Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы теории конституции.






 

1. Определение Конституции. Объекты конституционного регулирования (в демократических, авторитарных (и тоталитарных) странах).

2. Действие, принятие, изменение, отмена Конституции (октроированные, договорные, народные Конституции, гибкие Конституции Великобритании, Новой Зеландии, жесткие конституции США, Японии, Дании, и Конституции смешанного типа на примере Мальты и Индии).

3. Классификация конституций зарубежных стран.

4. Конституционный контроль (надзор) (объекты конституционного контроля, виды и органы конституционного контроля). Политический конституционный контроль во Франции и на Кубе, американская и европейская системы судебного контроля.

Основные понятия: конституция, юридические свойства конституции, форма конституции, правовая охрана конституции.

Краткое содержание ответов.

Определение Конституции. В широком смысле, конституция – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах – основных законах, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов, и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Конституция в материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяющие основы общественного строя, форму правления, территориальные устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношение, государственную символику и столицу.

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Это в своем роде закон законов. Она может быть изменена путем издания обычного закона.

Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы.

К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения. Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера. Например, в швейцарскую федеральную конституцию 1874 г. на референдуме в 1893 г. была включена статья, закрепившая выпускание крови у скота без предварительного оглушения. В 1973 г. статья была заменена общими положениями о защите животных.

Различают также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. (Конституционный закон о Чехословацкой федерации 1968 г. предусматривал создание системы конституционных судов, однако до 1989 г. эти суды так и не были созданы. Согласно юридической конституции – они существуют, согласно фактической – нет). В конституции Итальянской республики 1947 г. остаются лишь мертвой буквой нормы ст. 40 (регламентация права на забастовку), ст. 95 (организация президиума Совета министров).

Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала фиктивной.

Высшая юридическая сила конституции в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. Высшая юридическая сила конституции в материальном смысле состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство конституции иногда обеспечивается ее соответствующими нормами (например, в конституции Республики Ирландии 1937 г.; в ст. 98 Конституции Японии 1946 г. указано, что «она является верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы»).

В настоящее время в мире насчитывается более 100 Конституций. Одни из них были приняты свыше 200 лет назад, а некоторые – совсем недавно.

В становлении основных законов зарубежных государств можно выделить 6 этапов особенно активного конституционного правотворчества, т.е. «конституционного развития».

Первая волна принятия конституций – конец ХVII в. – первая мировая война 1914-1918 гг.

Конституция США, принятая в 1787 г., является первой писаной Конституцией и основывается на принципе разделения властей, федерализме, судебном конституционном надзоре, соблюдении естественных прав личности. Наиболее старыми, помимо нее являются Конституции Норвегии (1814 г.), Франции (1791, 1793, 1795 и др.), Бельгии (1831 г.), Аргентины (1887 г.), Канады (1867 г.), Швейцарии (1874 г.), Голландии (1887 г.), Люксембурга (1868 г.), Германии (1871 г.), Италии (1848 г.) и др.

В отношении конституций «первого поколения» можно выделить общие черты: лаконичность, принятие под влиянием революций и иных чрезвычайных ситуаций, основное регулирование вопросов организации государственной власти, политических прав, неприкосновенность частной собственности, учреждение парламентов, формируемых на основе ограниченного цензового избирательного права, эволюция формы правления в сторону парламентской монархии или республики.

Вторая волна принятия Конституций (1918-1945 гг.) приходится на период между двумя мировыми войнами и обусловлена:

- изменением геополитической обстановки в Европе и образованием новых самостоятельных государств (Австрии, Польше, Чехословакии, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Венгрии, Югославии, Веймарской Германии);

- до второй мировой войны были приняты и ныне действующие конституции Австралии, Мексики, Ливана, Ирландии;

- к данному этапу может быть отнесено принятие поправок к Конституции США, демократизация избирательного права в Великобритании, конституционные реформы в Бельгии (1920-1921 г.).

Новые конституции более «развернуты», отличаются более совершенной юридической техникой, более подробным регулированием правового статуса личности, провозглашением всеобщего избирательного права, предоставлением его женщинам (например, в Великобритании – в 1929 г.), учреждением органов специализированного конституционного контроля, что положило начало европейской модели системы конституционного контроля (конституционный суд Австрии, Чехословакии и др. стран).

