Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственные законы 2 страница






666. Можно ли молиться духам, т. е. можно ли обращаться к ним с молитвой?

“Можно молиться благим духам, так как они суть посланцы Божьи, исполнители Его воли: но сила, которою они обладают, находится в прямой зависимости от степени их совершенства и всегда зависит от хозяина всех вещей, без позволения Коего ничто не совершается; поэтому молитвы, которые к ним обращают, действенны лишь, если они угодны Богу.”

§ 95. ПОЛИТЕИЗМ

667. Почему политеизм, хотя вера его и ложна, является одним из самых старых и распространенных верований?

“Мысль о едином Боге не могла возникнуть у человека иначе как результат развития его идей. Неспособный в невежестве своем представить себе, как существо нематериальное, не обладающее определенной формой, воздействует на материю, человек наделил его свойствами физической природы, т. е. формою и лицом, и с той поры все, что представлялось ему превосходящим границы среднего ума, стало для него неким божеством. Все, чего он не понимал, должно было стать произведением некой сверхъестественной силы, а отсюда до веры во множество различных сил, действие коих он наблюдал, всего один лишь шаг. Но во все времена были просвещенные люди, понявшие невозможность для этого множества сил управлять миром без вышнего вмешательства и поднявшиеся до мысли о едином Боге.”

668. Так как спиритические явления производились во все времена и были известны с самых давних пор, то не могли ли они навести на веру во множество богов?

“Несомненно, поскольку люди называли „богом" все, что было сверхчеловечно, то духи были для них богами, и поэтому когда какой-то человек отличался ото всех прочих своими делами, своей гениальностью или оккультной силой, непонятными профану, то из него делали бога и обожествляли его после смерти.” (См. № 603).

+ Слово “бог” имело у древних очень много значений; это не было, как в наши дни, олицетворением Творца природы, это было родовое определение, даваемое всякому существу, находящемуся вне человечества: и так как спиритические явления открыли древним существование бестелесных существ, действующих как сила природы, то они назвали их богами, как мы теперь называем их духами. Это, таким образом, всего лишь вопрос слов: в своем невежестве, поддерживаемом намеренно теми, кому это было выгодно, люди возводили этим существам прибыльные храмы и алтари, тогда как для нас это такие же обыкновенные существа, как и мы, более или менее совершенные и освободившиеся от своей земной оболочки. Если внимательно изучать различные свойства языческих божеств, то в них можно без труда узнать все свойства наших духов на всех ступенях спиритической лестницы, их физическое состояние в высших мирах, все свойства перисприта и ту роль, которую духи играют в вещах земных. Христианство, пришедшее озарить мир своим божественным светом, не могло уничтожить вещи, бытующей в природе, но оно перенесло поклонение на Того, кто его заслуживает. Что же касается духов, то они увековечены у разных народов под различными именами, и проявления их, никогда не прекращавшиеся, были по-разному истолкованы и зачастую эксплуатировались под покровом тайны. Тогда как религия усматривала в них явления чудесные*, скептики видели в этом всего лишь фиглярство. Сегодня, благодаря более серьезному изучению, сделанному при свете дня, спиритизм, освобожденный от предрассудков, затемнявших его на протяжении веков, открывает нам одно из самых великих и возвышенных начал природы.

_________

* Ответ, данный духом г-на Моно, протестантского пастора в Париже, умершего, в апреле 1856 г. Предыдущий ответ, № 664. исходит от духа Святого Людовика. (А. К.)

§ 96. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

669. Обычай человеческих жертвоприношений восходит к самой далекой древности. Как человек мог поверить, что подобные вещи могут быть приятны Богу?

