Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные тезисы. Первые творческие взлеты советского кино






Первые творческие взлеты советского кино. Фильмы: «Красные дьяволята» (1923) / Иван Николаевич Перистиани; (Это интересно: в 1967–1971 гг. три фильма о «неуловимых мстителях» / Э. Г. Кеосаян); «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) / Лев Владимирович Кулешов. В обоих фильмах – влияние американских вестернов.

ü Лев Владимирович Кулешов – режиссер и теоретик киноискусства; фильм «Необычайные приключения…» – манифест кулешовской киношколы: динамичный монтаж и акробатическая выучка актеров; из его школы вышли знаменитые актеры и режиссеры: Александра Хохлова, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Леонид Оболенский.

Русский революционный киноавангард: «Большая пятерка советского кино: С. Эйзенштейн, Вс. Пудовкин, Л. Кулешов, Д. Вертов, А. Роом.

Авангард (фр. avant-garde = передовой отряд) – течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х гг. во Франции, Германии и России. Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью. Поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга).

Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах – историко-революционном (С. М. Эйзенштейн, А. Довженко), комедийном (Л. Кулешов). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие.

ü Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) – флагман русского революционного киноавангарда; кинорежиссер и теоретик киноискусства.

Вехи биографии:

ü 1915: окончил Рижское реальное училище;

ü 1915–1917: учеба в Институте гражданских инженеров в Петрограде;

ü 1917: призван на военную службу;

ü 1918: вступает в ряды Красной Армии;

ü 1921–1922: слушатель и режиссер-стажер Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда;

ü 1922–1923: руководитель театральных мастерских Пролеткульта;

ü 1923: первый фильм «Дневник Глумова»; творческий манифест «Монтаж аттракционов»: обоснование метода воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики;

ü 1924–1927: условная революционная кинотрилогия: «Стачка», «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь»; складывается собственный стиль, характерные черты которого: метафоричность, экспрессия, тяга к символической образности; благодаря монтажно-образному кинематографу кино стало искусством; в центре картин – революционные массы; «кинематограф масс»;

ü фильмы: «Старое и новое» (1929) и «Бежин луг» (1935–1937) – переход от идеи «монтажа аттракционов» к «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино»;

ü 1929–1932: командирован за границу (вместе с Г. Александровым и Э. Тиссэ), сначала в Западную Европу, а затем в США;

ü в рамках социалистического реализма: фильм «Александр Невский» (1938): жанр биографического патриотического фильма (оператор – Эдуард Тиссэ; композитор – С. С. Прокофьев);

ü 1938–1948: «новое кино»: интеллектуально и философски показывать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении; «Иван Грозный» (первая серия – 1945, вторая серия – 1958).

ü Всеволод Илларионович Пудовкин (1893–1953) – режиссер, актер, сценарист, художник; создатель, как и С. М. Эйзенштейн, историко-революционного эпоса; условная революционная трилогия (вершина творчества): «Мать» (1926); «Конец Санкт-Петербурга» (1927); «Потомок Чингис-хана» (1928); «эпос с человеческим лицом»: отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х гг. – в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актерами, тщательной проработке деталей в кадре. (Это интересно: еще одна экранизация романа А. М. Горького «Мать»: режиссер Глеб Панфилов, 1990).

ü Александр Петрович Довженко (1894–1956)–сценарист, режиссер, актер, художник; в кино пришел из живописи; драма взаимоотношений человека с природой – определяющий мотив творчества; создатель «поэтического кино»; первая авторская работа – кинопоэма «Звенигора» (1928); фильм «Арсенал» (1929); вершина творчества – «Земля» (1930): пафос сотворчества человека и природы, действия по ее законам, а не насилия над ней определил внутреннюю гармонию фильма.

ü Дзига Вертов (Денис Аркадьевич Кауфман) (1896–1954): игровое кино – фикция; идеи и формулы: «киноглаз» (с помощью оптических и технических возможностей «киноглаз» видит жизнь глубже и точнее, чем глаз невооруженный), «жизнь врасплох», «мир без игры»; группа «киноков»; фильмы: «Кино-Глаз» (1924), «Человек с киноаппаратом» (1929), «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934).

 

Советское кино после Гражданской войны:

Два главных киноцентра: Москва (две кинофабрики «Совкино» и «Межрабпом»); Ленинград («Севзапкино», ныне – «Ленфильм»); фильмы на современную тематику; главные враги в картинах – буржуи-нэпманы;

ü Борис Васильевич Барнет (1902–1965) – режиссер, актер; мастер сатирической комедии со склонностью к буффонаде, с проявлением лиризма и мягкого юмора; фильмы: «Девушка с коробкой» (1927); «Дом на Трубной» (1928); «Окраина» (1933); «Подвиг разведчика» (1947).

ü Абрам Матвеевич Роом (1894–1976) –режиссер, сценарист, актер, композитор; свое направление в кино: главное актер (театральный), психологизм, бытописательство = гиперреализм; родоначальник эротического кино и предтеча итальянского неореализма; фильмы: «Третья Мещанская» (1927), автор сценария – Виктор Шкловский (Это интересно: римейк «Треьей Мещанской» – фильм Петра Тодоровского «Ретро втроем», 1998); «Привидение, которое не возвращается» (1929); «Строгий юноша» (1936), автор сценария – Юрий Олеша; «Гранатовый браслет» (1969).

ü Ленинград: КЭМ (Киноэкспериментальная мастерская): Фридрих Маркович Эрмлер: (1898–1967)фильмы о криминальном дне северной столицы;

ü Григорий Михайлович Козинцев (1905–1973), Леонид Захарович Трауберг (1902–1990): ФЭКС (Фабрика экцентрического актера): Янина Жеймо, Сергей Герасимов. Олег Жаков; фильмы: (совместно): шедевр «Шинель» (1926); «Новый Вавилон» (1929); «Одна» (1931); историко-революционная эпопея = трилогия о Максиме – «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939);

Козинцев Г. М. (один): «Дон-Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970);

Трауберг Л. З. (один): «Мертвые души» (1960), «Вольный ветер» (1961), «Крепостная актриса» (1963).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.