Третья волна принятия конституций охватывает период после окончания второй мировой войны. Происходит изменение нравственных ценностей (уважение к институту «прав человека», гуманизму, парламентаризму). Новые конституции были приняты во Франции (1946 г.), Италии и Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Греции (1952 г.), Дании (1953 г.); приняты или существенно изменены конституции многих стран Америки (Бразилия, Боливия, Гондурас, Доминиканская Республика, Сальвадор, Канада), Азии и Африки (Индия, Турция, Китай, Индонезия, Южная Корея, ЮАР, Филиппины), стран Центральной и Юго-Восточной Европы, оказавшихся в советской зоне влияния (ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния).

В большинстве послевоенных конституций нашли свое отражение следующие основные принципы и положения:

- утверждение принципа разделения властей,

- расширение регулирования прав и свобод человека и гражданина, закрепление социально-экономических прав, новых механизмов и институтов защиты прав личности;

- демократизация избирательного права;

- взаимная ответственность государства и личности;

- подтверждение миролюбивой политики государства, отказ от войны (Япония вообще отказалась от вооруженных сил);

- отказ от части суверенных прав «в области прав человека» в пользу международных организаций.

Четвертая волна «конституционного обновления» вызвана крушением последних военно-фашистских режимов в Европе – в Греции, Португалии и Испании. В этих странах (в Греции – в 1975 г., Португалии в 1978 г.) были приняты новые конституции, закрепившие демократический политический режим).

Во второй половине 70-х и в 80-х гг. были приняты и конституции новых государств, переставших быть колониями в последнюю очередь (например, Южная Родезия); государств, изменивших в результате революции общественный строй (Иран); социалистических государств (СССР в 1977, КНР – внесены серьезные конституционные поправки в 1976 г., в Югославии – в 1974 г., Болгарии – в 1971 г., КНР – в 1978 и в 1982 гг. и др.).

Пятая волна, последняя волна конституций явилась результатом крушения социалистической системы и распада СССР. На карте появилось более 20 новых государств (5 - на территории бывшей Югославии, 15 – бывшего СССР, 2 – бывшей Чехословакии). Во всех этих странах приняты новейшие конституции.

Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами, в которых нашли отражение социальные, национальные, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время зарубежным конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты, что позволяет классифицировать конституции по различным основаниям на:

- кодифицированные и некодифицированные. Если Конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то е можно определить как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, имеем дело с некодифицированной конституцией. Иногда встречаются комплексные кодифицированные конституции, где составной частью наряду с ее текстом провозглашаются какие-либо иные акты декларации, принятые в разное время, но в целом составные части воспринимаются как единый сложный документ, а не совокупность документов (Конституция Франции 1958 г. своими составными частями признает Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и преамбулу к Конституции 1946 г., Конституция Чехии состоит из основного текста и Декларации основных прав и свобод).

- развернутые и неразвернутые. Кодифицированную Конституцию можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Примеры развернутых – греческая, португальская, неразвернутых – французская действующая, американская, японская (в них нет ничего лишнего с конституционной точки зрения). Конституция США содержит 7 статей (разделов), Конституция Монголии – 70 статей, Российской Федерации – 137 статей. В развернутых же конституциях много положений, несвойственных конституциям. Их становится все больше. Примерами «развернутых» конституций являются Конституция Индии (около 450 статей), Конституция Бразилии (около 315 статей), Конституция Португалии (около 300 статей), Конституция Мексики (около 100 статей) но каждая в себе содержит еще 5-10 статей.

