, только тех лиц, которые пользовались доверием парламента, вторжение в монархические устои парламента. Не была принята, но этот принцип стал государственным. 3-ых годичный акт – 1641, устанавливал сроки полномочий английского парламента. Но самое главное в нем то, что если король не созывал парламент в течении трех лет, то тогда созывали шерифы короля, тогда это функция передаётся народу, если и он не выбирает тогда парламент начинает функционировать самостоятельно. Также право собираться для проведения заседаний самостоятельно. Акт о создании парламентской армии – создавалась парламентская армия из лиц которые имели способность к воинским обязанностям, стала серьёзным конкурентом королевской армии. Акт о отмене феодально-рыцарских держаний – 1646, все рыцарские держания стали частной собственностью владельцев. В результате войны с Шотландией, Англия терпит поражение, король захвачен, парламент выкупает его, и этим сильно повышает свой авторитет в обществе. Теперь он становится носителем верховной власти, все постановления парламента имеют высшую юридическую силу без согласия короля. 19 мая 1649-го года актом парламента, Англия объявляется республикой, упраздняется высшая палата – Палата Лордов, верховная власть окончательно переходит в руки парламента. Высший орган исполнительной власти – государственный совет, он обязан отчитываться о своих действиях парламенту, получил в свои полномочия право установления и взымания налогов. Основанием деятельности верховной власти, стала конституция. Законодательная власть закрепилась за Лорд Канцлером и Парламентом. Также Лорд Канцлер обладал следующими полномочиями: командование войсками; война и мир; назначение должностных лиц на местах. Вопрос 3. “Билль о правах” 1689-го года, возник в результате борьбы между вигами (буржуазия) и тори (старая земельная аристократия). По содержанию этот документ был актом, который закреплял лидирующее политическое положение буржуазии. Был формой гарантированности прав английского парламента, гарантией прав политических партий. При вступлении на престол, король теперь обязан был выражать интересы буржуазии. Этим актом, между вигами и тори было заключено конституционное соглашение, которое выражалось в следующем: тори остаются у власти, но будут проводить политику в интересах вигов. Этот компромисс стал основой дальнейшего политического развития Англии. В 1789-ом году, парламент был объявлен верховным органом, он также увеличил свой срок полномочий до 7-ми лет. “Акт об устроении” (Закон о престолонаследии) 1701-го года.
  1. Этим актом окончательно оформляется принцип разделения властей, теперь оно чётко прослеживается. Что касается престолонаследия, то теперь на престол мог входить только тот наследник, который придерживался англиканской церкви.
  2. Принцип контрактуры – чётко разграниченные полномочия монарха и правительства. Английский монарх мог издавать законодательные акты, но постепенно это право отошло к английскому парламенту. Также ранее монарх мог издавать иные нормативные акты, теперь это делали специальные министры, тем самым была снята ответственность с короля за издание нормативных актов, короли лишились практически всех полномочий.
  3. Была провозглашена свобода и самостоятельность судебной власти. Если раньше монарх назначал и смещал с должности всех судей. То с вступлением этого акта в силу, монарх потерял право смещать судей без каких-либо очевидных причин, теперь мог сместить только в виду того, что судья совершил преступление. Также монарх лишился права изменять решения судов.
Таким образом в конце 17-го начале 18-го века оформляется новая форма государственного строя. Вот основополагающие принципы этого государственного строя:
  • Принцип господства права. В соответствии с обычаями страны, законами и только на основе их, создаются и принимаются новые законодательные акты.
  • Принцип верховенства парламента. Он теперь мог сделать практически все.
