Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности китайского правосознания






В китайском обществе еще с древности сложился ряд своеобразных соционормативных принципов и институтов, впоследствии глубоко укоренившихся в традиционном сознании и наложивших свой отпечаток на всю правовую культуру Китая. Жизнь китайского общества регулировалась, с одной стороны, совокупностью традиционных морально-этических норм (ли), с другой – системой наказаний (син). Причем считалось, что, только элитарные слои китайского общества, всегда следуют в своем поведении нормам ли и не подлежат наказанию со стороны государства. Тот же, кто не соблюдает предписания морали (простолюдины и варвары), нуждается в насильственном наказании.
Основное внимание китайской политико-правовой мысли было направлено на достижение гармонии внутри общества, правильное распределение полномочий между правителем, аристократией и простым народом.
Наибольший вклад в развитие теории и практики государственного регулирования внесли ранее конфуцианство и легизм:

 

согласно учению Конфуция в качестве главного инструмента в достижении социальной гармонии выступали нормы ли – моральные устои общества, закладываемые воспитание и исполняемые в силу социального долга. Гарантом неизменности моральных устоев ли выступало Небо (Тянь) – верховная организующая и гармонизирующая сила мирового устройства.
теоретическую основу легизма составили представления о применении жестких правовых норм – фа как наиболее действенного инструмента достижения практической пользы государства и правителя.

Длительная борьба конфуцианства и легизма привела к оформлению кардинального нового учения – ортодоксального конфуцианства, вобравшего в себя отдельные положения как первого, так и второго течений политическо-правовой мысли. Основной тезис ортодоксального конфуцианства состоял в утверждении того, что надежное управление государством возможно лишь при комплексном использовании позитивных, предписанных нормами ли, и негативных, запрещаемых нормами фа, стереотипов поведения.

 

-4-

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЕЙ «10 ЗОЛ»

Среди многообразия преступлений Танский кодекс особо выделяет «десять зол», считавшихся наиболее опасными и аморальными.
К первому из «10 злодеяний» относился «умысел восстания» (моу фань), («умысел переворота», «заговор о мятеже против государя»), в категорию которого мог быть отнесен сговор о любом причинении вреда императору. Главное в этой категории преступлений – преступная деятельность против императора, «Сына Неба», естественных небесных установлений («Алтаря божеств Земли и Злаков»1).
В этом же плане трактовались следующие два злодеяния – «умысел великого непокорства» (моу да ни) и «умысел измены» (моу пань). Ко второй группе злодеяний в кодексах относился умысел разрушить храм, гробницу, дворцы императора. К третьей группе – «умысел изменить своему государю» и «тайно предаться чужому государству», т.е. перейти на сторону врага, сбежать или предпринять попытку побега.
Четвертое злодеяние – «злостная строптивость» или «отталкивающее нарушение родственных отношений» (э ни) – охватывало преступления против близких родственников, избиение и умысел на убийство деда, бабки, родителей и других предков мужа, дядей по отцу или их жен, убийство старших братьев или сестер, других близких кровных родственников, а также мужа.
Пятое злодеяние – «извращение» или «бесчеловечность» (бу дао) – это преступления, совершенные с особой жестокостью, злобностью. Сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек за преступление, если оно не влекло смертной казни, или совершение преступления с особой жестокостью (такие как с расчленением трупа, все виды колдовских магических действий, изготовление и хранение ядов и т.п.).
Шестое злодеяние – «великая непочтительность» (да бу цзин). Имеется в виду преступления связанные с кражей предметов культа, а также кража или поддельное изготовление вещей используемых императором (императорская печать, печать его жены, матери, бабки). Сюда же относились и оплошности, допущенные при приготовлении пищи, лекарств императору и злословие в его адрес. Казнью для лиц совершившие действия, угрожающие здоровью императора или причинившие ему моральный или физический вред было удавление. Но если совершенное преступление было совершено не в результате небрежности или ошибки, тогда данное деяние относилось к первому злодеянию с соответствующим наказанием.
Седьмая, восьмая, девятая и десятая формы злодеяний были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.
Седьмое злодеяние – «сыновняя непочтительность». Имеется в виду

-5-

 

неподобающее поведение сына, внука – это донос о преступлении, проклятье, словесное оскорбление деда, бабки, родителей, их плохое содержание, выделение из семьи и раздел имущества без их согласия, вступление в брак во время ношения траура или ношение в это время не траурной одежды.
Восьмое злодеяние – «вражда» или «отсутствие родственной любви» (бу му). К этой категории относились такие действия, как: убить или продать в рабство близкого родственника, избиение женой мужа, донос на родственников старшего поколения, и их избиение.
Девятое злодеяние – «нарушение или отсутствие долга» (бун) – включало в себя преступления, совершенные друг против друга, лицами, связанными официальными, социально-иерархическими узами, например убийство подчиненным своего начальника, наставника в образовании, т.е. члена той группы лиц, которая, как и семья, скрепляла социальный порядок. Сюда же были отнесены различные формы выражения женой непочтения к мужу – сокрытие известия о его кончине, не изъявление скорби о нем, музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости во время траура по мужу или новое замужество.
Десятое злодеяние – «кровосмешение» или «внутренний хаос» (нэй лунь). Сюда относились половые связи между родственниками, которые приравнивались к поведению «птиц и зверей» (не только между близкими и дальними родственниками, но и с наложницами деда и отца). При этом преступники наказывались и в случае обоюдного согласия.
Все эти преступления наказывались смертью и не могли быть погашены никакими привилегиями преступника, даже на основе правил «тени» (т.е. влиятельное лицо могло передать экономические и правовые привилегии на основе родственной или функциональной близости), совершивший их не мог быть помилован или прощен.


 

-6-

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.