- писаные и неписаные. Писаная конституция – это особый единый по форме законодательный акт в большинстве зарубежных стран (ФРГ, РФ, Италия, Испания и др.) или состоящий из нескольких таких актов (Швеция, Австрия, Финляндия, Сенегал и др.), которые провозглашаются основными законами государства. Сомнительным кажется положение иных государствоведов о фактической тождественности понятий «писаной» и «кодифицированной» конституций. Неписаная конституция (Великобритания, Новая Зеландия) характеризуется тем, что она включает отдельные парламентские статуты (в Великобритании - Великая хартия вольностей 1215 г., Билль о правах 1689 г., Акт о престолонаследии 1701 г., Акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акты о министрах Короны 1937, 1964, 1975 гг., Акт о Палате общин 1978 г., Акты о местном самоуправлении 1972, 1974 гг., Акт о гражданстве 1981 г. и др.), судебные решения и так называемое общее право (совокупность обычаев, сложившихся на всем протяжении развития английского государства). Британская конституция эволюционирует в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов законами, принимаемыми парламентом.

- по способу принятия:

а) октроированные – конституции, дарованные односторонним актом главы государства (монарха). В начале XIX века часто именовались хартиями. Французская хартия 1814 г., японская 1889 г., абиссинская 1937 г., марокканская конституция 1911 г., в 1990 г. король Непала Бирендра даровал народу конституцию, в султанатах Малайзии. После II мировой войны октроированными стали называть конституции, дарованные метрополиями своим колониям при освобождении их (до 1982 г. конституционные законы Канады формально утверждались Великобританией).

б) конституции, носящие договорный характер, встречаются редко (обычно между монархом и выборным органом). Например, английский Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г. После II мировой войны: независимость Кипру оформлена соглашениями 1959 г. между Великобританией, Турцией и представителями греческой и турецкой общин острова.

в) большинство ныне действующих конституций являются народными (по названию в XIX в.). Источником такой конституции является учредительное собрание, непосредственное одобрение конституции на референдуме, избирательный корпус, который выбирает парламент.

В литературе встречается деление учредительного собрания на суверенные – окончательно принимающие конституцию (французское учредительное собрание 1848 г.) и несуверенные – вырабатывающие лишь текст конституции, которая утверждается чаще всего референдумом (во Франции учредительное собрание 1946 г., Италии, Югославии в 1945-1947 г.г., в Португалии в 1975-1976 г.г., в Болгарии и Румынии в 1990-1991 г.г.).

- по способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие:

а) в гибких конституциях каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет или замещает предыдущий или устанавливает положения, не регулировавшиеся раньше либо регулировавшиеся обычным правом. Так изменяются частично писаные конституции (Великобритания, Новая Зеландия и др.). Конституция изменяется также, как обычные парламентские законы.

б) жесткие конституции, чтобы обеспечить стабильность, укрепление их авторитета и относительное постоянство конституционного строя, предусматривают сложную процедуру их изменения.

Способы обеспечения жесткости конституций:

1. Устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента (2/3 в Норвегии и Литве, 2/3 Бундестага и Бундесрата Германии, 3/5 в Испании, Франции, в Латвии – в присутствии не менее 2/3 от общего состава депутатов, 2/3 голосов присутствующих, в РФ – 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и ¾ членов Совета Федерации, в США - 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса);

2. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. В литовской конституции для принятия поправок предполагается два обсуждения с промежутком не менее 3 месяцев и два голосования. В Италии – два последовательных обсуждения в парламенте с промежутком не менее 3 месяцев и одобрение абсолютным большинством голосов в каждой палате;

3. Иногда предусматривается утверждение поправок на референдуме во Франции, в Италии (если возражения, то по требованию части депутатов, областей), в Испании, Дании, Исландии;

4. Утверждение поправок определенным большинством субъектов федерации. В США необходимо, чтобы поправку одобрили законодательные собрания в ¾ (т.е. в 38 штатов);

5. Повторное принятие поправок парламентом следующего созыва (в Испании), Норвегии, Финляндии, Нидерландах.

В конституциях смешанного типа различные части изменяются по-разному (например, Конституция Мальты 1974 г.).

Наиболее распространенный способ инкорпорирования поправок в текст конституции – простая замена прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.).

Другой способ включения поправок – прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать: поправки в США публикуются отдельно после первоначального текста конституции (в конституциях Венесуэлы 1961 и 1983 г.г., в Югославии).

- по времени действия – на временные (имеющие ограниченный срок) и постоянные (неограниченный срок действия).