“Поначалу потому, что он не понимал, что Бог источник доброты; у первобытных народов материя преобладает над духом: они отдаются скотским инстинктам, вот почему они обыкновенно жестоки, т. е. из-за того, что нравственное чувство в них еще совсем не развито. Затем потому, что первобытные люди должны были естественным образом думать: одушевленное существо в глазах Божьих имеет гораздо большую цену, чем какой-то материальный предмет. Это и повлекло их умерщвлять сначала животных, а позднее и людей, поскольку, согласно своему ложному верованию, они полагали, что ценность жертвоприношения была в прямой зависимости от важности жертвы. В материальной жизни, какую вы большей частью ведете, если вы делаете кому-то подарок, то всегда выбираете его по тем более высокой цене, чем больше привязанности и уважения вы желаете засвидетельствовать. То же самое должно быть и у невежественных людей по отношению к Богу.”

— Таким образом, жертвоприношения животных должны предшествовать человеческим жертвоприношениям?

“В этом нет сомнения.”

— Согласно такому объяснению, человеческие жертвоприношения не имели источником своим жестокость?

“Нет, но ложную идею о том, что приятно Богу. Посмотрите на Авраама. Впоследствии же люди стали злоупотреблять этим, умерщвляя своих врагов, даже своих личных врагов. Бог, впрочем, никогда и не требовал жертвоприношений, ни животных, ни человеческих: нельзя чествовать Его, бесполезно разрушая Его собственную тварь.”

670. Человеческие жертвоприношения, совершаемые с благочестивым намерением, могли ли они иногда быть угодны Богу?

“Нет, никогда; но все же Бог судит по намеренью. Поскольку люди, будучи невежественны, могли верить, что они совершали похвальное действие, убивая одного из себе подобных; Господь принимал во внимание лишь мысль, а не факт. Улучшаясь, люди должны были признать свою ошибку и осудить эти жертвоприношения как недостойные входить в круг идей просвещенных умов; я говорю „просвещенных", потому что умы тогда были окутаны материальным покровом; но через свою свободную волю они могли составить себе представление о своем происхождении и своей цели, и тогда многие интуитивно уже понимали, какое зло они творят, но они продолжали творить его, дабы удовлетворить свои наклонности и страсти.”

671. Что должны мы думать о так называемых “священных” войнах? Чувство, влекущее фанатичные народы ради того, чтобы быть угодными своему богу, к предельно возможному истреблению всех, кто не разделяет их веры, имеет ли оно тот же самый источник, что и то, которое, прежде побуждало их к принесению в жертву себе подобных?

“Их толкают к этому духи зла, и, ведя войну с себе подобными, они тем самым идут против воли Божьей, ибо Господь говорит, что они должны любить своего брата, как самого себя. Все религии, или, вернее, все народы поклоняются тому же самому Богу, хотя и наделяют Его различными именами, так почему же они должны вести истребительную войну из-за того, что их религия отличается от религии соседа или не достигла еще высот религии просвещенных народов? Народам извинительно не верить в слово того, кто одушевлен Духом Божьим и отправлен Им на Землю, особенно если они его не видели и не были свидетелями дел его: и вы хотите, чтобы они поверили в это слово мира, когда вы приходите дать его им с мечом в руке? Они должны просветиться, а мы должны стремиться познакомить их с его учением убеждением и мягкостью, а не силой и кровью. Вы в большинстве своем не верите в сообщения наши с некоторыми смертными, так почему же вам хочется, чтобы иноземцы верили вам на слово, когда все дела ваши опровергают то самое учение, которое вы им проповедуете? ”

672. Преподнесение растительных плодов Богу, имеет ли оно больше достоинства в глазах Его, чем жертвоприношение животных?

“Бог всегда благословляет тех, кто делает добро; утешать бедных и страждущих — это наилучший способ воздать хвалу Ему. Но я не говорю этим, будто Бог осуждает те церемонии, каковые вы устраиваете, чтобы молиться Ему; я просто хочу сказать, что есть много денег, которые можно употребить с большей пользою, чем вы это делаете. Бог во всех вещах любит простоту. Человек, придающий значение внешнему, а не внутреннему, есть человек умственно близорукий; сами-ка рассудите, должен ли Бог придавать больше значения форме, нежели сути.”

Глава Третья

ЗАКОН ТРУДА

Необходимость труда — Границы труда — Отдых

§ 97. НЕОБХОДИМОСТЬ ТРУДА

674. Необходимость труда, является ли она законом природы?