Развитие государственного строя не было завершено, поэтому создавались новые условия, которые обеспечили дальнейшее развитие государственного строя Англии. На протяжении 18-го – 19-го века идёт бурное развитие промышленности, появляется рабочий класс. Крестьянство как класс исчезает. В виду сложившихся экономических и социальных изменений, наблюдаются изменения в политических партиях, соотношении между ними, их социальной базы, и организационных структурах партий. Возрастает количество территориальных организаций партий, проводятся съезды, выборы лидеров. Появляется новая рабочая партия (лейбористская), которая существенно изменила состав парламента. Но система выборов в парламент сохранилась старая, несмотря на кардинальные изменения в социальной и экономической сфере страны. Поэтому вся история 18-го – 19-го века складывается в противоборстве политических партий, вплоть до установления нормальной избирательной системы. Правовой основой функционирования парламента, короля и правительства стало конституционное соглашение. В него входили неписаные правила, сложившиеся в политической жизни государства, которые соблюдались всеми политическими силами страны добровольно, поскольку добровольно, отсутствовал какой-либо орган, который бы контролировал выполнение этих правил. Монарх не являлся ответственным лицом за политику государства, не мог совершать каких-либо важных государственных и политических действий. Требовался юридический механизм отстранения монарха от судебной, исполнительной, законодательной власти. Существовали только неписаные правила, которые регулировали эти положения, требовалось установление письменных законов. Примером сложившейся ситуации с “дефицитом” писанных законов может послужить ситуация с английским парламентом. Согласно британской конституции правительство как орган исполнительной власти вообще не предусматривалось, упоминается в конституции лишь как орган, являющийся продолжением английского монарха. Каких-либо правовых оснований для существования правительства вообще не было. К тому в правительстве было такое структурное подразделение, как кабинет министров, положения которого, также не регулировалось нормативной базой. Английский парламент начиная с революции и вплоть до начала 18-го века постепенно закрепил своё верховное положение в системе высших государственных органов. Актом 1841-го года, только парламенту разрешалось судить своих членов. Актом 1884-го года было закреплено право парламента распоряжаться своими делами, тем самым было существенно ограниченно влияние других ветвей власти на дела парламента. Парламент остаётся 2-ух палатным. Вопрос взаимоотношений между палатами остаётся острым до сих пор. В начале 19-го века, с возникновением кабинета министров, образование правительства было напрямую связанно с парламентом. Партии, имеющие большинство в парламенте формировали правительство (опять же в соответствии с неписаными правилами). Правительство – это орган управления, который управляет отраслевыми функциями. Правительство Англии того периода состояло из группы должностных лиц, которые представлялись премьер-министрам в палате общин, и только после этого их утверждали в парламенте, и они могли начинать выполнять свои функции. Премьер правительства – это глава/член победившей на выборах в парламент партии. Способ формирования кабинета министров определялся самим премьером. В кабинет министров входил наиболее узкий костяк членов. Если правительство не имеет большинства поддержки в Парламенте, то оно обязано уйти в отставку, что являлось опять же неписаным правилом. Таким образом, в 18-ом веке возник принцип ответственности. Можно проследить эволюцию этого принципа. Первоначально существовал принцип персональной ответственности членов правительства, он существенно не влиял состав правительства, не играл определяющего воздействия. Затем возникает принцип коллегиальной ответственности, который сильно повлиял на состав правительства. В виду этого изменился характер взаимоотношений в верховных органах власти. Англия превращается из конституционной монархии в парламентскую монархию. Основой, определяющей взаимоотношения правительства, парламента и монарха был следующий принцип: “Английский монарх царствует, но не управляет”. Верховенство парламента складывается только в 18-от веке. “Король в парламенте” - то есть законодательную деятельность осуществлял парламент, но под пристальным вниманием короля. Теоретически Английский монарх имеет право вето, право быть командующим вооруженными силами страны, право заключать международные договоры и так далее, но он эти правами не пользуется, наиболее полно сложившуюся обстановку отражает фраза - “Спящий лев”. Также для Англии характерно и несколько других принципов государственного функционирования:
  • Принцип непосещения королём заседаний правительства, который сложился в результате многократного не посещения королём заседаний правительства.
  • Принцип разделения властей, который является основным принципом государственного строя Англии.
  • Принцип гарантированности основных прав и свобод английских граждан.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.