Большинство конституций – постоянные (это намерение законодателя в момент принятия). Конституция Таиланда 1959 г., включавшая 20 статей, действовала до разработки постоянной Конституции Учредительным собранием.

В Латинской Америке в 50 – 60-х годах – «конституционная чехарда». Например, к середине 60-х годов история Боливии насчитывала 20 конституций, Колумбии – 11, Гаити – 23, Венесуэлы – 22 конституции (в результате государственных переворотов).

Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость. Например, Конституция Мексики 1917 г., является «нерушимой» (ст. 136), однако, имеет наибольшее число поправок.

- по оформляемому политическому режиму – демократические и авторитарные (среди последней выделяются еще тоталитарные).

Первые – допускают свободное образование и деятельность политических партий, предусматривают выборность учреждений власти, гарантируют определенный круг прав и свобод.

Авторитарные - ограничивают или запрещают деятельность политических партий либо устанавливают господство одной партии, существенно ограничивающее провозглашенные права и свободы.

- по форме правления – монархические и республиканские.

- по форме политико-территориального устройства – на федеративные (США, ФРГ, Швейцария и др.) и унитарные (Италия, Финляндия, Польша, Румыния, Венгрия, страны СНГ), где разграничиваются конституции федеральные, или национальные, и конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций и т.п.).

Конституционная доктрина и практика выработали целую систему специальных юридических гарантий верховенства Конституции в системе источников права. Особая форма, в которую облекаются конституционные нормы, специфический порядок принятия, изменения и отмены конституции призваны отличать ее от обычного закона и других норм права, придать конституционным нормам авторитет, обеспеченный специальными процедурами юридического и политического характера, выдвигаются и требования о том, чтобы любой закон, нормативно-правовой акт соответствовали содержанию конституции.

Конституционная юстиция в европейских зарубежных странах:

становление и развитие

Конституционная доктрина и практика выработали целую систему специальных юридических гарантий верховенства Конституции в системе источников права. Особая форма, в которую облекаются конституционные нормы, специфический порядок принятия, изменения и отмены конститу­ции призваны отличать ее от обычного закона и других норм права, при­дать конституционным нормам авторитет, обеспеченный специальными процедурами юридического и политического характера; выдвигаются требования о том, чтобы любой закон, нормативный правовой акт соответ­ствовали содержанию конституции.

В ряде стран (США, Швейцария, Япония, Австрия, Индия, Мальта) где нет специализированных Конституционных судов, высшим органом конституционного контроля провозглашаются верховные суды, в некоторых странах (Аргентина, Норвегия) конституционность за­кона вправе проверять любой суд - «американская» модель. В большинстве европейских стран вопросы конституционной юстиции входят в компетенцию специализированного конституционного суда (ФРГ, Австрия, Италия, постсоциалистические страны Центральной и Юго-Восточной Европы, страны СНГ), что характеризует - «австрийско-немецкую» модель. В некоторых странах вопросы конституционно-юридического характера решаются квазисудебными государственными органами (Конституционный и Государственный со­веты во Франции, Конституционный совет в Казахстане и др.) - «французская модель», по которой вопросы конституционной юстиции решают не обязательно судьи и без строгой юридической процедуры, а в их формировании принимает участие глава государства и палаты парламента.

В 20 – 30-е гг. органы конституционной юстиции европейской модели были учреждены в Австрии (Конституция 1920 г.), в Чехословакии (Конституция 1920 г.), в республиканской Испании (по Конституции 1931 г. был создан Суд конституционных гарантий).

После Второй мировой войны на Европу пришлась «вторая волна» распространения органов конституционного контроля. Восстановился Конституционный суд Австрии, создаются конституционные суды в Италии (ст.ст. 134 – 137) и ФРГ (ст.ст. 93 - 94, 99 - 100), в Турции (конституция 1961 г.), в Югославии (Конституция 1963 г.). Предусматривал создание системы конституционных судов и Конституционный закон 1968 г. Чехословакии, однако, до 1989 г. они так и не были созданы.

