Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы подготовки выпускных квалификационных работ






ВКР выполняются на основе изучения и анализа материалов учебной и научной литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодических изданий, в том числе и на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.), документальных материалов по избранной теме, а также фактов и статистических материалов, полученных из личного опыта работы, проведенных экспериментов, наблюдений и т.п.

Первым этапом подготовки ВКР является выбор ее темы. При выборе темы необходимо учитывать:

– актуальность;

– личный опыт практической деятельности (особенно для студентов заочной формы обучения), интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний с учетом будущей профессиональной деятельности;

– возможность подбора необходимого фактического материала, наличие статистических данных;

– возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке кандидатской диссертации.

После выбора темы и уяснения (с помощью научного руководителя) целевой установки ВКР определяются объект, предмет и границы исследования.

На втором этапе производится сбор, накопление и изучение научной и учебной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати, и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность студента, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствующего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки:

– работы с указателями, каталогами, обзорами и т.д.;

– использования справочных систем типа «Гарант», «Консультант Плюс» и др.;

– поиска информации в ведомственной сети ФТС России и сети Интернет;

– работы с научной и учебной литературой.

 

Поиск необходимой информации целесообразно вести по нескольким направлениям путем ознакомления:

– с нормативно-правовыми документами;

– со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.);

– с монографиями по теме ВКР, реферативными и периодическими научными изданиями, учебниками и т.д.;

– с каталогами-указателями источников, имеющихся в библиотеке Академии и других библиотеках.

Для сбора фактического материала необходимо максимально эффективно использовать все виды проводимых практик. Во время преддипломной практики следует активно вести подбор статистических данных, характеризующих современное состояние рассматриваемой (исследуемой) в ВКР проблемы.

При изучении источников информации используются разные формы записи, а иногда одновременно две-три.

Цитирование используется, когда необходимо точно воспроизвести определение какого-то понятия, процесса или явления, подкрепить или обосновать собственное утверждение, а также выразить критическое замечание в адрес автора.

Тезисыдают возможность лаконично изложить главные положения публикации в той последовательности, в которой они представлены в подлиннике. Требования лаконичности и точности изложения авторской мысли делают эту форму записи довольно сложной.

Конспектпредставляет собой изложение публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщениями, выводами и подразделением текста на пункты и подпункты под их названиями. Такой конспект включает в себя цитаты и тезисы, а также может иметь таблицы, графики и рисунки.

После изучения научной и учебной литературы, других источников информации необходимо обобщить и систематизировать собранный фактический материал, дать ему объективную оценку и интерпретацию, сформулировать рабочую гипотезу по теме исследования.

Гипотеза – это система предположений и допущений, истинность которых нуждается в проверке и подтверждении.

Формулируя гипотезу, студент должен выявить противоречия в исследуемой проблеме и определить основное направление исследования.

Правильно сформулированная гипотеза, как правило, предположительно указывает пути решения проблемы, определяет методы исследования, характер и объем необходимого и достаточного фактического материала и устанавливает определенный аспект в разработке проблемы. Гипотеза, направляя ход исследования, может уточняться (совершенствоваться) в процессе его проведения. Она проверяется в ходе выполнения моделирования и проведения эксперимента, сопоставляется с имеющимся практическим опытом, статистическими материалами и данными науки и либо подтверждается как верная, либо опровергается как несостоятельная.

Приступая к изложению материалов исследования, студенту необходимо помнить, что ВКР должна иметь четкую структуру, которая включает в себя титульный лист, задание на выполнение ВКР, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения. Объем ВКР должен составлять 75–85 страниц (без учета иллюстраций и приложений).

Во введенииВКР (3–4 страницы) излагается решаемая проблема и обосновывается актуальность темы, раскрываются ее научная и практическая значимость для таможенной деятельности, наличие законодательной базы, степень научной разработки и освещения в литературе, дается краткий перечень предшествующих работ, излагаются цели, задачи и замысел исследования, формулируются объект и предмет исследования, приводится перечень организаций и таможенных органов, на базе которых было проведено исследование.

В основной части, состоящей из двух-трех глав, излагаются главные аспекты содержания ВКР. В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса, дается характеристика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы таможенных органов, обосновываются цели и задачи ВКР, предлагаются современные подходы и пути решения исследуемой проблемы. Объем первой главы не должен быть более 30% всей работы.

Вторая и последующие главы содержат описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования. В них приводятся исходные данные, последовательность проводимых расчетов, в том числе с использованием ПЭВМ, излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Широко представляется табличный и графический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных результатам практики. Объем этой части, как правило, составляет около 60% от общего объема работы.

Если в работе расчеты и моделирование выполнялись с использованием ПЭВМ, то в тексте приводятся их основные результаты и анализ, а в приложения включаются формульные зависимости, блок-схема алгоритмов, идентификаторы и распечатка программы ПЭВМ.

Необходимо, чтобы все главы и параграфы были соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. В конце каждой главы целесообразно сделать краткие выводы из предшествующего изложения.

Заключение(2–3 страницы) представляет собой изложение основных результатов работы в виде выводов и рекомендаций. В нем автор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями и задачами работы, делает теоретические обобщения, выводы и дает практические рекомендации по использованию полученных результатов в деятельности таможенных органов. Прикладное значение ВКР подтверждается справкой о внедрении результатов исследований, проведенных студентом (приложение 9). Данная справка является одним из приложений к ВКР.

Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Процесс написания ВКР может быть различным. В одном случае подготавливается черновой вариант всей работы, а затем редактируется каждая ее глава, в другом – ВКР может готовиться последовательно по главам: после того, как одна глава полностью отработана и отредактирована, переходят к следующей.

Положительной стороной первого варианта является возможность оперативного внесения необходимых изменений в структуру отдельных частей и содержание ВКР в целом до ее тщательного редактирования, без дополнительных затрат на исправление материала, который впоследствии может оказаться ненужным.

При подготовке ВКР рекомендуется использовать различные методы моделирования, постановку и проведение экспериментов, широкое применение средств вычислительной техники. Необходимо, чтобы работа носила творческий, исследовательский характер, в обязательном порядке содержала ссылки на использованные источники информации. Освещение опыта практической деятельности таможенных организаций должно быть выполнено в органичном единстве с анализом общественно-политических и социально-экономических процессов российского общества.

Все содержание ВКР должны быть связано единой логикой и продуманной последовательностью изложения рассматриваемой проблемы. Материал работы не следует излишне перегружать иностранными словами и сложно построенными предложениями, в то же время нужно избегать чрезмерно кратких, слабо связанных между собой фраз, допускающих двойное толкование, и т.п. Необходимо добиться лаконичности и четкости формулировок, точности определений, литературной формы изложения. В то же время работа не должна носить характер справки или доклада.

Не рекомендуется вести изложение материала работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (выпускной квалификационной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы структурных подразделений таможенных органов свидетельствует о том, что», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены». Например: «Динамика оснащения подразделений таможенных органов современными вычислительными средствами (ПЭВМ) приведена...» или «Уровень владения сотрудниками таможенного поста современными техническими средствами таможенного контроля (рис. 1) характеризуется...».

В ВКР важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.

Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении выпускных квалификационных работ, являются:

– недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы и слабый анализ ее состояния;

– использование устаревших статистических данных;

– слабая расчетная часть и недостаточное использование при их проведении средств вычислительной техники;

– отсутствие в работе иллюстративного материала;

– поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении;

– нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов;

– отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники;

– превышение установленных объемов текстового материала;

– нарушение требований к оформлению работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.