" Труд есть закон природы хотя бы потому, что он есть необходимость, и цивилизация обязывает человека больше трудиться, потому что она увеличивает его нужды и наслаждения."

675. Должно ли понимать под " трудом" только лишь материальную работу?

" Нет; дух трудится, как и тело. Всякая полезная деятельность есть труд."

676 Почему труд вменен человеку в обязанность?

" Это следствие его телесной природы. Это искупление и одновременно средство к совершенствованию его ума. Без труда ум человеческий остался бы ребячлив; именно поэтому своей пищей, безопасностью и благосостоянием человек обязан лишь своему труду и активности. Тому, кто слишком слаб телом, Бог дал в помощь ум; но это всегда труд."

677. Почему сама природа заботится обо всех нуждах животных?

" Всё трудится в природе; животные трудятся, как и ты, но их труд, как и их ум, ограничен заботой о самосохранении; вот почему у них он не влечет за собой прогресса, тогда как у человека он имеет двойную цель: сохранение тела и развитие мысли, что также является некоторой потребностью и возвышает его над самим собой. Когда я говорю, что работа животных ограничена заботой о самосохранении, я разумею цель, которую они ставят перед собой, когда трудятся: но, удовлетворяя свои материальные нужды, они, неведомо для себя, являются еще и действующей силою, споспешествующей планам Создателя, и труд их тем самым содействует конечной цели природу, хотя вы очень часто и не обнаруживаете немедленного тому результата."

678. В мирах более совершенных человек также подчинен необходимости труда?

" Природа труда связана с природой человеческих потребностей; чем менее материальны эти потребности, тем менее материален и труд; но не думай, будто из-за этого человек становится бездеятелен и бесполезен: праздность была бы для него пыткой вместо того, чтобы быть благодеянием."

679. Человек, владеющий богатствами, достаточными, чтобы обеспечить его существование, оказывается ли он освобожден от закона труда?

" От материальной работы, может быть, и да, но не от обязанности быть полезным в меру своих способностей, совершенствовать свой ум или ум других, что также является трудом. Если человек, коему Бог отмерил благ достаточных, чтобы обеспечить свое существование, не принужден работать в поте лица своего, то обязанность быть полезным своим ближним тем более велика для него, так как доля, данная ему авансом, предоставляет ему более досуга, чтобы творить добро."

680. Нет ли таких людей, которые не в силах работать над чем-либо и существование коих бесполезно?

" Господь справедлив: он осуждает лишь того, чья бесполезность добровольна: ибо таковой живет за счет других. Господь желает, чтобы всяк делал себя полезным в меру своих способностей." (См. № 643).

681. Налагает ли закон природы на детей обязанность работать за своих родителей?

" Определенно, как и родители должны работать ради своих детей; именно поэтому Бог и сделал из сыновней любви и любви отеческой природное чувство, с тем чтобы чрез эту взаимную привязанность члены одной и той же семьи имели влечение помогать друг другу: как раз именно это слишком часто и не признается в нынешнем вашем обществе." (См. № 205).

§ 98. ГРАНИЦЫ ТРУДА. ОТДЫХ

682. Так как отдых является потребностью после работы, то не будет ли и он выражением закона природы?

“Несомненно, отдых служит тому, чтобы восстановить силы тела, и он необходим также для того, чтобы оставить немного более свободы, уму, дабы тому подняться над материей.”

683. Каковы пределы труду?

“Предел сил: впрочем, Бог оставляет человека свободным.”

684. Что думать о тех, кто злоупотребляет своей властью, чтобы навязать своим подчиненным какой-то избыток работы?

“Это одно из самых плохих действий. Каждый человек, обладающий властью повелевать, ответствен за тот избыток работы, коий он навязывает своим подчиненным, ибо он преступает закон Божий.” (См. № 273).

685. Имеет ли человек право на отдых в старости?

“Да, он обязан трудиться лишь по мере сил.”

— Но какой источник существования может быть у старика, которому нужно трудиться, чтобы жить, и который этого не может?

