Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Исследование девиантного поведения у старших подростков .






Базой для проведения исследования послужила МКОУ Падеринская средняя общеобразовательная школа, в исследовании принимали участие учащиеся 8 класса: 13 мальчиков и 17 девочек. Возраст испытуемых: 14-15 лет.

В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика. Всем подросткам, участвовавшим в исследовании, была предложена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», состоящая из девяти вопросов: о взаимоотношениях подростка с родителями, о взаимоотношениях подростка с одноклассниками, а также, содержащая общие вопросы (состав семьи, место работы родителей, увлечения). Анкета была составлена таким образом, чтобы на основании полученных данных можно было сделать вывод о том, насколько благополучна психологическая атмосфера в семье подростка и в классе, где он обучается. Конкретно, первый вопрос из анкеты (о составе семьи) позволяет выяснить: в полной или неполной семье воспитывается подросток, кто из родителей принимает большее участие в воспитании подростка. В дальнейшем, полученные результаты по данному вопросу могут быть использованы для определения связи между составом семьи и склонностью к девиантному поведению у старших подростков, т.е. для исследования влияния особенностей воспитания на девиантное поведение подростков.Вопросы №3, 4 и 5 позволяют выяснить насколько комфортно чувствует себя подросток дома, кому из родственников он отдает предпочтение в общении, какова, в целом, психологическая атмосфера в семье (качество взаимоотношений подростка с семьей). Вопрос №3 («Какие у Вас отношения с семьей?») - развернутый, имеет четыре варианта ответов, что позволяет оценить качество взаимоотношений подростка с семьей и, на основании ответов, разделить всех испытуемых как минимум, на 2 категории: подростки, чьи взаимоотношения с семьей близкие, дружеские, хорошие; подростки, с нейтральными или плохими взаимоотношениями в семье. Ответы на вопросы №7, 8 и 9 дают представление о том, насколько комфортно чувствует себя подросток в классе, в котором он обучается, насколько подросток общителен, какова, в целом, психологическая атмосфера в классе (качество взаимоотношений подростка с классом).Вопросы №8 и 9 («Со сколькими одноклассниками Вы общаетесь каждый день?» и «Скольких людей в классе Вы можете назвать своими друзьями?») – развернутые, каждый из них имеет по четыре варианта ответов, что позволяет оценить качество взаимоотношений подростка с классом, выяснить, насколько подросток открыт для общения. Ответы на данные вопросы дают возможность разделить всех испытуемых на 3 группы, на основании удовлетворенности общением с одноклассниками, т.е. качеством взаимоотношений подростка с классом.Также, анкета содержит вопросы общего плана (профессия родителей, хобби, увлечения). Эти вопросы служат для того, чтобы настроить подростка на процедуру дальнейшего психодиагностического исследования.Таким образом, анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками» помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками. Для исследования девиантного поведения у старших подростков использовался также метод психодиагностики. Для этого были использованы следущие методики:

1. Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл);

2. Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).

Описание методик:

1. «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл).

Назначение: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы: служебная (установки на социально-желательные ответы), склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению, а также, шкала принятия женской социальной роли (только для девочек).

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам.

Показателем степени склонности к отклоняющемуся поведению по методике СОП является коэффициент степени склонности к отклоняющемуся поведению. Это усредненный балл по всем шкалам методики, который позволяет определить степень склонности к отклоняющемуся поведению у каждого отдельного испытуемого или у группы испытуемых (мальчики; девочки). Степень склонности к отклоняющемуся поведению может быть: низкой, средней, высокой.