«Третья волна» приходится на 70 – 80-е гг., когда институт конституционного контроля предусматривают Основные законы Португалии (ст. 223 - 226, 1976 г.), Испании (ст.ст. 159 – 165, 1978 г.); с 1982 г. действует Конституционный трибунал в Польше. Однако он был задуман не как институт судебной системы государства, а как вспомогательный орган, имеющий целью содействовать упрочению верховенства Сейма в сфере правотворчества. В условиях влияния ПОРП роль конституционного трибунала могла оставаться только весьма ограниченной. Идея верховенства сейма остается до сих пор одной из ведущих, так как Сейм может принять 2/3 голосов в присутствии не менее половины общего числа депутатов Постановление, отклоняющее решение Конституционного трибунала.

В СССР Конституцией 1936 г. предусматривалось возложение функций конституционного суда на Верховный Суд при ЦИК СССР. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки на ратификацию Съезду. В БССР по Конституции 1978 г. функции за соблюдением конституции возлагались на Президиум Верховного Совета БССР (ст. 108).

В декабре 1988 г. верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию СССР, в соответствии с которыми был образован Комитет конституционного надзора; через год II Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР». На комитет возлагались функции контроля за соответствием издаваемых правовых актов действующей Конституции.

В начале 90-х гг. европейская централизованная модель конституционного контроля избирается постсоциалистическими странами Центральной и Юго-восточной Европы (В Румынии – в 1991 г., Болгарии – в 1991 г., ст.ст. 147 – 152). Однако, решением от 16 декабря 1993 г. Конституционный суд Болгарии указал, что он не является судебным органом и стоит вне трех ветвей власти, что характерно для стран с романской системой права – Испании, Италии и странами СНГ.

Законами, регламентирующими статус органов конституционной юстиции в странах СНГ, стали законы «О Конституционном Суде Грузии» от 31 января 1996 г., «О Конституционном Суде Республики Молдова» от 13 декабря 1994 г. с изменениями и дополнениями от 11 июля 1996 г., Указ Президента Казахстана, имеющий силу закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 г., закон «О конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. и другие. В Республике Беларусь институт конституционного контроля был учрежден в 1994 г. на основании конституции Республики Беларусь и Закона от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь», порядок работы конституционного Суда Республики Беларусь определяется Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, принятым 18 сентября 1997 г.

Европейская модель конституционного контроля весьма отличается от традиционной. Так, принципиально по-иному назначаются члены органов конституционной юстиции в их европейском варианте. Прежде всего, срок полномочий членов неодинаков, но отсутствует пожизненное назначение: на 6 лет – в Казахстане, 9 лет – во Франции, Испании, Италии, Украине, на 11 лет – в Республике Беларусь, 12 лет – в Российской Федерации, ФРГ, Австрии, 15 лет – в Кыргызстане без права переизбрания на новый срок. Пожизненными членами органов конституционной юстиции являются бывшие президенты Беларуси, Казахстана, Франции, Узбекистана. В ряде стран состав органа обновляется не полностью, а частями (например, во Франции, Испании, Польше, в Казахстане). Обновление состава позволяет органу конституционной юстиции принимать новых людей, отражающих взгляды текущего момента. Срочный характер назначения не влияет на независимость членов по отношению к другим центральным органам. В то же время предусмотрена возможность сместить члена органа конституционного контроля, но не возможность его непосредственно повторного назначения.

Особое внимание следует обратить на высокие требования к кандидату на должность в Конституционном Суде. Как правило, предусмотрен повышенный возрастной ценз (на день назначения – 40 лет – в Республике Беларусь, в российской Федерации, на Украине, 45 лет – в Венгрии), не только высшее юридическое образование, но и особый профессиональный опыт, обладание признанной высокой квалификацией в области права. так, в Италии, конституционный суд формируется из «высших магистрантов общей и административной юрисдикции, ординарных профессоров права университетов и адвокатов с двадцатилетним стажем»; по венгерскому конституционному законодательству в Конституционный Суд «следует избирать лиц, выдающихся своими знаниями права, университетских профессоров, докторов юридических наук или имеющих стаж работы по юридической профессии не менее 20 лет». В Республике Беларусь в соответствии со ст. 116 конституции Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень (в настоящее время двое судей являются докторами юридических наук, пятеро – кандидатами юридических наук).