“Сильный должен трудиться для слабого; если же у того нет семьи, общество должно ему ее заменить: это закон милосердия.”

+ Недостаточно просто сказать человеку, что он должен трудиться, нужно еще, чтобы тот, кто зарабатывает на жизнь трудом, мог найти себе работу, а это не всегда происходит. Когда растет безработица, она принимает размеры настоящего бедствия, подобно неурожаю. Экономическая наука ищет панацею от этого в равновесии между производством и потреблением; но равновесие это, если и предположить его возможным, все равно всегда будет прерывисто, а рабочему и во время этих перерывов точно так же нужно жить. Но есть и еще звено, недостаточно учитываемое в этом уравновешивании, но без которого экономическая наука оказывается всего лишь теорией: это воспитание; не интеллектуальное воспитание, а именно моральное: и опять-таки, моральное воспитание не по книгам, но то, которое заключается в искусстве формировать характеры, то, которое сообщает навыки, ибо воспитание есть совокупность приобретенных навыков. Как подумаешь только, что масса индивидов без принципов, без тормозов, предоставленных собственным инстинктам, ежедневно извергается в поток человечества, так стоит ли удивляться гибельным последствиям всего этого? Когда искусство это будет узнано, понято и осуществлено, человек будет приносить с собою в мир навыки порядка и предусмотрительности, как для самого себя, так и для близких, уважения к тому, что достойно уважения, навыки и привычки, которые позволят ему с меньшими мучениями пережить плохие дни, неизбежные в земном нашем существовании. Беспорядок и непредусмотрительность суть две язвы, исцелить каковые может одно лишь воспитание, верно понятое, такова отправная точка, истинное ядро всеобщего благосостояния, залог безопасности для всех и каждого.

Глава Четвёртая

ЗАКОН ДЕТОРОЖДЕНИЯ

Население Земного шара — Чередование и совершенствование рас — Препятствия деторождению — Брак и безбрачие — Многоженство

§ 99. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА

686. Является ли размножение для живых существ естественным законом?

“Это очевидно; без размножения физический мир перестал бы существовать.”

687. Если население все время возрастает, как мы то можем видеть, то не наступит, ли на земле такой момент, когда оно окажется чрезмерно?

“Нет: Бог примет к тому меры и всегда поддержит равновесие; Он ничего не делает без смысла; человек, видящий лишь какую-то деталь на полотне природы, не может судить о гармонии целого.”

§ 100. ЧЕРЕДОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАС

688. В настоящее время существуют такие человеческие расы, которые, по всей видимости, все сокращаются; наступит ли такой миг, когда они исчезнут с лица Земли вовсе?

“Это так: но дело в том, что место их заняли другие; это так же верно, как то, что третьи однажды займут место вашей.”

689. Являются ли нынешние люди новейшими созданиями, или же они усовершенствованные потомки первоначальных рас?

“Это те же самые духи, возвратившиеся усовершенствоваться в новых телах, но еще далекие от совершенства. Так, нынешняя человеческая раса, в увеличении своем стремящаяся охватить всю Землю и заместить расы угасающие, будет иметь свой период спада и исчезновения. Другие, более совершенные расы займут ее место, но они произойдут от расы нынешней, как сегодняшние цивилизованные люди происходят от грубых и диких существ изначальных времен.”

690. С точки зрения чисто физической, тела расы нынешней, являются ли они особым порождением или происходят от первоначальных тел путем размножения?

“Происхождение рас теряется во тьме времен; но так как они все принадлежат к великой человеческой семье, каков бы ни был изначальный корень каждой их них, они могли соединиться друг с другом и образовать новые типы.”

691. Каков с физической точки зрения отличительный и преобладающий характер первоначальных рас?

“Развитие грубой силы за счет интеллектуальной: теперь же все наоборот: человек действует более умом, нежели мышечной силой, и все же он делает при этом в сто крат больше прежнего, потому что сумел поставить себе на службу силы природы, чего не делают животные.”

