Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Франции 1791 г. как закрепление итогов первого этапа революции






Революционные преобразования в области права и государ­ственности, произошедшие во Франции в первый период Великой Французской революции, были закреплены в тексте Конституции 1791 г. Это была первая в истории страны конституция, ознамено­вавшая переход от абсолютной монархии к конституционной. Она закрепила сложившееся в эти годы перераспределение властных полномочий и приход к власти буржуазных предпринимательских кругов.

Особа короля провозглашалась священной и неприкосновен­ной. Вместе с тем пункт 3 провозгласил подзаконность королевс­кой власти, что являлось принципиальным новшеством по срав­нению с эпохой абсолютизма. Монарх был главой исполнительной власти, главнокомандующим армией и флотом, назначал мини­стров, послов и других высших должностных лиц. Но власть его была условной, так как все высшие должностные лица были по­дотчетны Национальному собранию, а не королю. Единственным реальным властным полномочием короля было право отлагатель­ного вето.

Конституция 1791 г. закрепляла правило контрассигнации: каж­дый документ, подписанный королем, должен был быть подписан­ным и соответствующим министром. Только в этом случае он всту­пал в юридическую силу.

Конституция предусматривала конкретные случаи, в которых король считался отрекшимся от престола.

Полномочиям Национального собрания посвящалась глава 3, отдел 1. Таким образом, реальные политические полномочия были сосредоточены не в руках короля, а у Законодательного корпуса.

Судебной власти посвящалась глава 5. Уже пункт 1 провозгла­сил ее независимость и самостоятельность от других ветвей влас­ти. Пункт 2 закрепил выборность судей и их несменяемость, что должно было стать гарантиями дальнейшей демократизации судебной системы страны. Но никаких конституционно-контролирую­щих полномочий за юстицией не предусматривалось. Законода­тельной власти принадлежало право устанавливать численность мировых судей в городах и кантонах, а также границы судебных округов. Для разбирательства уголовных дел вводился суд присяж­ных из 12 человек. При Национальном законодательном собрании учреждался Кассационный суд, который не рассматривал дела по существу, а в случае нарушения правил судопроизводства направ­лял дело на пересмотр.

Местные органы власти были выборными. По новому админи­стративному устройству страна делилась на 83 департамента, де­партаменты — на дистрикты, дистрикты — на кантоны. Выборы чиновников департаментов и дистриктов были двухстепенными. Избирательная система предусматривала небольшой имуществен­ный ценз в размере 10-дневного жалования рабочего.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.