Таким образом, в группе стран, придерживающихся европейской модели, порядок назначения и квалификации судей нередко устанавливается конституционным законодательством, что подчеркивает значение этого органа конституционного надзора. представляется важным и то, что почти всегда члены органа конституционного контроля формируются по смешанной процедуре, когда в ней участвует не один, а несколько органов государственной власти, с тем, чтобы ни один из назначающих органов не имел преимущества, а сам орган конституционного контроля не обрел односторонней ориентации. Например, Конституционный Суд Италии состоит из 15 судей, назначаемых президентом, парламентом на совместном заседании палат и высшими общей и административной магистратурами (ст. 135 Конституции Италии), во Франции Конституционный совет состоит из девяти членов, из которых 3 члена назначаются Президентом, 3 – председателем Национального собрания, 3 – председателем Сената (ст. 56 Конституции Франции); в Испании Конституционный Суд состоит из 12 членов, назначаемых королем: 4 – по предложению конгресса, 4 – сената, 2 – по предложению Правительства, 2 – по предложению Главного совета судебной власти (ст. 159).

Аналогичная процедура предусмотрена и в Республике Беларусь: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания.

Введенные в конституционное законодательство особенности организации и членского состава органов европейской модели дают им, очевидно, некоторые преимущества по сравнению с традиционной американской моделью. Органы европейской схемы контроля обычно шире подходят к рассматриваемым проблемам соотношения оспариваемого акта и положений основного закона; обычные суды всегда связаны конкретными обстоятельствами рассматриваемого дела, отсюда – партикуляризм решений этих судов. Множество судов, имеющих право принимать решения о конституционности, действуют изолированно друг от друга, что ведет к «разорванности» контроля, порой к его противоречивости.

Специальный же орган обладает иными возможностями, он имеет монополию на рассмотрение споров относительно соответствия основному закону, может следить за единством судебной практики, проводит определенную линию в каком-либо аспекте своей деятельности. Наконец, модель более соответствует принципу разделения властей.

Во всех зарубежных странах конституционные суды наделены правом по запросам признавать неконституционные законы и другие нормативные правовые акты, а также международные договоры или иные обязательства, одной из сторон которых является данное государство, в случае расхождения их с конституцией.

В ряде государств Конституционный суд дает заключение о правомерности выборов президента и парламента (Франция, Болгария, Кыргызстан, Молдова), наблюдает за правильностью проведения референдумов (Франция, Италия, Молдова), дает заключение по вопросу об отстранении от должности главы государства (ФРГ, Италия, Российская Федерация, Украина, Кыргызстан, Болгария), рассматривает вопрос о конституционности деятельности политических партий (ФРГ, Украина, Польша, Болгария), принимает решения о несоответствии основному закону правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан, пользуется правом законодательной инициативы, толкования законов (Российская Федерация, Польша, Венгрия, Болгария, Кыргызстан, Молдова), рассматривает споры о компетенции между центральными и административно-территориальными органами власти в унитарных государствах и органов субъектов федерации в федеративных (Италия, Испания, Франция, Украина, Молдова, Болгария, ФРГ, Российская Федерация) и многие другие.

Таким образом, в европейском конституционном законодательстве появляется собственная модель конституционного контроля, резко отличающаяся от традиционной американской. Если традиционная система предполагает возможность проверки на соответствие основному закону каждым судом или судьей, то европейская модель носит централизованный характер. Контроль осуществляется специально созданными органами, действующими вне обычной и административной юстиции. Особое внимание следует обратить на порядок назначения членов органов конституционного контроля преимущества европейской модели по сравнению с традиционной американской моделью.

Содержание зарубежных конституций весьма обширно. В то же время их нормы могу быть сведены к трем основным блокам регулирования: конституционно-правовой статус личности и гражданина, закрепление структуры и порядка функционирования органов государственной власти, их взаимоотношений: учет развития региональных и универсальных норм международного права.

Заметна эволюция конституционных норм в блоке конституционного регулирования, касающегося системы органов государственной власти. Проявилась она в основном в трех направлениях: упрочении исполнительной власти, укреплении положения этой власти: эволюции парламентской структуры: развитии института конституционного контроля.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.