692. Совершенствование животных и растительных видов, которым занимается наука, противоречит ли оно закону природы? Не более ли соответствует этому закону предоставить вещам идти своим естественным ходом?

“Следует делать все возможное, чтобы достичь совершенства, и сам человек есть в этом смысле орудие, коим пользуется Господь, дабы достичь Своих целей. Так как совершенство есть цель, к каковой стремится природа, то благоприятствовать совершенству — значит содействовать ее намерениям.”

— Но человек в своем стремлении к усовершенствованию видов движим обыкновенно каким-то личным интересом и не имеет иной цели, кроме увеличения своих удовольствий: не уменьшает ли это его заслуги?

“Какое значение может иметь отсутствие у него заслуги, если при этом совершается прогресс? Сделать же свой труд намеренно исполненным достоинства — это уже его личное дело. Однако посредством труда он развивает и совершенствует свой ум, и в этом именно смысле от своей деятельности он получает наибольшую пользу.”

§ 101. ПРЕПЯТСТВИЯ К ДЕТОРОЖДЕНИЮ

693. Человеческие законы и обычаи, имеющие своей целью и следствием создать препятствия деторождению, противоречат ли они закону природы?

“Все, что сковывает природу в движении её, противоречит общему закону.”

— Однако есть такие виды живых существ, животные и растения, неограниченное размножение которых было бы вредно другим видам и жертвою которых стал бы и сам человек; сковывая их размножение, совершает ли он действие предосудительное?

“Бог дал человеку надо всеми живыми существами такую власть, которою тот должен пользоваться во благо, но никак не злоупотреблять ею. Он может регулировать их размножение в зависимости от надобностей, но он не должен без необходимости препятствовать ему. Разумное действие человека является противовесом, установленным Богом, дабы восстановить равновесие между силами природы, и это также есть то, чем он еще отличается от животных, потому что он занимается этим со знанием дела; но и сами животные также содействуют этому равновесию, ибо инстинкт разрушения, данный им, действует так, что, заботясь о своем сохранении, они останавливают чрезмерное и, быть может, опасное размножение тех видов растений и животных, которыми они питаются.”

694. Что думать о тех приемах, которые приводят к остановке деторождения в целях удовлетворения чувственности?

“Это свидетельствует о преобладании тела над душою, и о том, насколько человек погружен в материю.”

§ 102. БРАК И БЕЗБРАЧИЕ

695. Противоречит ли брак, т. е. постоянный союз двух существ, закону природы?

“Он означает шаг вперед в движении человечества.”

696. Устранение брака, какие бы последствия оно имело для человеческого общества?

“Это был бы возврат к жизни животных.”

+ Свободное и случайное соединение двух полов — это состояние природное. Супружество является одним из первых актов прогресса в человеческих отношениях, потому что оно устанавливает братскую солидарность и имеется у всех народов, хотя и в разных условиях. Упразднение брака, стало быть, явилось бы для человечества возвратом к поре детства и поставило бы человека даже ниже уровня некоторых животных, дающих ему примеры постоянных союзов.

697. Полная нерасторжимость брака, находится ли она в законе природы или же только в законе человеческом?

“Это человеческий закон, весьма противоречащий закону природы. Но люди могут изменить свои законы: одни лишь законы природы незыблемы.”

698. Добровольное безбрачие, является ли оно состоянием совершенным, похвальным в глазах Божьих?

“Нет, и те, которые живут так из эгоизма, не угодны Господу и обманывают всех и себя.”

699. Разве со стороны некоторых людей безбрачие не является самопожертвованием, если проводится в целях более полной самоотдачи на службе человечеству?

“Это совсем разные вещи; я ведь сказал из „эгоизма". Всякая личная жертва похвальна, когда она ради блага: чем больше жертва, тем больше заслуга.”

+ Бог не может противоречить самому себе или счесть дурным то, что сделано Им; Он, стало быть, не может видеть заслуги в преступании Своего закона: но если безбрачие само по себе отнюдь не похвально, то не так обстоит дело, когда оно, как отказ от семейных радостей, представляет собой жертву, совершаемую на благо человечества. Всякая личная жертва, совершаемая во имя добра, без эгоизма, без задней мысли, поднимает человека над материальными условиями.