2. «Методика диагностики показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки).Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.Виды реакций. Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, не направленная непосредственно на конкретное лицо.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.Показателями агрессивности и враждебности по данной методике являются: индекс враждебности (включает в себя 5 и 6 шкалу), индекс агрессивности (1, 3, 7 шкалы). Результаты по группам шкал суммируются. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3.Общая степень склонности к девиантному поведению будет складываться из показателей: степени склонности к отклоняющемуся поведению (низкая, средняя, высокая) и индексов агрессивности и враждебности (низкий, средний, высокий). Главным определяющим показателем является коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению (по методике СОП, А.Н. Орёл), вторым по значимости является показатель – индекс агрессивности и индекс враждебности (А.Басс - А.Дарки). Выбранные методики позволяют исследовать различия между девочками и мальчиками в склонности к проявлению форм девиантного поведения у старших подростков.

Анализ результатов исследования.С помощью метода анкетирования нам удалось:

1.Проанализировать семейные взаимоотношения и условия воспитания подростка;

2.Проанализировать взаимоотношения подростка с одноклассниками.

На основании полученных данных мы определили соотношение подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, соотношение подростков с благоприятной и неблагоприятной психологической атмосферой в семье, в классе.

Среди тридцати опрошенных подростков лишь семеро воспитываются в неполной семье, причем трое из них - мальчики; 23 подростка из класса воспитываются в полной семье, включающей бабушек, дедушек, сестёр, братьев и других родственников, из них десять мальчиков.

Большая часть опрошенных утверждает, что их отношения внутри семьи являются «близкими, дружескими» (26 подростков из 30). Остальные оценивают свои взаимоотношения с семьей как «не очень близкие, но хорошие» (4 из 30, из них 2 - мальчика). Большинство подростков выделяют мать как самого близкого человека, с которым они всегда себя комфортно ощущают, с которым проводят больше времени, чем с другими членами семьи. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях (все семеро воспитываются матерями) особо подчеркивают ценность для них матери, отвечая на вопросы развернуто: «Я люблю свою маму» или «Мама - самый важный человек в моей жизни» и т.д. Что касается подростков из полных семей, они тоже чаще выделяют мать как более близкого родственника (18 подростков из 23-х). Также, некоторые подростки выделяют сестёр и братьев, как членов семьи, с которыми они комфортнее всего себя чувствуют (5 из 23-х, все они - мальчики). В целом, и подростки и из неполных, и подростки из полных семей комфортно чувствуют себя в кругу семьи, их устраивает психологическая атмосфера в семье, они оценивают свои взаимоотношения с семьей как близкие, дружеские или не очень близкие, но хорошие.

Анкетирование показало, что в классе все опрошенные подростки чувствуют себя комфортно. Ответы на вопросы анкеты (№8 и 9) дают возможность разделить подростков на три группы на основании удовлетворенности общением с одноклассниками. Все подростки, в соответствии и возрастными особенностями, стремятся к общению со сверстниками, но все в разной степени. Первая группа – подростки, активно взаимодействующие с одноклассниками, стремящиеся приумножить число друзей в классе (9 человек из 30, из них 4 мальчика).

Эти подростки легко находят друзей, общаются с большим числом людей каждый день в классе и имеют среди одноклассников больше друзей (в среднем, 15-16 человек в классе, с которыми эти подростки общаются каждый день, из них 7-10 друзей), чем подростки из второй группы (18 человек из 30, из них 9 мальчиков). Подростки, входящие во вторую группу менее общительны, имеют меньше друзей в классе (в среднем, 2-4 друга и 6-7 человек в классе, с которыми каждый из этих подростков общается каждый день). Эти подростки испытывают менее сильную потребность в общении с одноклассниками. И, наконец, подростки, входящие в третью группу (3 из 30, все девочки), малообщительны, имеют немного друзей в классе или совсем не имеют таковых; ежедневно они общаются с 1-2-мя одноклассниками, ведут себя скромно и стараются не выделяться. Это можно объяснить индивидуально-психологическими особенностями личности подростков, а не их плохими взаимоотношениями с одноклассников. Это подтверждает тот факт, что все опрошенные ответили на вопрос «Комфортно ли Вы чувствуете себя в классе?» положительно.