§ 103. МНОГОЖЕНСТВО (ПОЛИГАМИЯ)

700. Приблизительное численное равенство, существующее между полами, является ли оно указанием на то, в каком соотношении должны заключаться союзы?

“Да, ибо все в природе имеет свою цель.”

701. Которая из двух, полигамия или моногамия более соответствует закону природы?

“Полигамия является человеческим законом, упразднение которого обозначает собой социальный прогресс. Брак, в согласии с замыслом Господним, должен быть основан на чувстве, соединяющем людей. При полигамии же нет истинного чувства, есть лишь чувственность.”

+ Если бы полигамия соответствовала закону человеческой природы, то она была бы явлением повсеместным, что материально невозможно, учитывая численное равенство полов.

Полигамию должно рассматривать как обычай или частное законоустановление, соответствующее некоторым нравам и каковое мало-помалу исчезает по мере совершенствования общества.

Глава Пятая

ЗАКОН ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ (САМОСОХРАНЕНИЯ)

Инстинкт самосохранения — Средства самосохранения — Наслаждение земными благами — Необходимое и излишнее — Добровольные лишения. Умерщвление плоти

§ 104. ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ

702. Инстинкт самосохранения, является ли он законом природы?

" Несомненно; он дан всем живым существам, какова бы ни была степень их ума; у одних он чисто машинален, а у других — рационален."

703. С какой целью Бог дал всем живым существам инстинкт самосохранения?

" Потому что все должны содействовать видам Провидения: именно для этого Господь дал им жажду жизни. И затем, жизнь необходима для совершенствования существ: они инстинктивно чувствуют это, не отдавая себе в том отчета."

§ 105. СРЕДСТВА САМОСОХРАНЕНИЯ

704. Бог, давая человеку жажду жизни, всегда ли доставляет ему средства к этому?

" Да, и если человек их не находит, то это от того, что он их не понимает. Бог не мог дать человеку жажду жизни, не предоставив ему средств для сохранения и поддержания ее, поэтому он наделяет землю свойством производить материал, из которого ее обитатели получают все для себя необходимое, ибо только одно необходимое полезно, излишнее никогда не бывает таковым."

705. Почему земля не всегда производит достаточно, чтобы снабдить человека необходимым?

" От того, что человек пренебрегает ею, неблагодарный! Это, однако, превосходная мать. Часто также он обвиняет природу в том, что есть результат его собственного неумения и непредусмотрительности. Земля всегда бы производила необходимое для всех, если бы человек умел довольствоваться только им. Если она не удовлетворяет всем нуждам, то лишь потому, что человек превращает в избыток для себя одного то, что должно было служить необходимым для всех других. Взгляни на араба, жильца пустыни, он всегда находит средства к жизни, потому что не создает себе искусственных потребностей; но когда половина продуктов растрачена ради удовлетворения фантазии, должен ли человек удивляться, что у него нет ничего на завтра, и имеет ли он право жаловаться на стеснения, когда приходит время диеты? Истинно говорю вам, что не природа непредусмотрительна, но человек, не умеющий управлять собой."

706. Под благами земли должно ли понимать лишь продукты почвы?

" Почва есть первоисточник, из коего вытекают все прочие источники, ибо в конечном счете источники эти суть не что иное, как преобразованные продукты почвы: поэтому под благами земли следует понимать все то, чем человек может наслаждаться на этом свете."

707. У некоторых людей зачастую не хватает средств к существованию даже посреди окружающего их изобилия, кого должны они упрекать в этом?

" Эгоизм людей, которые не всегда делают то, что они должны делать: затем, и чаще всего, самих себя. „Ищите, — да обретете": слова эти значат совсем не то, что достаточно просто смотреть на землю, чтобы найти, что желаешь, но то, что нужно искать этого страстно и настойчиво, а не вяло, наконец, что нельзя позволить обескуражить себя препятствиям, каковые очень часто лишь средства к тому, чтобы испытать ваше постоянство, ваше терпение и вашу твердость." (См. № 534).

+ Если цивилизация умножает потребности, то она же умножает и источники труда и средства к жизни: но нужно согласиться, что в этом отношении ей многое еще остается сделать; когда она совершит свое дело, никто не скажет, что ему не хватает необходимого, если только это не происходит по его собственной вине. Беда многих в том, что они встают на путь, который для них не предназначила природа: тогда именно им и не хватает ума, чтобы добиться успеха. Для всех есть место под солнцем, но при том условии, чтобы занять именно свое место, а не чужое. Природа не должна быть повинна в пороках общественной организации и последствиях честолюбия и самолюбия.

Нужно, однако, быть слепым, чтобы не признать того прогресса, который совершился в этом отношении у более продвинутых народов. Благодаря похвальным усилиям, каковые филантропия и наука, соединенные вместе, не перестают совершать ради улучшения материального состояния людей, и невзирая на непрестанный рост населения, недостаточность производства смягчается в значительной степени, и самые бедственные годы ныне не идут ни в какое сравнение с тем, какими они бывали прежде: общественная гигиена, этот столь существенный элемент силы и здоровья, неведомый нашим отцам, является объектом просвещенной заботливости; несчастье и страдание находят себе пристанище; повсюду наука вносит свой вклад, чтобы увеличить благосостояние. Стоит ли говорить о том, будто мы достигли совершенства? Конечно же, нет; но то, что уже сделано, дает меру тому, что может еще быть сделано настойчивостью, если человек будет достаточно мудр для того, чтобы искать счастье свое в вещах положительных и серьезных, а не в утопиях, отбрасывающих его назад, вместо того чтобы продвигать вперед.

708. Но ведь бывают такие положения, когда средства к существованию ни в коей мере не зависят от воли самого человека и отсутствие самого необходимого является следствием силы вещей?

" Это зачастую мучительное испытание, которому человек должен подвергнуться и о котором ему было известно, что он ему подвергнется; в этом случае, если ум ему не подсказывает никакого выхода из затруднения, вся заслуга его заключается в подчинении воле Божьей. Если его ожидает там смерть, он должен решиться на это безропотно, помышляя лишь о том, что настал час истинного освобождения и что отчаяние последнего мгновенья может заставить его потерять плод отречений."

709. Те, кто в некоторых критических ситуациях оказались вынуждены пожертвовать жизнями себе подобных, чтобы питаться ими, совершили ли они преступление? И если это преступление, то не смягчается ли оно волей к жизни, каковую дает им инстинкт самосохранения?

" Я уже ответил вам, сказав, что больше заслуги в том, чтобы подвергнуться всем испытаниям жизни со смелостью и самоотречением. Здесь же налицо убийство и преступление, идущее вразрез с природой, так что сие ошибка, которая должна быть вдвойне наказана."

710. В мире, в котором устроение живых существ более чисто, имеют ли потребность в питании?

" Да, но их пища соответственным образом соотносится с их природой и была бы недостаточно существенна для ваших грубых желудков; точно так же и они не могли бы переварить вашей."

§ 106. НАСЛАЖДЕНИЕ ЗЕМНЫМИ БЛАГАМИ

711. Пользование благами земли, является ли оно правом всех людей?

" Это право является следствием необходимости жить. Бог не может установить обязанности, не дав средств к ее исполнению."

712. С какой целью Бог наделил привлекательностью наслаждение материальными благами?

" Затем, чтобы побудить человека к осуществлению его назначения, а также чтобы испытать его искушением."

— Какова цель этого искушения?

" Развить его разум, который должен уберечь его от излишеств."

+ Если бы человек был побуждаем к пользованию земными благами одной лишь полезности ради, его безразличие могло бы нарушить вселенскую гармонию; Господь дал ему влечение к удовольствию, каковое побуждает его к исполнению планов Провидения. Но через это же самое влечение Бог пожелал, помимо того, испытать человека искушением, каковое влечет его к злоупотреблениям и крайностям, от коих его должен оберечь его разум.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.