Таким образом, с помощью анкеты «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками» нам удалось проанализировать семейные взаимоотношения и условия воспитания подростков: согласно результатам анкетирования, большинство подростков оценивают свои взаимоотношения с семьей как «близкие, дружеские» (26/30), остальные – как «не очень близкие, но хорошие» (4/30). Подростков, воспитывающихся в неполной семье в три раза меньше, чем подростков из полных семей (7/30 – неполная семья, 23/30 – полная семья). Также на основании результатов анкетирования был проведен анализ взаимоотношений подростков с одноклассниками: все опрошенные подростки чувствуют себя комфортно в классе, удовлетворены общением и качеством взаимоотношений с одноклассниками (30/30); по критерию общительности, связанным с качеством взаимоотношений подростков с классом, всех опрошенных можно разделить на 3 группы: с высоким критерием общительности (9/30), со средним критерием общительности (18/30), с низким критерием общительности (3/30).

Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.

В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл (коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению) у девочек немного выше, чем у мальчиков. Средняя оценка у девочек составила 7, 2 балла из 19-ти возможных, а у мальчиков – 6, 6 балла из 19-ти. Таким образом, девочки, согласно результатам по данной методике, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики. При этом, все испытуемые набрали не более 7-ми баллов по шкале установки на социальную желательность ответов (средний балл). Это означает, что результаты данной методики можно считать достоверными.

По шкале №1 (склонность к преодолению норм и правил) наблюдаются различия в результатах у девочек и мальчиков: 76, 4 % девочек набрали по данной шкале высокие баллы, это на 30, 3% больше, чем у мальчиков – высокие баллы у мальчиков набрали только 46, 1% испытуемых. Полученные результаты могут свидетельствовать о большей предрасположенности девочек к преодолению норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Сравнивая данные оценки с оценками по другим шкалам, мы пришли к выводу, что, несмотря на высокие оценки по шкале №1, всех исследуемых подростков можно отнести к группе со склонностью к отклоняющемуся поведению, соответсвующей норме (по критериям данной методики). Тем не менее, стоит отметить, что более высокие оценки по всем шкалам также получили девочки (шкала №2 (склонность к аддиктивному поведению) – девочки – 17, 6%, мальчики – 15, 3%).

Такие результаты могут свидетельствовать о том, что девочки более предрасположенны к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.

По шкалам №4 и 6 высокие оценки также были получены девочками, причем мальчики по этим же шкалам не получали высоких оценок вообще. По шкале №4 (склонность к агрессии и насилию) и по шкале №6 (склонность к делинквентному поведению) девочки получили высокие баллы: 17, 6% и 23, 5% девочек соответственно.

Полученные результаты по данным шкалам свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о склонности подростков к реализации деликвентного поведения.

Возможно, полученные результаты связаны с возрастными особенностями лиц, участвующих в исследовании (психологические особенности старших подростков).

Все полученные данные свидетельствуют о том, что старшие подростки, в частности, девочки, более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения: аддиктивное, агрессивное, делинквентное и др. Это противоречит гипотезе исследования.

В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, что большинство исследуемых подростков не склонны проявлять беспричинную агрессию и враждебность по отношению к окружающим. Критериями оценки агрессивности и враждебности в данной методике выступают индекс агрессивности и индекс враждебности. Индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки – ИА = 20, 1 (усредненный показатель всей группы девочек); мальчики – ИА = 18, 2 (усредненный показатель всей группы мальчиков)). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9, 7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8, 3 (усредн.)).

При этом, в процентном соотношении индекс агрессивности у 88, 3% девочек имеет среднюю величину, а у 11, 7% - низкую. Среди девочек высокий индекс агрессивности диагностирован не был. Индекс агрессивности у мальчиков имеет более широкий разброс: высокий - 15, 4% мальчиков; средний - 46, 1% мальчиков; низкий - 38, 5% мальчиков. Тем не менее, все подростки, участвующие в исследовании, имеют показатели агрессивности и враждебности, соответствующие норме по данной методике.

Индекс враждебности у 23, 5% девочек – высокий, у 76, 5% девочек – средний. Низкого показателя враждебности диагностировано не было. Не смотря на это, у мальчиков более высокие, по сравнению с девочками, показатели враждебности: высокий - 38, 5% мальчиков; средний - 61, 5%; низкий - 0%.

Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что в данной возрастной категории, участвовавшей в исследовании (старшие подростки), такое различие между мальчиками и девочками в индексах агрессивности и враждебности связано с возрастными особенностями испытуемых. Индекс агрессивности в старшем подростковом возрасте выше у девочек, возможно, потому, что они склонны более выражено и экспрессивно реагировать на внешние раздражители, склонны к более яркому проявлению эмоций.

Поскольку индекс агрессивности, согласно методике А. Басса и А. Дарки, складывается из показателей физической, вербальной и косвенной агрессии, можно предположить, что высокий усредненный показатель агрессивности у девочек связан с более развитыми, по сравнению с мальчиками, вербальными способностями. Т.е. девочки более склонны выражать эмоции вербально, чем мальчики. Девочки по природе своей более эмоциональны и впечатлительны, чем мальчики, а также, склонны проявлять агрессию косвенно (т.е. опосредованно). Девочки чуть реже, чем мальчики готовы применять физическую силу по отношению к другому лицу, т.е. проявлять физическую агрессию. Более высокий индекс враждебности у мальчиков, чем у девочек, можно объяснить тем, что мальчики не склонны легко доверять окружающим, они осторожны в общении и у них, ярче, чем у девочек, проявляется тяга к соперничеству, отстаиванию своих интересов. Индекс враждебности складывается из показателей – «обида» и «подозрительность». Возможно, проявление такого рода враждебности в старшем подростковом возрасте более свойственно для мальчиков. Обобщив все вышеизложенное, можно отметить, что в результате проведения исследования девиантного поведения старших подростков было выяснено: все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению (согласно методике СОП), причем средний балл (коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению) у девочек немного выше, чем у мальчиков (девочки - 7, 2, мальчики - 6, 6 балла). Индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20, 1; мальчики - ИА = 18, 2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9, 7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8, 3 (усредн.)). Поскольку, как отмечалось ранее, коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению (методика СОП А.Орёл) является главным определяющим показателем исследования (вторым по значимости является показатель – индекс агрессивности и индекс враждебности (А.Басс - А.Дарки), то можно заключить, что согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.

 

 

Заключение.

Таким образом, подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психологического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны.Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, а другие позже. Гипотеза исследования не подтвердилась, девочки в подростковом возрасте ведут себя более агрессивно, чем мальчики. Возможно это поведении, возникает посредством физиологии(гормоны). Характерологическая особенность 10-15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей.Проблема кризиса подросткового возраста актуальна в социуме, очень много увеличилось краж, убийств, насилия, детского алкоголизма, наркомании, ведения ранней половой жизни, связано с тем, что подростки в этом возрасте, стараются найти себя, это сложный возраст, с точки зрения физиологии и психологии, порой родители, не понимая детей, создают им массу переживаний и проблем. Подростки от этого непонимания вступают в различные субкультуры, криминальные группы, начинают выпивать, пробуют курить. Итак, подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Сложный возрастной период, требующий от родителей и взрослых понимания подростков.

 

 

Список литературы.

1. Орел А. Н. Определение склонности к отклоняющемуся поведению // Социальная психология девиантного поведения. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю. А. Клейберга. М., 2004. Ф. С. Сафуанов

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Андреева Г. М. Социальная психология – М.: Издательство Эксмо, 2000

4.Кудрявцева В.Н. Социальные отклонения: Введение в общую теорию / В.Н. Кудрявцева - М.: Юрид. лит., 1984.

 

5.Афанасьев В.С. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы / В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский - М.: Образ мыслей и образ жизни, 1996.

6. Абрамова Г. С. Возрастная психология Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.